|
Она не хочет расстраивать маму, но справиться со своей тревогой не можетАвтор статьи: Станкевич Елена Михайловна
Ухоженная бизнес леди ведёт себя сдержанно и корректно на моей консультации: выверенные фразы, скрытые чувства, точные вопросы… Девочка, по поводу которой ведётся беседа, ёжится на стуле. Она не хочет расстраивать маму, но справиться со своей тревогой не может, которая выражается в том, что она часто просыпается ночью, зовёт родителей или бежит к ним в комнату и остаётся там до утра. Никакие уговоры, аргументы не помогают. Девочка астеничного телосложения, рисует, по моей просьбе свою семью, маму я прошу заполнить «Опросник родительского отношения», предлагаю выполнить и другие методики. После беседы и диагностики, выясняется, что у ребёнка «травма отверженности», которая сформировалась из-за нарушений в родительском отношении. Мама постоянно сравнивает её (не в её пользу) со старшей сестрой, которой уделяет большую часть свободного времени, недовольна её успехами, почти не организует совместную деятельность, ребёнок вызывает у мамы раздражение. Кроме этого, мама всё решает и делает за неё, что совмещается с высоким контролем за поведением. Лиз Бурбо в своей книге «Пять травм, которые мешают нам быть самим собой» подробно описала признаки травмы отверженности и соответствующую ей маску «Беглеца». «Поскольку размеры тела такого ребенка меньше средних и он нередко напоминает куклу или некое хрупкое и беззащитное существо, то мать излишне опекает его; а он привыкает к тому, что все постоянно говорят: он слишком мал для этого, он слишком слаб для того и т. п. Ребенок начинает настолько сам верить в это, что его тело действительно становится маленьким. По этой причине «быть любимым» для него означает что-то удушливое. Чрезмерно опекаемый ребенок чувствует себя отвергнутым, чувствует, что его не принимают таким, какой он есть. Пытаясь как-нибудь возместить его малость и хрупкость, близкие стараются все делать и даже думать за него; но и тогда, вместо того чтобы чувствовать себя любимым, ребенок чувствует себя отвергнутым в своих способностях» [1, с.19]. Такие дети боятся внимания окружающих, теряются, выступая перед аудиторией, у них мало друзей в школе, они недооценивают себя, не верят в свои способности, не понимают за что их любят. Подобные травмы обостряются ночью и проявляются, как страх остаться в одиночестве, паника в связи с неизвестностью, страх «меня не любят, раз оставили одну в комнате» и проч. Формирование такого поведения ребёнка идёт поэтапно и связано с тем, что его не принимают таким, какой он есть, навязывая своё, родительское представление. Дети бойцовского типа проходят через протест и кризис, прежде чем наденут маску, позволяющую им соответствовать родительским ожиданиям. Приспособление «тихонь» проходит незаметно, такие дети выглядят «удобными» и послушными, а родители не задумываются о том, что происходит у них внутри. Как работать с травмой отверженности? Лиз Бурбо пишет о четырёх этапах преодоления подобных травм, я ориентируюсь на них, (у меня в работе выходит три этапа), а содержание выбираю в зависимости от потребностей клиента. Пример варианта работы с травмой… 1.Осознание клиентом маски, которая, как повязка, прикрывает рану. Понимание того, что он сам, его личность и маска – это разные явления. На этом этапе я задаю ребёнку вопросы о нём, его качествах, прошу рассказать о себе, нарисовать себя дома, в школе, во дворе, на спортивной секции, на прогулке с родителями и проч. Искусственно отделяю маску от личности, через творческую практику: ребёнок лепит из пластилина образ «хорошей девочки» или «хорошего мальчика», после мы обсуждаем их. 2.Проживание ребёнком чувств, связанных с травмой, осознание права быть собой и быть плохим. Учу говорить о своих чувствах, понимать потребности, которые скрыты под ними, изучать себя, принимать и одобрять во всех проявлениях. Диагностика отношений с родителями, анализ, проработка проблемных зон, выплеск эмоций. На мой взгляд, самый сложный этап именно этот. «Каждый по-своему переживает этот этап. У одних бунт и сопротивление принимают отчетливые, яркие формы, другие переносят это спокойнее. Интенсивность возмущения и бунта зависит от твоей открытости, готовности к приятию, а также от глубины травмы в тот период, когда ты начинаешь осознавать все, что в тебе происходит. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап. На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям» [1].
Параллельно работаю с родителями, как правило, у них нарушены все пять шкал отношения с ребёнком: принятие, кооперация, дистанция, контроль, отношение к неудачам. Одно из универсальных средств, которое я рекомендую, это отправиться с ребёнком в путешествие или поход, где комплексно можно скорректировать родительское отношение. Мы с коллегой, инструктором по туризму, организуем такие мероприятия, тем более, у нас в Приморском крае есть много красивых мест, куда мы водим группы. Приглашаем всех желающих с нами в поход! В походе мы проводим игры на сотрудничество и взаимодействие, рассказываем притчи, выполняем вместе со всеми творческие задания, готовим еду на костре. Это даёт детям возможность преодолеть травму отверженности, а родителям проявить себя. 1.Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Л. Бурбо — «София Медиа», 2000 – 102 с. Тема отношений с родителями раскрывается мною в статьях: Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/137940/ А вы играйте с детьми хоть немного… Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/136449/ Сделайте с моим подростком что-нибудь! Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/58902/ Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|