Как найти общий язык с трудным ребенком?

Девушка  шла быстрым шагом по улице. У нее был очень уставший вид и она сильно торопилась. Девушка держала за руку ребенка лет пяти. Мальчик вырывался, канючил, что-то постоянно требовал. «Я не хочу туда! Я хочу вот сюда! Отпусти меня! Я не буду тебя слушать!» - твердил малыш. Мама думала о том, что нужно все быстро купить, потом прибежать домой и все это быстро приготовить к приходу мужа. А еще она думала о том, что она очень устала и  у нее очень трудный ребенок и что с ним делать она не знает!

Трудный ребенок – это кто? Хулиган? Грубиян? Или может непослушный подросток?

И для кого он трудный? Для родителей? Учителей? Или может, для сверстников?

Давайте разбираться по – порядку…

Трудным ребенка могут назвать родители

Случай первый: Сын Нехочуха

Мама зашла ко мне в кабинет со слезами на глазах: «Не могу больше, Ирэна. Я так устала! Мой сын просто невыносим! И самое главное, что он все это делает специально!» И дальше мама начинает много и подробно рассказывать о своем сынишке. Ему 6 лет. Он совершенно не хочет делать то, о чем его просит мама. Может даже ерничать, при всех кричать и канючить. «А ведь ему скоро в школу!» - восклицает мама. «Ну как его такого возьмут! Как он вообще учиться будет!»

Причин синдрома «Нехочухи», как я его называю, может быть много. Мы с мамой подробно обсудили все проявления ее сына. И пришли к выводу, что у мальчика слишком много «Надо» и «Обязательно» в его жизни. «Надо слушать воспитателя, надо все скушать, обязательно нужно чистить зубы и т.п.» Вы скажете: «Но ведь это действительно НАДО, как же без этого!»

Да, но помните фразу «Всего должно быть в меру». И вот того, что можно, того, что необязательно, а самое главное того, что мальчик выбирает сам очень мало. Сплошные обязательства и необходимости. И никакой свободы!

Как говорит моя бабушка «Обязательства в ряд выстроились и только команды ждут от начальства».

На консультации мы построили другое взаимодействие с малышом. Такое, где учитываются его потребности и максимально много дается свободы для выбора. Через некоторое время мама написала мне: «Ура, сегодня он сам планировал свой день, и в план включил занятия с логопедом, зарядку и «дуракаваляние»

 

Случай второй «Страшный кризис»

На консультацию пришли мама с папой. Они сказали: «Что мы сделали не так? Наш ребенок изменился просто в одночасье! Проснулся утром и как будто бес вселился!» А сколько ребенку? – спрашиваю я. «Три года» «А, ну тогда поздравляю – это кризис!» - заключаю я. Родители с удивлением: «А почему поздравляете то, что в этом хорошего?»

 И тут я начинаю длинную историю про кризисы. Кризис – это очень важный и главное – нужный переломный момент в жизни ребенка. Кризисов у ребенка бывает несколько: кризис 1 года, трех лет, семи лет, подростковый кризис. И в каждом возрасте ребенок действительно становится «трудным».

 

Случай третий «Привлечение внимания»

Это была девочка, которая устраивала истерики, начинала что-то требовать именно тогда, когда рядом было много людей, когда приходили в гости друзья или они с мамой шли в магазин. Ей было очень важно, чтобы ее заметили, обратили внимание. Ведь ребенку неважно какое внимание он получит: позитивное или негативное. Самое главное – что мама сейчас бросит все и будет увещевать ее всеми способами!

Когда на консультации мама поняла, что единственная цель ее дочери – привлечь внимание, она очень удивилась. «Но я ведь итак все для нее! Я постоянно с ней!» - воскликнула она. «Конечно, вы делает все для Вашей дочери! Я в этом не сомневаюсь. Но ведь очень часто нам нужно не то не столько внимания, сколько мы даем. Верно?»

