Она не хочет расстраивать маму, но справиться со своей тревогой не может

Ухоженная бизнес леди ведёт себя сдержанно и корректно на моей консультации: выверенные фразы, скрытые чувства, точные вопросы… Девочка, по поводу которой ведётся беседа, ёжится на стуле. Она не хочет расстраивать маму, но справиться со своей тревогой не может, которая выражается в том, что она часто просыпается ночью, зовёт родителей или бежит к ним в комнату и остаётся там до утра. Никакие уговоры, аргументы не помогают.

Она не хочет расстраивать маму но справиться со своей тревогой не может

Девочка астеничного телосложения, рисует, по моей просьбе свою семью,  маму я прошу заполнить «Опросник родительского отношения», предлагаю выполнить и другие методики. После беседы и диагностики, выясняется, что у ребёнка «травма  отверженности», которая сформировалась из-за нарушений в родительском отношении. Мама постоянно сравнивает её (не в её пользу) со старшей сестрой, которой уделяет большую часть свободного времени, недовольна её успехами, почти не организует совместную деятельность, ребёнок вызывает у мамы раздражение. Кроме этого, мама всё решает и делает за неё, что совмещается с высоким контролем за поведением.

Лиз Бурбо в своей книге «Пять травм, которые мешают нам быть самим собой» подробно описала признаки травмы отверженности и соответствующую ей маску «Беглеца». «Поскольку размеры тела такого ребенка меньше средних и он нередко напоминает куклу или некое хрупкое и беззащитное существо, то мать излишне опекает его; а он привыкает к тому, что все постоянно говорят: он слишком мал для этого, он слишком слаб для того и т. п. Ребенок начинает настолько сам верить в это, что его тело действительно становится маленьким. По этой причине «быть любимым» для него означает что-то удушливое. Чрезмерно опекаемый ребенок чувствует себя отвергнутым, чувствует, что его не принимают таким, какой он есть. Пытаясь как-нибудь возместить его малость и хрупкость, близкие стараются все делать и даже думать за него; но и тогда, вместо того чтобы чувствовать себя любимым, ребенок чувствует себя отвергнутым в своих способностях» [1, с.19]. Такие дети боятся внимания окружающих, теряются, выступая перед аудиторией, у них мало друзей в школе, они недооценивают себя, не верят в свои способности, не понимают за что их любят.

Подобные травмы обостряются ночью и проявляются, как страх остаться в одиночестве, паника в связи с неизвестностью, страх «меня не любят, раз оставили одну в комнате» и проч. Формирование такого поведения ребёнка идёт поэтапно и связано с тем, что его не принимают таким, какой он есть, навязывая своё, родительское представление. Дети бойцовского типа проходят через протест и кризис, прежде чем наденут маску, позволяющую им соответствовать родительским ожиданиям.  Приспособление  «тихонь» проходит незаметно, такие дети выглядят «удобными» и послушными, а родители не задумываются о том, что происходит у них внутри. Как работать с травмой отверженности? Лиз Бурбо пишет о четырёх этапах преодоления подобных травм, я ориентируюсь на них, (у меня в работе выходит три этапа), а содержание выбираю в зависимости от потребностей клиента. Пример варианта работы с травмой…

1.Осознание клиентом маски, которая, как повязка, прикрывает рану. Понимание того, что он сам, его личность и маска – это разные явления. На этом этапе я задаю ребёнку вопросы о нём, его качествах, прошу рассказать о себе, нарисовать себя дома, в школе, во дворе, на спортивной секции, на прогулке с родителями и проч. Искусственно отделяю маску от личности, через творческую практику: ребёнок лепит из пластилина образ «хорошей девочки» или «хорошего мальчика», после мы обсуждаем их.



2.Проживание ребёнком чувств, связанных с травмой, осознание права быть собой и быть плохим. Учу говорить о своих чувствах, понимать потребности, которые скрыты под ними, изучать себя, принимать и одобрять во всех проявлениях. Диагностика отношений с родителями, анализ, проработка проблемных зон, выплеск эмоций. На мой взгляд, самый сложный этап именно этот. «Каждый по-своему переживает этот этап. У одних бунт и сопротивление принимают отчетливые, яркие формы, другие переносят это спокойнее. Интенсивность возмущения и бунта зависит от твоей открытости, готовности к приятию, а также от глубины травмы в тот период, когда ты начинаешь осознавать все, что в тебе происходит. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап. На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям» [1].


3.Создание образа «Я сегодня»: рисование, лепка, компьютерные презентации, видеоролик, страничка в социальных сетях и проч. Понимание своих границ, умение обозначать их, говорить о своих чувствах и потребностях с другими, осознание права быть несовершенным и кому-то не нравится. Обсуждение правил построения отношений с другими, написание «Личного Устава». «Твоя травма отвергнутого близка к исцелению, если ты постепенно занимаешь все больше места, если начинаешь утверждать себя. И если кто-то делает вид, что тебя нет, это не выбивает тебя из колеи. Все реже случаются ситуации, в которых ты боишься впасть в панику» [1].

Параллельно работаю с родителями, как правило, у них нарушены все пять шкал отношения с ребёнком: принятие, кооперация, дистанция, контроль, отношение к неудачам. Одно из универсальных средств, которое я рекомендую, это отправиться с ребёнком в путешествие или поход, где комплексно можно скорректировать родительское отношение. Мы с коллегой, инструктором по туризму, организуем такие мероприятия, тем более, у нас в Приморском крае есть много красивых мест, куда мы водим группы. Приглашаем всех желающих с нами в поход! В походе мы проводим игры на сотрудничество и взаимодействие, рассказываем притчи, выполняем вместе со всеми творческие задания, готовим еду на костре. Это даёт детям возможность преодолеть травму отверженности, а родителям проявить себя.

1.Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой  /  Л. Бурбо —  «София Медиа»,  2000 – 102 с.

Тема отношений с родителями раскрывается мною в статьях:

Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/137940/

А вы играйте с детьми хоть немного… Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/136449/

Сделайте с моим подростком что-нибудь! Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/58902/

 Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья!



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пять травм, которые мешают быть самим собой
  • 5 травм, которые мешают быть собой
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • «Пять травм ребенка – самодиагностика» (на основании теории Лиз Бурбо)
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 1
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 2.
  • Принять себя такого, какой ты есть
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Принятие себя такого как есть – как основа любого выздоровления.
  • Не сравнивая себя с другими, сравнивайте себя с собой прежними.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • «Уходя, забери с собой свою маму». Как помочь клиенту снять материнскую проекцию с себя.
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Разреши себе… Как мы лишаем себя права быть счастливыми.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Найти себя vs Быть Собой
  • Быть собой... выбирать себя ...
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Научиться «быть собой», а не «что-то из себя представлять»
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь