Зачем Маше ссориться с подушкой? или Мысли вслух наедине с Маслоу

Автор статьи: Инна Гребельная

Зачем Маше ссориться с подушкой или Мысли вслух наедине с Маслоу

Мне очень нравятся старые советские мультфильмы за их глубину, метафоричность и мудрость. Один из таких – «Как Маша поссорилась с подушкой» (Союзмультфильм, 1977 г.). Я довольно часто использую образ главной героини этого мультфильма – Маши – как метафору, когда речь заходит о критиканстве, вечном недовольстве всем и вся, о человеке, у которого стакан всегда наполовину пуст: и кровать у него «неудобная, и подушка душная, и одеяло кусачее»…

Для ребёнка такое поведение естественно. Но почему некоторые взрослые люди надолго остаются в таком «детском состоянии»? Что их там удерживает?

Не устаю напоминать, что человек - объект в первую очередь биологический. Он ничего не делает просто так. Любое его действие обусловлено мотивом, необходимостью удовлетворить какую-то потребность. По этому принципу существует вся живая природа.

Какие же свои потребности пытается удовлетворить ворчащий жалобщик?

Ещё в прошлом веке американский психолог Абрахам Маслоу изложил теорию потребностей человека, которая нам известна как «Пирамида потребностей Маслоу». Учёный предположил, что все потребности человека подчинены особой иерархии - есть потребности низшие (роднящие нас с миром животных) и высшие (характерные только для человека).

В соответствии с теорией Маслоу, человек в своём личностном развитии одну за другой «осваивает» ступени этой пирамиды, постепенно продвигаясь вверх к высшей цели. Высшую цель развития человека Маслоу определил как САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – потребность в совершенствовании самого себя.

Что ВАЖНО:

- не каждый человек в своём развитии проходит все ступени этой пирамиды и поднимается на самый её верх;

– переход на следующий уровень развития невозможен без удовлетворения потребностей, нижестоящих на иерархической лестнице.

Основная часть пути к высшей цели приходится на детский возраст.

Например, при благоприятном стечении обстоятельств, к школе у ребёнка уже должны быть сформированы познавательные потребности, обеспечивающие получение удовольствия от учёбы. Ребёнок, о котором в первые годы жизни плохо заботились, лишали любви и одобрения, не сможет полноценно испытывать потребность в познании. Его энергия будет уходить на поддержание постоянной «боевой готовности» для отражения ожидаемых атак внешнего мира, поиск поддержки и признания в стае таких же отринутых агрессивных подростков. Отсюда - плохая успеваемость и новые претензии взрослых, которые еще сильнее убедят ребёнка, что он «плохой», «тупой», не достоин любви и уважения.

 

Снежный ком детских переживаний будет нарастать, расширяя круг проблем: неуверенность, низкая самооценка, депрессия, психосоматические заболевания.

Большинство таких «гордиевых узлов» нашей психики образуется в раннем детстве потому, что у малыша просто недостаточно жизненного опыта – сил, чтобы эти узлы разрубить. Не даром ведь говорят, что все проблемы из детства. Неразрешённые проблемы ребёнок складирует на «потом», когда повзрослеет, поумнеет… Потому и состоят такие «узлы» в основном из неудовлетворённых потребностей в безопасности, принадлежности, признании - именно тех, период «освоения» которых выпадает на самое раннее детство.

В «узлах» этих завязано много нашей энергии, психика заинтересована в том, чтобы эту энергию высвободить для более важных целей. То и дело психика подсказывает, напоминает нам о неполадках, «возвращает» в проблему (метафора про «одни и те же грабли» как раз об этом).

 

Как будто существует некий настойчивый внутренний механизм контроля (своеобразный психологический иммунитет), стимулирующий уже повзрослевшую и набравшуюся мудрости психику протестировать свои возможности к исцелению.

Предлагаю поближе посмотреть, как этот механизм работает у взрослого человека, ворчуна и критикана – будем называть этот собирательный образ «Маша».

Как «Маша» удовлетворяет потребность в безопасности

Ощущение безопасности даёт ребёнку мама с первых дней беременности. Если младенец обеспечен по первому требованию едой, сном, ему комфортно, и он ощущает рядом постоянное присутствие мамы – его физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены.

Если беременность тревожная, мама пьёт-курит, не приходит по первому зову к голодному или мокрому младенцу, она тем самым не удовлетворяет потребности малыша в безопасности.  

Подрастая, такие люди с недоверием относятся к окружающему миру, избегают любых перемен – потому что он ещё в детстве хорошо усвоил: «все перемены небезопасны для меня». Часто нарушение именно в этой сфере лежит в основе проблемы «выйти из зоны комфорта». Взрослый мужчина никак не может жениться – «а вдруг это не моё, и мы разведёмся?» («… а я такое уже переживал, когда меня оставляла мама - это плохо для меня»).  Этот травмированный Внутренний Ребёнок все время «плачет», напоминать самому себе (своему Внутреннему Родителю) о своих страхах и переживаниях.

Как его утешить? Да очень просто - постоянно напоминать себе, что «…нет поводов для беспокойства, ничего вокруг не меняется, каждый день одно и то же – так что успокойся и не тревожься. Вот перемены – это да, это плохо: это нестабильность, опасность, вдруг что-то пойдёт не так… А пока всё остаётся на своих местах, ты в безопасности, так что не плачь!».

Как «Маша» удовлетворяет потребность в принадлежности и любви

Эта потребность остается неудовлетворенной, если ребенок лишён семьи или одного из родителей, если ребенок недополучает положительных эмоций в силу природной холодности, болезни или депрессии матери (мать «отсутствует» в его жизни).

Эту боль одинокого, покинутого и нелюбимого ребенка повзрослевший человек «утешает» убеждением самого себя, что он не одинок, он «один из» (обездоленных, обманутых).

Такая «Маша» продолжает предъявлять претензии к новым «родительским» фигурам (начальству, руководству, правительству), любит употреблять слова, подчёркивающие её принадлежность к некой общности – «мы», «народ» и т.п. Фактически она успокаивает этим своего Внутреннего Ребёнка: «…не плачь, малыш, ты не один, нас таких много, тут всех не любят».

Как «Маша» удовлетворяет потребность в уважении и признании

Эта потребность возникает у ребенка с началом возрастного кризиса «я сам». Родители, которые пресекают неумелые попытки малыша быть самостоятельным, ругают за неудачные результаты этой самостоятельности, критикуют - такие родители заставляют ребенка сомневаться в своей значимости, ценности и даже нормальности – «подрезают крылья».

Боль непризнанного ребёнка «Маша» компенсирует, повышая свою самооценку за счет критики других людей – на таком фоне она ощущает превосходство, кажется самой себе достойной уважения и одобрения,  компетентной. Такие люди ревнивы, завистливы, нетерпимы к чужим успехам, любят впустую рассуждать о вещах, в которых не очень разбираются – экономике, политике, управлении…

Как быть?

«Маше» - как всегда, разбираться в себе, работать с собой. К сожалению – ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС никто за неё не решит проблему, возникшую ТАМ и ТОГДА: сколько бы ты не ел сегодня, свой давний голод этим не утолишь. Живёт такая подросшая «Маша» в своём замкнутом мире, ходит по кругу и всё время пытается вместо значимых взрослых «накормить» саму себя в далёком детстве.

Вот и получается, что всякий раз, когда такой человек начинает на всё и вся ворчать, всех и вся критиковать, он просто снова и снова успокаивает своего заплакавшего Внутреннего Ребенка. И самое верное, что мы в такой момент можем сделать рядом с ним – отойти в сторонку и не мешать этому разговору. Любые наши аргументы и доводы такой ворчун будет воспринимать как подтверждение своим «детским» убеждениям, пока не «повзрослеет».

Мысли вслух

Прогуливаясь по пирамиде потребностей Маслоу, я сделала для себя несколько важных открытий, которые в моём понимании это темы многое расставили по местам.

Выше я уже высказывала мысль о существовании некоего психологического иммунитета - механизма, который заставляет наши приобретённые психологические "болезни" раз от раза напоминать о себе, стимулируя уже повзрослевшую и помудревшую психику к исцелению и продвижению вверх по пирамиде потребностей. Мне это объясняет, почему наша психика с упорством альпиниста всю жизнь карабкается на самый верх этой пирамиды. Видимо, действительно главная задача человека на земном пути -  самоактуализация, "улучшение" самого себя. И видимо есть в этом «движении вверх» некий высший смысл, ради постижения которого даже физическое здоровье человека иногда может оказаться оправданной жертвой. Например, когда речь идёт уже о «залежалых» случаях, заболеваниях психосоматического характера: если уж ты не слышал «тонких намёков» на проблему, от боли просто так не отмахнёшься.

Есть и другая важная мысль. Все потребности, начиная с физиологических, мы продолжаем испытывать и удовлетворять каждый день: и потребности в еде, и потребность в безопасности, любви, признании…  Но если по пути вверх, к высшей точке человеческого развития, потребности управляют нашими действиями, то достигнув вершины, человек приобретает новую способность - управлять, "дирижировать"  хором своих потребностей.

Если осознать это, становится понятным, почему люди в блокадном Ленинграде делились с упавшим в обморок на улице человеком последним куском хлеба, вопреки всепоглощающему чувству собственного голода. Или почему под завалами дома после землетрясения в Спитаке мать, вопреки потребности в обеспечении собственной безопасности, семь дней кормила своей кровью четырёхмесячную дочь.

Также - истории известно множество случаев, когда люди со сложным детством «через тернии» становились великими личностями. Это тоже лишний раз подтверждает безграничные ресурсы и ещё не изученные до конца возможности нашей психики.

 Кстати, Маша-то в своей мультипликационной «жизни» тоже многое осознала, переоценила, повзрослела и даже полюбила свои подушку-одеяло.  И всё стало у нее хорошо, как в конце любой сказки…

К О Н Е Ц

И.Гребельная

Использованы изображения из сети Internet.

 



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребности в безопасности по Маслоу
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Как поддержать себя при переезде? Про базовую потребность в безопасности и пустые квартиры в Донецке.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Прогулка вокруг пирамиды потребностей А. Маслоу
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Денежная расстановка на основе пирамиды потребностей Маслоу
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности
  • Потребности в признании и в самоактуализации по Маслоу
  • Потребности в любви по Маслоу
  • Про потребность в безопасности и отношения
  • Физиологические потребности по Маслоу
  • Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев
  • Невроз | причины | потребность в безопасности
  • Потребность в любви, принадлежности и уважении у ребенка.
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Анализ. Мир, который не удовлетворяет мои потребности.
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Потребности развития ребёнка
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Гадкий утенок. Часть 2. «Поиск родственных душ» - естественная потребность человека.
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • Как Маша научилась предавать СЕБЯ и не Быть СОБОЙ
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь