|
Ответственность и вина 3Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Как я уже писал , в предыдущей статье https://www.psyoffice.ru/article/144501/ что одним из видов избегания чувства вины это поиски подчинения. Есть и другой , в какой то степени , противоположный этому. При подчинении авторитету , человек сам себя делает бездушным , безвольным винтиком в механизме. Если авторитет тоже относиться к подчиненному как бездушному винтику, то и у него не возникнет чувство вины , даже если он причинит боль или неудобства подчиненному. Есть масса генералов , которые относятся к солдатам, как к пушечному мясу. Даже есть шутка : гибель одного - это трагедия, гибель тысячи — это статистика. Бездушное отношение к подчиненным , нижестоящим может быть не только у военнослужащих, но и у учителей, начальников, родителей и так далее. Это тоже можно рассматривать как способ избегать чувство вины перед другим человеком. Некоторое время назад рабство , крепостное право считалось обыденностью и конечно никакой рабовладелец не испытывал вины перед рабами. При всем уважении к традиционному обществу, где иерархия была очень жесткой, и подчинение должно было быть безусловным и бепрекословным , отношение к нижестоящему человеку часто было крайне жестоким. Идеи гуманизма внесли определенную мягкость, человечность в отношения между людьми, а с ней и чувство вины , как регулятор отношений. Поэтому меня удивляет позиция некоторых психологов, которые пропагандируют жесткие личные границы , крайний эгоизм, когда главной ценностью являются собственные желания. При этом понятие ответственность несет в себе только правовой аспект, без обязательств перед другими людьми. Да, человек берет на себя право за принятие решений, и это собственно и является признаком взрослого человека. Но если он живет не на необитаемом острове , а в социуме, то вероятно его решения и поступки как то повлияют на жизнь других людей. И если он к этим людям относиться не как бездушным объектам, то придется отвечать за эти изменения. Собственно в этом и суть понятия ответственности, что приходиться отвечать, то есть быть с другими людьми в диалоге. Многие также психологи искренне считают, что понятие совесть является чем то устаревшим , и если она у кого то есть, то состоит исключительно из навязанных стереотипов и интроектов. Но на мой взгляд совесть как раз и есть то самое чувство вины как регулятор отношений между людьми. Описанная мной сейчас точка зрения на чувство вины, это есть способ избегания чувства вины, а именно отношения к людям как бездушным объектам. Как раз в семьях , где между родителями и детьми жесткая иерархия и отношения деспотичны к чувству вины возникает исключительно избегающее отношение. Избегают при чем как родители своим способом, так и дети. Как ни странно это звучит , но в этой серии статей я вижу определенную миссию — это изменения отношения к чувству вины, как необходимого регулятора в отношениях между свободными людьми. Продолжение https://www.psyoffice.ru/article/144729/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|