|
Как найти общий язык с трудным ребенком?Автор статьи: Похомова Ирэна Юрьевна
Девушка шла быстрым шагом по улице. У нее был очень уставший вид и она сильно торопилась. Девушка держала за руку ребенка лет пяти. Мальчик вырывался, канючил, что-то постоянно требовал. «Я не хочу туда! Я хочу вот сюда! Отпусти меня! Я не буду тебя слушать!» - твердил малыш. Мама думала о том, что нужно все быстро купить, потом прибежать домой и все это быстро приготовить к приходу мужа. А еще она думала о том, что она очень устала и у нее очень трудный ребенок и что с ним делать она не знает! Трудный ребенок – это кто? Хулиган? Грубиян? Или может непослушный подросток? И для кого он трудный? Для родителей? Учителей? Или может, для сверстников? Давайте разбираться по – порядку… Трудным ребенка могут назвать родители Случай первый: Сын Нехочуха Мама зашла ко мне в кабинет со слезами на глазах: «Не могу больше, Ирэна. Я так устала! Мой сын просто невыносим! И самое главное, что он все это делает специально!» И дальше мама начинает много и подробно рассказывать о своем сынишке. Ему 6 лет. Он совершенно не хочет делать то, о чем его просит мама. Может даже ерничать, при всех кричать и канючить. «А ведь ему скоро в школу!» - восклицает мама. «Ну как его такого возьмут! Как он вообще учиться будет!» Причин синдрома «Нехочухи», как я его называю, может быть много. Мы с мамой подробно обсудили все проявления ее сына. И пришли к выводу, что у мальчика слишком много «Надо» и «Обязательно» в его жизни. «Надо слушать воспитателя, надо все скушать, обязательно нужно чистить зубы и т.п.» Вы скажете: «Но ведь это действительно НАДО, как же без этого!» Да, но помните фразу «Всего должно быть в меру». И вот того, что можно, того, что необязательно, а самое главное того, что мальчик выбирает сам очень мало. Сплошные обязательства и необходимости. И никакой свободы! Как говорит моя бабушка «Обязательства в ряд выстроились и только команды ждут от начальства». На консультации мы построили другое взаимодействие с малышом. Такое, где учитываются его потребности и максимально много дается свободы для выбора. Через некоторое время мама написала мне: «Ура, сегодня он сам планировал свой день, и в план включил занятия с логопедом, зарядку и «дуракаваляние»
Случай второй «Страшный кризис» На консультацию пришли мама с папой. Они сказали: «Что мы сделали не так? Наш ребенок изменился просто в одночасье! Проснулся утром и как будто бес вселился!» А сколько ребенку? – спрашиваю я. «Три года» «А, ну тогда поздравляю – это кризис!» - заключаю я. Родители с удивлением: «А почему поздравляете то, что в этом хорошего?» И тут я начинаю длинную историю про кризисы. Кризис – это очень важный и главное – нужный переломный момент в жизни ребенка. Кризисов у ребенка бывает несколько: кризис 1 года, трех лет, семи лет, подростковый кризис. И в каждом возрасте ребенок действительно становится «трудным».
Случай третий «Привлечение внимания» Это была девочка, которая устраивала истерики, начинала что-то требовать именно тогда, когда рядом было много людей, когда приходили в гости друзья или они с мамой шли в магазин. Ей было очень важно, чтобы ее заметили, обратили внимание. Ведь ребенку неважно какое внимание он получит: позитивное или негативное. Самое главное – что мама сейчас бросит все и будет увещевать ее всеми способами! Когда на консультации мама поняла, что единственная цель ее дочери – привлечь внимание, она очень удивилась. «Но я ведь итак все для нее! Я постоянно с ней!» - воскликнула она. «Конечно, вы делает все для Вашей дочери! Я в этом не сомневаюсь. Но ведь очень часто нам нужно не то не столько внимания, сколько мы даем. Верно?» Если ребенок зовет Вас и говори, посмотри, что я нарисовал. ВЫ сразу придете? А если он кричит, кидается на пол и бросает все, что попадается под руку? «Да, это действительно очевидно. Если это неприятно для меня или окружающий я все брошу и пойду к ребенку. А в остальные моменты – не всегда»- воскликнула мама. И тогда ребенок находит самые яркие моменты, когда мама бросаете все, чтобы обратить внимание на малыша. И эта реакция закрепляется. Случай четвертый «Агрессия» Саша очень сильно злился. Так злился, что мог начать пинаться или даже кусаться без особого повода. А еще мог громко кричать и обзываться. Родители были просто в шоке. Они пришли со словами: «Сделайте с ним что – нибудь, иначе мы за себя не отвечаем!» Агрессия – это способ защиты. Защиты от беспокойного мира. «Что может беспокоить Сашу, как вам кажется?» - задала я вопрос. В ходе консультации мы не сразу выяснили, что в семье не все спокойно и есть определенное напряжение в отношения между супругами. Это и вызывало у мальчика тревогу. И он как мог защищался! Супруги прошли серию консультаций по семейной терапии после чего агрессия у Саши ушла.
Как найти общий язык с трудным ребенком учителю? Когда-то в начале своей карьеры психологом я работала в частной школе и в гимназии. Очень часто ко мне приходили учителя и говорили: «У меня трудный ребенок в классе! Сделайте что-нибудь!» Иду на урок, тихонько сажусь сзади и наблюдаю за этим учеником пытаясь разобраться в причинах и помочь учителю. Причина первая «Банальная» Самая частая причина трудностей в общении в учеником – это привлечение внимания. Про это я уже писала подробно в ситуации с родителями. Так что смотрите выше. Причина вторая «Семейные сложности» Учителя очень часто в курсе всей семейной ситуации ученика. Вот и в этом случае пришла учительница и рассказывает: «У Оли родители разводятся. Ругаются при ребенке. Дома все время неспокойная обстановка. Я ее очень понимаю. Ей тяжело. И в школе она то замкнется и никого не слышит. Как будто в своем мире живет. То наоборот – активно вмешивается во все происходящее, огрызается, возмущается, отказывается что-либо выполнять. А вчера принесла тетрадь с домашним заданием, а на ней написано: «Ненавижу всех!» «Что делать, как ей помочь, Ирэна?» - спрашивает она у меня. «Полюбить и принять» - хотелось сказать мне в ответ. Конечно в семейной ситуации нужно разбираться с родителями. Но в реальности это не всегда возможно. И тогда задача учителя дать то, чего не хватает сейчас ребенку в семье. Задача НАСТОЯЩЕГО учителя. Я рассказала, что сейчас для Оли очень важно терпеливое и спокойное отношение к ее поступкам. Никакой критики и тем более наказаний. Больше внимания и поддержки. И учительница меня поняла. А через неделю я увидела, как Оля подбежала с улыбкой к учительнице, мягко ее обняла и сказала «Спасибо, что Вы есть в моей жизни». И у меня на душе сразу потеплело. Как же найти общий язык с трудным ребенком?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|