Я живу с нарциссом

О формировании нарциссизма (кратко)

       Нарциссический тип личности формируется в детском возрасте, а именно, в раннем развитии. Нарциссическая фаза развития (по мнению французских психоаналитиков) приходиться на период от 0 до 2 месяцев. Затем, в норме, когда ребенок кроме своих естественных потребностей: в еде, сне, смене мокрого белья и пр. ощущает необходимость в общении с близким (как правило это мать), то здесь происходит открытие другого.

    Если мать в большей мере удовлетворяет потребности ребенка, создает гармоничные условия для его развития, т.е. фрустрирующих факторов значительно меньше, чем позитивных сигналов, то у  ребенка формируется впечатление об объекте, как о достаточно хорошем, и вместе с тем это является основополагающей  для формирования вторичного нарциссизма, когда происходит поворот либидо на объект.

   В обратном случае, если ребенок часто фрустрирован, не получает удовлетворения в своих потребностях, то материнский объект воспринимается как плохой и это негативным образом сказывается и на восприятии себя и своей самоценности, что препятствует формированию вторичного нарциссизма.

    Человек с нарциссическим типом личности испытывает определенные проблемы в коммуникациях с окружающими людьми как на рабочем месте, так и в тесном общении с близкими (дружеские контакты, с партнером (шей), с родителями, детьми).

    В своей короткой публикации я не буду прибегать к описанию типов нарциссизма: тонкокожий, толстокожий, моральный, интеллектуальный и пр., так как это на мой взгляд не является основополагающей задачей в освещении данного вопроса. Скажу лишь, что очень важно  к какому типу психической структуры ближе   человек с таким типом личности: чем ближе к невротическому, тем проще будет с ним взаимодействовать как в различных социальных средах, так и в терапии;  если же ближе к психотическому, то это значительно отягощает задачу.

       Мне хотелось бы немного развеять миф  (который часто витает в семья, где живет человек с нарциссическим типом личности) о том, что эти люди любят только себя, обладают сверх завышенной самооценкой, что им совсем «наплевать» на другого и пр. В череде всех обвинений, хочется задать вопрос : « Почему они себя  так ведут и реагируют определенным образом»?

        Обладатели нарциссического типа личности испытывают чувство стыда, но не чувства вины (мне и моим практикующим коллегам кажется, что во многом это зависит от того к какой психической структуре ближе: к невротической или психотической относится отдельно взятый человек, но не только).

        Мир человека с нарциссическим типом личности (опираясь на выше сказанное относительно колебаний к невротической либо психотической структуры психики) воспринимается как плохой, зачастую враждебный (отсыл к восприятию на ранней стадии развития к материнскому объекту как к враждебному). Здесь уместно привести в пример А.Грина, который говорил о мертвой матери (в фигуральном смысле), которая настолько подавлена в своем депрессивном состоянии (причины депрессии различны, но чаще это потери и чувство траура по объекту). При этом мать имеет как правило траурное выражение лица, неактивную мимику; потухшие глаза, в которых ребенок наблюдает свое отражение и это не может вызывать в нем радости. Испытывает ли такой ребенок чувство счастья коммуницируя с депрессивным материнским объектом? Ответ очевиден на мой взгляд. Как ребенок может оценить себя в такой ситуации? Какой он? Как протекают симбиотические отношения в таком союзе, которые в норме должны доставлять взаимное удовольствие матери и ребенку?

      Мы можем привести в пример различные деформированные отношения на стадии раннего развития, которые неизбежно приводят к значительным фрустрирующим событиям для психики ребенка: это может быть различные виды зависимостей у матери, мать страдающая психическими и серьезными физическими заболеваниями; либо это гиперопекающая  мать, которая в следствии своих внутренних тревог и  проблем психологического характера, буквально «душит ребенка своей «любовью», такое поведение матери  воспринимается ребенком как враждебное.

      Задача любой матери: стать надежным объектом для своего ребенка, но в выше перечисленных вариантах, это увы не является возможным. В следствии вышеперечисленного, первичный нарциссизм не способен стать более зрелым и преобразоваться в иные формы.

Отношения в паре

     Примеры из практического опыта зачастую очень однотипны, т.е. жалобы близких на людей с нарциссическим типом личности в большинстве случаев очень похожи: «Мой муж/жена эгоист (ка)», «он/она меня даже не пытается понять, не поддерживает; занимается больше собой, чем семьей; озабочен (а) заботами о своем благополучии.

         Что чувствует взрослый человек с нарциссическим типом личности, находясь в отношениях с другим (ой)? Что он /она должны демонстрировать своему партнеру чтобы не показать свою уязвимость, внутреннюю незащищенность? Такой человек будет неизбежно испытывать некие подозрения по отношению к партнеру, чувство недоверия, так как существуют бессознательные установки на отношения с другим, сформированные в раннем развитии (в отношениях с материнской фигурой). Другой (ая) участник (ца) чаще зеркалит поведение другого, воспринимая партнера как «холодного», самовлюбленного и безразличного.

Небольшое отклонение в сторону сильной «любви» к себе человека с нарциссическим типом личности.

   Внешне действительно создается впечатление, что человек абсолютно самовлюблен, но это большая ошибка и демонстрация подобного поведения всего лишь работа защитных механизмов психики, так как это происходит не из чувства любви к себе. Вспомним, что возможность любить формируется в объектных отношениях, в раннем развитии ребенка. Если ребенок в следствии выше сказанного не смог реализовать примитивный первичный нарциссизм во вторичный, зрелый нарциссизм, в возможность быть способным любить объект и принимать нужны, и потребности.

      Человек с нарциссическим типом личности чувствует много пустоты внутри себе и всеми силами осуществляет попытки заполнить эту пустоту вещами материального мира. Но, как известно, «бездонную бочку» заполнить невозможно и получая короткий миг удовлетворение, возникает вновь потребность чего-либо для заполнения внутренней пустоты. Такие люди сильно страдают, хотя внешне о них такого и не скажешь, скорее наоборот.

         Довериться другому в полной мере, такой человек не может, так как другой (по мнению человека с нарциссическим типом личности) все равно не поймет, в полной мере не способен поддержать, принять, полюбить и пр. (на бессознательном уровне: даже мать не смогла этого сделать). Для таких людей любовь полна условий, т.е. для того чтобы меня полюбили я должен достигнуть «идеала» ( а внутри жгучее желание - чтобы любили без всяких условий), но достигая задуманного, человек как правило разочаровывается, так как понимает, что это еще не тот идеал, к которому он так стремился. Такой человек находится в вечном поиске достижений максимума, но бессознательные установки не позволяют испытать чувства удовлетворения. Вера другому очень хрупка и ее очень легко разрушить и вскрыть нарциссическую рану, что приводит к частым депрессивным эпизодам, которые воспринимаются близкими как простое отсутствие настроения.

     Холодность, гордыня, недоступность, демонстрация неуязвимости- это маска, которую носит человек с нарциссическим типом личности, так как он /она озабочены защитой своей внутренней хрупкости (как только узнают о моей уязвимости, то сразу ранят меня), поэтому миру идет трансляция  обратного. Нарциссическому типу личности легче обесценить значимого близкого, чтобы предупредить возможность разворошить нарциссическую рану другим.

Терапия

       Как правило терапию выдерживают далеко не все обладатели нарциссического типа личности (опять же глобальное значение имеет к какому регистру больше относится анализант). В психоаналитической терапии следует двигаться очень аккуратно, так как вскрывающая терапия активизирует мощные внутриличностные конфликты. Человек фантазийно, но совершенно искренне полагал, что был любим матерью, а реконструирование прошлых отношений как правило показывает, что мать была «холодной», недостаточно обращала внимания на ребенка, пренебрегала им, что приводит к стрессу у взрослого, так как такие события сложно принять, попытаться понять поступки другого. Специалист должен быть очень принимающим для того чтобы появилась возможность  развить в терапевтическом альянсе надежную привязанность и тогда осуществить проработку внутриличностных конфликтов будет возможно, и мы будем способны активировать рост личности.

PS: в данной публикации не рассматривался патологический нарциссизм и специфика взаимодействий с данной категорией людей.

      Важно понять, что люди с нарциссическим типом личности демонстрируют «холодность», недоступность, завышенную самоценность не потому что так есть на самом деле, а из страха, что их не способны принять, полюбить и понять, а главное могут намеренно ранить. Если супруг (а) будут достаточно терпимы и вместо порицаний будут стараться быть более принимающими, то это может значительно облегчить не только жизнь человека с нарциссическим типом личности, но и жизнь самого супруга (и).

  



Просмотров: 239
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Что чувствует человек с нарциссическим опытом?
  • Работа с нарциссическим расстройством личности методами архетипической психотерапии
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Нарциссизм и субтипы нарциссического расстройства личности по Теодору Миллону
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь