Читайте 1 часть статьи о том, КОГДА лучше начинать ходить в ДС https://www.psyoffice.ru/article/138225/ Читайте 2 часть статьи о том, как можно ВЫБИРАТЬ ДС https://www.psyoffice.ru/article/139465/ Читайте 3 часть статьи о том, К ЧЕМУ нужно адаптироваться в ДС https://www.psyoffice.ru/article/144283/ Читайте 4 часть статьи о том, ЧТО ДЕЛАТЬ ДО выхода в ДС https://www.psyoffice.ru/article/144492/ Читайте 5 часть статьи о том, ЧТО ДЕЛАТЬ в первые недели в ДС https://www.psyoffice.ru/article/144740/
Цикл статей про подготовку ребенка к Детскому Саду оказался самым длинным за всю историю моего авторства. Когда я написала 5 частей, логично вытекающих друг из друга, в моих черновиках сохранилось еще много отдельных «кусочков» о тех или иных проблемах, которые не хочется терять.
Поэтому последняя часть – это собрание небольших размышлений на разные темы, связанные с адаптацией ребенка к ДС, которые не вошли в основной текст.
Неочевидные детали подготовки ребенка к ДС:
Чтобы помочь ребенку бережно пережить расставание с мамой в саду, начните оставлять его с папой или другими родственниками задолго до предполагаемого похода в ДС.
Пусть ребенок привыкает, что у мамы тоже есть свои дела и своя жизнь. Это не означает «бросать ребенка неизвестно на кого», это означает оставлять ребенка с другими «своими взрослыми» на 1-3 часа, а потом возвращаться за ним, чтобы он имел опыт расставания с мамой и ее возвращения в назначенное время.
Если ребенок очень болезненно относится к расставанию с мамой или если мама чувствует вину за то, что она оставляет ребенка с другими взрослыми и уходит по своим делам, то справиться с этими трудностями поможет индивидуальная работа мамы с психологом.
Постарайтесь обеспечить ребенку положительный опыт контакта с 1-2 детьми до начала посещения ДС.
На детской площадке или в гостях обратите внимание на коммуникацию вашего ребенка с другими детьми. Постарайтесь помочь малышам наладить контакт и впоследствии научить ребенка налаживать его самостоятельно.
Желательно НЕ начинать водить ребенка в ДС в случае, если он еще не научился элементарной самостоятельной (!!!) коммуникации с 1-2 детьми. Тем более, если ваш ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим детям или наоборот постоянно становится их «жертвой».
В этих случаях я рекомендую родителю прийти на индивидуальные консультации с психологом (без ребенка).
В случае столкновения с агрессией других детей в ДС, вникайте в ситуацию, общайтесь с ребенком и педагогами и разрабатывайте реалистичный план избегания и защиты от подобных ситуаций для своего ребенка.
Заранее расскажите ребенку о том, что в ДС будут другие люди.
Объясните, кто они, зачем они нужны, что они там делают и как они могут взаимодействовать с ребенком.
Мы боимся «толпу» в первую очередь за ее непредсказуемость и неуправляемость. Чем больше мы понимаем про какую-то конкретную группу людей и знаем, чего от нее ожидать, тем комфортнее мы себя в ней чувствуем.
Во время предварительного общения с педагогом узнайте, какие ритуалы и правила есть в ДС, как построен распорядок дня и тп. Обо всем потихоньку заранее рассказывайте ребенку.
Можно проигрывать в играх, рисовать на рисунках и даже пожить несколько дней по правилам Детского Сада, но это уже «уровень бога», поэтому хотя бы просто рассказывайте
Крайне важно заранее и четко донести до ребенка практику выполнения 5 важнейших ритуалов любого садика:
- как ребенок приходит и уходит (ритуал переодевания и прощания, одевания и встречи), - как ребенок ходит в туалет по разным поводам, - как ребенок ест, - как ребенок спит, - как проходят сборы на прогулку и сама прогулка.
Важнее всего из этого списка – ритуал туалета. Часто именно он неосознанно упускается из поля зрения родителей, из-за чего ребенок испытывает огромный стресс и нередко получает проблемы со здоровьем (энурезы и запоры – частые спутники безграмотной «адаптации» к ДС).
Расскажите о процедуре посещения туалета подробно, на уровне «Если ты захочешь писить или какать, ты говоришь об этом или не говоришь, идешь куда-то сам(а) или с кем-то, садишься на унитаз или горшок так-то, и тд» - все в соответствии с правилами в вашем ДС.
Только, пожалуйста, не придумывайте эти правила сами! СПРОСИТЕ о них педагогов. Иначе потом начнется «а мама сказала…». Не провоцируйте лишних конфликтов!
Выясните систему поощрений и наказаний в ДС в теории, спросив у педагогов, и на практике, спросив у других родителей.
При необходимости примите превентивные меры.
Если в принципе все адекватно, обязательно объясните ребенку, какие есть правила и что будет, если он их нарушит.
Также можно поговорить с педагогом на тему того, к какой системе охраны границ ребенок привык дома, как он реагирует на замечания, как вы сами возвращаете его в берега.
Если у вас очень нежный и чувствительный малыш, обязательно скажите об этом всем педагогам и попросите о соответствующем отношении.
Первое время держите руку на пульсе и спрашивайте педагогов, все ли правила понимает и соблюдает ребенок. Старайтесь дома разъяснять наиболее «трудные» правила понятным для ребенка способом (в разговоре, в игре, на примерах и тп).
Постарайтесь оградить ребенка от оценивающих и обесценивающих вопросов и высказываний родственников о садике.
Не стоит поддерживать обсуждения на тему поведения ребенка в ДС, отзывов о нем педагогов и тп, особенно при ребенке!
«Спасайте» ребенка при вопросах «Ну как тебе в садике? Не плакал? Воспитателя слушал? Суп съел? Аппликацию сделал? Стих выучил? Ну что за педагоги у вас там работают! И почему вас там ничему не учат!».
Вы можете заранее объяснить родственникам, что подобные вопросы и высказывания плохо влияют на психологическое состояние ребенка или мягко модерировать ситуацию, подкидывая дедушке или бабушке приемлемые темы для диалога. Например, рассказав им о том, какой домик ребенок построил из кубиков, куда он ходил гулять или какую книжку вы сейчас читаете. Ведь часто вопросы про садик – это способ заполнить пустоту, когда родственники не знают, о чем поговорить с ребенком.
Отдельно о самом жестоком: о подавлении чувств.
«Не плачь, ты же мужчина!» «Смотри, Коля не плачет, а ты плачешь!» «Будешь реветь, оставлю тебя тут / лишу чего-то важного для тебя!»
Эти три фразы и множество их модификаций режут ножом по сердцу маленького ребенка и олицетворяют три «бича» российского менталитета: гендерные стереотипы, сравнение с другими и запугивание.
А все вместе это говорит ребенку о том, что миру не нужны его чувства. Миру нужны роботы без чувств, готовые в любых условиях выполнять приказы. Поэтому стань роботом, малыш, иначе ты никому не будешь нужен, даже собственной матери.
Мне кажется нет смысла как-то пытаться изменить этот мир в статье. Потому что если человек считает такое отношение к ребенку – нормальным, его не изменит статья.
Но я знаю, что есть много людей, которые хотят разговаривать со своими детьми по-другому, но не знают, как или не могут. И вот этим людям я помогу:
Для тех, кто хочет, но не знает, как: вам помогут книги психолога Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком: Так!».
Для тех, кто знает, как, но не может - книга А. Фабер и Э. Мазлиш «Свободные родители – свободные дети», а также личные консультации у хорошего психолога
Об «уходе в болезнь».
«В саду все дети болеют» - это не правда. «В саду все дети болеют, потому что их там много и они заражаются друг от друга» - это тоже не правда.
Ребенок может «уходить в болезнь», когда его психика не выдерживает постоянного стресса. Когда он не получает помощи и болезнь становится единственным выходом: чтобы наконец оказаться дома с мамой, чтобы оказаться в безопасности и уйти из токсичной среды.
И часто чтобы ребенок был здоров, нужно менять не только виды антибиотиков, но и педагога или Детский Сад. А чтобы во всем этом разобраться (что же именно нужно менять и почему, как стоит себя вести и как не стоит) - родителям важно как можно скорее обратиться к психологу.
Родителям в этот период тоже часто нужна поддержка.
Именно из-за нехватки сил и ресурса мы эмоционально отгораживаемся от своих детей и оставляем их наедине с проблемой.
Поэтому, дорогие родители, «наденьте сначала кислородную маску на себя».
Если вам трудно выдерживать слезы и грусть вашего ребенка, если походы в садик выбивают вас из колеи на весь день, если сил уже почти совсем не осталось – обратитесь за поддержкой и помощью к психологу.
Дорогие родители! Я как обычно благодарю вас за то, что вы стараетесь хорошо заботится о своих детях и даже находите время на чтение моих статей Особые герои те, кто читает этот большой и важный цикл статей про садик!
Если мои чувства взаимны, вы можете выразить их лайками, репостами и комментариями
А я как обычно благодарю моего цензора-вдохновителя Ирину, которая прочитала не только весь цикл (а это примерно 25 листов 12 шрифтом , но и несколько черновых версий! Ира, спасибо!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.