Если ребенок зовет Вас и говори, посмотри, что я нарисовал. ВЫ сразу придете? А если он кричит, кидается на пол и бросает все, что попадается под руку?

 «Да, это действительно очевидно. Если это неприятно для меня или окружающий я все брошу и пойду к ребенку. А в остальные моменты – не всегда»- воскликнула мама.  И тогда ребенок находит самые яркие моменты, когда мама бросаете все, чтобы обратить внимание на малыша. И эта реакция закрепляется.

Случай четвертый «Агрессия»

Саша очень сильно злился. Так злился, что мог начать пинаться или даже кусаться без особого повода. А еще мог громко кричать и обзываться. Родители были просто в шоке. Они пришли со словами: «Сделайте с ним что – нибудь, иначе мы за себя не отвечаем!»

Агрессия – это способ защиты. Защиты от беспокойного мира. «Что может беспокоить Сашу, как вам кажется?» - задала я вопрос.

В ходе консультации мы не сразу выяснили, что в семье не все спокойно и есть определенное напряжение в отношения между супругами. Это и вызывало у мальчика тревогу. И он как мог защищался! Супруги прошли серию консультаций по семейной терапии после чего агрессия у Саши ушла.

 

Как найти общий язык с трудным ребенком учителю?

Когда-то в начале своей карьеры психологом я работала в частной школе и в гимназии. Очень часто ко мне приходили учителя и говорили: «У меня трудный ребенок в классе! Сделайте что-нибудь!» Иду на урок, тихонько сажусь сзади и наблюдаю за этим учеником пытаясь разобраться в причинах и помочь учителю.

Причина первая «Банальная»

Самая частая причина трудностей в общении в учеником – это привлечение внимания. Про это я уже писала подробно в ситуации с родителями. Так что смотрите выше.

Причина вторая «Семейные сложности»

Учителя очень часто в курсе всей семейной ситуации ученика. Вот и в этом случае пришла учительница и рассказывает: «У Оли родители разводятся. Ругаются при ребенке. Дома все время неспокойная обстановка. Я ее очень понимаю. Ей тяжело. И в школе она то замкнется и никого не слышит. Как будто в своем мире живет. То наоборот – активно вмешивается во все происходящее, огрызается, возмущается, отказывается что-либо выполнять. А вчера принесла тетрадь с домашним заданием, а на ней написано: «Ненавижу всех!» «Что делать, как ей помочь, Ирэна?» - спрашивает она у меня. «Полюбить и принять» - хотелось сказать мне в ответ.

Конечно в семейной ситуации нужно разбираться с родителями. Но в реальности это не всегда возможно. И тогда задача учителя дать то, чего не хватает сейчас ребенку в семье. Задача НАСТОЯЩЕГО учителя.

Я рассказала, что сейчас для Оли очень важно терпеливое и спокойное отношение к ее поступкам. Никакой критики и тем более наказаний. Больше внимания и поддержки. И учительница меня поняла. А через неделю я увидела, как Оля подбежала с улыбкой к учительнице, мягко ее обняла и сказала «Спасибо, что Вы есть в моей жизни». И у меня на душе сразу потеплело.

Как же найти общий язык с трудным ребенком?

  1. Всегда сначала нужно найти причины такого поведения ребенка. Причин может быть много (смотри выше)
  2. Принимать ребенка любым – злым, коварным, хитрым и ни в коем случае не ругать его за проявление негативных эмоций
  3. Создать возможность для отреагирования -выпускания всего негатива в безопасной обстановке
  4. Понимать, что любые действия ребенка продиктованы вашей невозможностью пока найти к нему подход. То есть что бы ни происходило с малышом – причина в том, что вы не смогли найти к нему подход. И тогда не нужно переделывать ребенка, а нужно разобраться, что вы делаете не так как родитель и начать действовать по – другому.


Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Почему все так? За что мне это?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Это все, что останется после меня...
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь