Пространство терапевтических отношений

Чтобы обсуждение темы терапевтических отношений сделать более наглядным, можно попытаться описать терапевтические отношения в пространственных категориях. Впервые о подобной идее мы услышали от канадского психотерапевта Карла Томма (К. Tomm) во время его приезда в Санкт-Петербург в 1992 году. Давайте вслед за К. Томмом обратимся к двум основным континуумам, отношение к которым, так или иначе обуславливает контекст терапевтического пространства: 

«осознаванию» и «свободе» (подобная дихотомия использована для упрощения).

Под «осознаванием» мы будем иметь в виду осознавание клиентом собственных изменений, происходящих в процессе консультирования или терапии, а под «свободой» — свободу выбора клиентом своего поведения в процессе консультирования или терапии. Интересовать же нас будет то, в какой степени та или иная позиция, занимаемая консультантом, способствует осознаванию клиентом происходящих с ним изменений и в какой степени та или иная позиция, занимаемая консультантом, оставляет за клиентом свободу выбора собственного поведения. При этом, конечно, мы должны помнить, что, сколько бы та или иная позиция или подход ни опирался на развитие у клиента осознавания, значительная часть опыта все равно останется за пределами сознания. И наоборот, сколько бы тот или иной подход ни пренебрегал или даже ни препятствовал осознаванию клиентом происходящего в терапевтическом процессе, какая-то часть опыта все равно будет осознана.

То же самое можно сказать и о свободе выбора клиентом своего поведения: любые ограничения поведения будут оставлять человеку какую-то степень свободы, и, соответственно, даже самая большая предоставленная свобода выбора все же будет предполагать некоторые ограничения поведения. То есть во всех этих случаях мы говорим о тенденциях, векторах, на которые опираются те или иные терапевтические подходы.

В результате пересечения осей, образованных этими векторами, предполагаемое пространство терапевтических отношений разделится на четыре квадранта (см. рис. 1).

Пространство терапевтических отношений

Пространство, входящее в верхний левый квадрант, будет характеризоваться направленностью терапевтических усилий  на неосознавание клиентом происходящих с ним изменений при одновременном уменьшении свободы выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством манипуляции.

Пространство верхнего правого квадранта будет характеризоваться позицией консультанта, направленной на осознавание клиентом собственного опыта при одновременном ограничении возможностей выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством конфронтации.

Нижний левый квадрант будет содержать пространство, характеризующееся, с одной стороны, направленностью терапевтических усилий консультанта на неосознавание клиентом происходящих с ним изменений, а с другой — высокой степенью свободы выбора клиентом своего поведения. Это пространство можно назвать пространством опеки.

Соответственно, нижний правый квадрант охватывает область терапевтических отношений, характеризующуюся тенденцией к росту осознавания клиентом своего опыта и одновременным увеличением свободы выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством вдохновления и роста (см. рис. 2).

Четыре пространства определяют четыре терапевтические позиции в консультировании, и в каждой из них клиент видится консультантом по-разному (см. рис. 3).

В пространстве манипуляции клиент воспринимается в категориях упрямства, сопротивления, непробиваемости;

в пространстве конфронтации в категориях неуправляемости, ненормальности, ошибочности;

в пространстве опеки — наивности, глупости, слепоты;

в пространстве вдохновления — несвободы, подавляемости, сдерживаемости.

Также на рис. 3 мы видим, что пространства слева (верхнее и нижнее) соответствуют закрытой от клиента терапевтической позиции, а пространства справа — открытой терапевтической позиции.

В верхних пространствах (правом и левом) заложена тенденция к терапевтическому насилию, в нижних — к терапевтическому принятию. Соответственно, в каждом из четырех пространств для клиента уготованы разные перспективы: из пространства манипуляции — изменение с раболепием, из пространства конфронтации — уступка с покорностью, из пространства опеки — рост с зависимостью, из пространства вдохновления — освобождение с независимостью. Если бы у каждого из терапевтических пространств был свой девиз, то выглядели бы они приблизительно так (см. рис. 4):

Выделенные пространства, по существу, не что иное, как этические позиции, из которых развиваются специфические действия консультанта или терапевта, своего рода платформы, на которых формируются образы возможных дальнейших терапевтических инициатив. Эти четыре этических пространства демонстрируют различные направления заботы. Не стоит пытаться расставить по этим местам различные техники или методы. Это пространства, в которых стоит определить свое место, а место для тех или иных терапевтических подходов искать бесполезно. Не только наш собственный опыт, но и проведенные многочисленные исследования показывают, что консультанты и терапевты качественно различаются не по теоретическим направлениям и подходам, а по квалификации и по своему профессиональному уровню. Между высококлассными практическими специалистами, придерживающимися различных теоретических ориентаций больше общего, чем между специалистами разного уровня квалификации, принадлежащим к одной ориентации.

Как бы мы с вами ни стремились к тому, чтобы оказаться в каком-то одном из этих четырех пространств, нам важно помнить, что, на самом деле, подобный «идеал» недостижим.

Как консультанты и терапевты мы всегда воплощаем все четыре аспекта. Только пропорции их присутствия в нашей практике различаются. В наших силах, однако, осознавать то, что с нами происходит в терапевтическом процессе. Более того — это наша профессиональная обязанность. Поэтому мы и завели здесь разговор о терапевтических пространствах. И пусть «карта — не местность», но все же для лучшей ориентации на местности неплохо бывает иметь карту (см. рис. 5).

<<Трудный случай» (медитация)

Сядьте поудобнее...

расслабьтесь...

сделайте медленно 2-3 глубоких вдоха и выдоха...

Вспомните из своей практики какой-нибудь трудный случай...

Воскресите в своем воображении случай, когда вам довелось работать с трудным клиентом.

Сначала взгляните на этот случай с точки зрения его ненормальности:

• Представьте, что вы считаете этого пациента ненормальным и хотите сделать его нормальным. Рассматривайте случай сквозь эту призму...

• Представьте, что вы обязаны сделать так, чтобы он изменился...

• Почувствуйте свою ответственность за этого пациента...

• Обратите внимание, что этому человеку чего-то недостает, это не целостная, ущербная личность...

• Этот человек должен избавиться от чего-то, как каждый из нас иногда нуждается в избавлении от чего-то...

• Почувствуйте, что в общем-то этот пациент не стоит ваших усилий.

А теперь «отряхнитесь» и отбросьте все это.

Попробуем взглянуть иначе… Пусть это будет тот же самый клиент, но теперь мы будем смотреть на него сквозь другую призму:

• Взгляните на уникальность этого человека...

• Что, если вы любите, что, если вы цените эту личность безусловно, такой, как она есть?..

• Что, если воспринимать боль этого человека не как что-то, от чего нужно избавиться, а была бы принята как часть условий бытия? Как бы вы себя чувствовали при этом? Как бы он чувствовал себя, если бы у него было такое к этому отношение?..

• Что, если этот человек будет знать, в чем он нуждается и кем является на самом деле?.. Что бы вы чувствовали при этом?..

• Включите это в ваш жизненный опыт.

Когда почувствуете себя готовыми, можете сделать записи



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О психотерапии :: Пространство между терапевтом и клиентом
  • Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контакте
  • Структурирование пространства. Атр-терапевтическое упражнение в поисках своего Я.
  • № 2. Подходы к структурному анализу зависимого поведения. Время и Пространство опьянения
  • Онкопсихология: можно ли работать по скайпу с клиентом
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Трансформация идентичности в условиях виртуализации жизненного пространства (размышления консультанта)
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Универсальные аспекты терапевтических изменений
  • Механизмы терапевтических изменений: символизация
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Как разговаривать с клиентом, если вас объединяет телефон
  • Как читателя сделать клиентом?
  • Невротическая любовь и враждебность в клиент-терапевтических отношениях. Часть 3.
  • Пограничная любовь и враждебность в клиент-терапевтических отношениях. Часть 2.
  • Психотическая любовь и враждебность в клиент-терапевтических отношениях. Часть 1.
  • Понимание терапевтических изменений Джеймсом Ф.Т. Бюдженталом
  • Экзистенциальное понимание терапевтических изменений. Карл Роджерс
  • Состояния через призму пространства
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Соматический резонанс, работа с мимикой и интенциями при проживании клиентом травматического опыта.
  • Важность терапевтических отношений: на стыке психоанализа и гештальт-терапии.
  • Соглашение о стандартах консультирования между психологом и клиентом. Информация для клиентов.
  • О доверии в клиент-терапевтических отношения
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Жилое пространство и космическое время. Человек как мера изменений
  • С чего начинать работу с клиентом? Модель GROW
  • Психотерапия зависимостей. 10. Изменение своего поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь