Идентификация личности с родным языком и именем

 

"Что в имени тебе моём?"  А.С. Пушкин.

Каждый человек живёт в своей особой языковой среде. Мы можем владеть несколькими языками, но живём, как правило, общаясь лишь на одном из них. «Чтобы полностью усвоить какой-то язык, требуется принять в качестве своего тот мир, который он выражает; а принадлежать двум мирам одновременно затруднительно. Так, на основе нашего языка вокруг нас конструируется наша социальная реальность, в центре которой и располагается Я»[3, с. 149].

Понимание феномена языка важно для современного самосознания при конструировании человеком собственных Я-образов. Язык является не только способом описания мира и самости, но и формирует ту часть личности, которая может быть репрезентирована в виде самоотчёта, самопрезентации перед другими людьми.

Но, несмотря на желание сохранить свой национальный язык и продлить свою историческую жизнь,   приходится признавать, что число людей, не знающих родного языка, растёт. Молодёжь стремится соответствовать реальной жизненной ситуации. Здесь очень важен вопрос о языковой среде, которая является отправной точкой правильного решения данной проблемы. «Любой язык, прежде всего, изучают с целью обеспечения экономической жизни. Раньше наши горцы изучали кумыкский язык потому, что легче было освоиться на рыбных промыслах Каспия, так как кумыкский язык был языком межнационального  общения между дагестанцами. Потом, в советский период, таким языком стал русский. Теперь в мировом масштабе главенствует английский. Так что язык тянется к хлебу»[2].

Всё больше людей самых разных национальностей в России считают своим родным языком русский, это наглядно показала Всероссийская перепись населения 2010 года (официальных данных пока нет, использую собственные наблюдения как переписчика). Здесь важен семейный, родительский фактор: их желание или нежелание, чтобы дети изучали родной язык. Сами родители говорили о себе, что их родной язык соответствует их национальности, а о своих детях почти всегда (на моём переписном участке за исключением 2 случаев)  отвечали, что родной язык – русский.

По каким критериям определяется родной язык? Многие определяют родной язык по генетическому принципу – по национальной принадлежности родителей. Это неправильно. Родной язык – это тот язык, на котором ребенок говорит в семье. Языковая среда для ребенка в семье - это та среда, где с ребенком родители дома говорят на конкретном языке, начиная с того момента, когда ребенок начинает язык понимать. И если, к примеру, в лакской семье с ребенком родители говорят только на русском языке, можно считать, что ребенок вырос в русской языковой среде.

Зачастую человек, погружаясь в инородную языковую среду, меняет своё родное имя на другое. Не официально, юридически, а побытовому, на словах. Для упрощения произношения, удобства окружающих. Иногда даже человек как бы предлагает своему окружению два своих имени: родное, со сложным национальным произношением, и его аналог на языке окружающего его большинства. И наблюдается, что в зрелом возрасте с человеком остаётся его единственное, настоящее имя, как признание окружающими целостности и неделимости его личности, невзирая на трудности запоминания и произношения.

Наряду с национальной принадлежностью, имя всегда было и остаётся важной составляющей человеческой идентичности. Оно предъявляется обществу и позиционирует человека в сложной сети сложных человеческих взаимосвязей. «Имя, как и тело, играет ключевую роль в идентификации человека; оно ложится в основу его узнаваемости Другим. Одновременно с этим последовательное использование одного имени облегчает возможность создания последовательной жизненной истории (нарратива)»[3, с. 127].

 

Список литературы:

1. Кон И.С. «В поисках себя: Личность и её самосознание», М., Политиздат, 1984, с. 335.

2. Нурмагомедов Г. Язык тянется к хлебу. К Съезду народов Дагестана, Газета «Дагестанская правда», 03.04.2009.

3. Труфанова О.Е. Единство и множественность. Канон + РООИ «Реабилитация», 2010, с. 256.

Опубликовано в "Психологической газете": http://psy.su/interview/2390/



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жестовый язык - родной язык для людей с нарушением слуха.
  • Общение. Язык принятия. Язык непринятия.
  • Русский язык и Интроект
  • Язык русский, а диалекты - мужской и женский.
  • Записки психолога. «Ну, зачем мне этот русский язык?»
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.
  • Ваш ребенок вырос, и Вы не можете найти с ним общий язык? Тогда эти советы для Вас.
  • Как найти общий язык с ребенком в подростковом возрасте?
  • Как найти общий язык с ребенком 7 лет? Вопрос - ответ
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Все мы родом из детства,2 " Держи язык за зубами , чтобы не создавать проблем окружающим".
  • Как найти общий язык с трудным ребенком?
  • Как найти общий язык с ребенком-подростком
  • Как найти общий язык в отношениях с близким человеком
  • Язык и личность
  • Реальность Сознание Язык
  • Язык тела для эффективного общения
  • Как узнать свой язык любви
  • Новый язык - новая реальность
  • Трудности перевода или Правильный язык любви
  • Как лучше всего осваивать иностранный язык?
  • Как запоминать сны, понимать их язык и использовать это для большего самопонимания
  • "Язык" вашей любви к себе
  • Про язык
  • Язык.
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Семинар Олега Матвеева "Чистый Язык и Символическое моделирование".
  • Родительское собрание "Как найти общий язык с подростком?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь