|
Тактика ведения детей с последствиями перинатального поражения ЦНСАвтор статьи: Ирина Владимировна Бояршинова
Довольно часто к нам, психоневрологам обращаются родители с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой и поведенческой сферах, с задержкой речевого, психоречевого развития, с неврозоподобными проявлениями, обусловленными последствиями неблагоприятно протекавшей беременности и осложненных родов. Важно понимать и довести до сведения родителей, что отрицательно влияющими на развитие плода состояниями являются не только гестозы и токсикозы с угрозой прерывания беременности, но и перенесенные беременной женщиной инфекции, в том числе и банальная ОРВИ, особенно с употреблением медикаментозных препаратов. Одна мама гиперактивного ребенка с задержкой речевого развития на приеме была искренне удивлена, что собирая подробно анамнез, я фиксировала ее внимание на двух курсах приема антибиотиков широкого спектра действия во время беременности. «Не понимаю. Ведь уреаплазмоз то не подтвердился!». «Да, но в связи с подозрением на инфекцию, «ложнопложительной реакцией» с ваших слов препараты принимались и на организм действовали». Из ничего проблема не возникнет. И психологическим негативным воздействиям, именуемым стрессовыми, я бы отвела не последнюю роль. Ведь как на обычном биохимическом (это катехоламиновая и глюкокортикоидная активность, серотониновая недостаточность и др.), так и на психологическом (мысли, соответствующие эмоции матери напрямую воздействуют на плод, его бессознательное. Тому подтверждение трансперсональные переживания взрослых людей в измененном на фоне холотропного дыхания состоянии сознания, когда они повторно проживают свои «перинатальные матрицы» по Станиславу Грофу ), проявления стресса явственны. А последствия действия неблагоприятных факторов беременности и родов различны и могут проявляться как минимальной мозговой дисфункцией ( 4 года – возраст ее диагностики, т.е. исхода в этот синдром перинатальной энцефалопатии), так необратимым органическим расстройством (шифр F 07) c когнитивной недостаточностью и выраженными эмоционально-волевыми, поведенческими отклонениями. В широком диапазоне между ними – умеренные задержки психо-речевого, речевого развития (включая сенсомоторные алалии), обратимые органические нарушения с когнитивной и эмоционально-волевой дисфункциями (шифр F 80.82 F 06). Исход в ММД происходит у 70% новорожденных детей с ГИП ЦНС. И проявляется следующими симптомокомплексами: 1)по типу заострения и деформации личностных черт – психопатоподобные реакции и поведение, 2 ) парциальные задержки интеллектуальн-мнестического развития (мышления. памяти, внимания. речи), 3) неврозоподобные расстройства (страхи, навязчивости, тики, заикание. энурез), 4) СДВГ включает в себя как моторные нарушения с эмоциональным сопровождением, так и расстройство функций внимания (переключаемости, объема, устойчивости. скорости). Осмотр невролога, психиатра, тестирование (тест Тулуз-Пьеррона) и данные ЭЭГ помогают правильно диагностировать этот вариант ММД. Важно понимать, что чем на более раннем этапе развития эмбриона действует негативный агент, тем более глубокие и необратимые поражения мозга он может вызвать. И особенно деструктивно его действие в критические периоды развития плода – это первые 6-8 недель, когда идет закладка нервной системы и формирование плаценты и хориона и с 18-22 недели – завершение формирования нервной системы, когда уже фиксируется биоэлектрическая активность головного мозга. Перинатальный же период начинается с 22 недели беременности и заканчивается 7 днем рождения. А как же вести себя родителям по отношению к детям, у которых выявлены последствия ПП ЦНС? Во-первых, исключить панику, тревожные эмоции и апеллировать к рациональному мышлению. Важно понимать, что у мозга ребенка – огромные ресурсы и потенциал для развития. В первый год жизни у малышей в одну секунду образуется до 700 синапсов, а с 1 года до 3 лет – уже 2000.
Во-вторых, обратиться к команде специалистов, которые помогут диагносцировать и выправить задержку развития у ребенка. Психолого-медико-педагогический альянс в лице невролога, психиатра, психолога, дефектолога. логопеда, проведет вас от «А» - этапа диагностики уровня задержки развития, «Б» - прохождения ПМПК с целью определения учебной программы в ДОУ и СОШ, к «В» - периоду серьезной работы по коррекции ЗПРР ( индивидуальная и групповая работа с логопедом, дефектологом, при необходимости – медикаментозная поддержка в форме нейротропной терапии от невролога и коррекция психоэмоциональных и поведенческих расстройств от психиатра, физиолечение – ТК микрополяризация, БОС-терапия, музыкотерапия по Томатису и др.) с обязательным регулярным инструментально-диагностическим контролем деятельности мозга и сосудов (ЭЭГ, нейросонография, РЭГ, при необходимости – МРТ головного мозга) и к итоговой «С»- оценка результатам этой ответственной деятельности по восстановлению нервно-психического здоровья. Во-третьих, запастись терпением и быть внимательными к динамике нервно-психического развития своего ребенка. Ведь и к моменту поступления в ДОУ, и в СОШ, и в ВУЗ, и даже по окончании ВУЗа развитие головного мозга у него продолжается. Например, половина детских синапсов из головного мозга исчезает только к 23 годам, а в 25 лет завершается процесс его миелинизации, наступает зрелость мозга. И в этой связи в первые три, пять, семь и даже четырнадцать лет важно делать акцент на индивидуальный темп прогресса в развитии нервной системы своего ребенка. И не сравнивать его с другими детьми. Да, в четыре года ему не дано освоить китайский язык. Хотя истеричка-современность рекламно вопит: «Куда без него. Успеха вам в будущем не видать!» Но как гласит психологический постулат: «Прошлого уже нет, будущего еще нет. Есть только настоящее». И в нем у вашего чада уже меньше аграмматизмов во фразовой речи, растет словарный запас, восстанавливается речевая артикуляция, и он стал более усидчивым. Разве этого мало?! В САМЫЙ РАЗ! Ведь вы все стараетесь и любите друг друга. В-четвертых, создание максимально благоприятных условий на период восстановления поврежденных мозговых функций у ребенка. Сюда входит доброжелательная, принимающая особенности ребенка эмоциональная среда как в семье, так и в социуме. Поэтому, выбирая ребенку педагога целесообразнее смотреть не на его регалии и стаж, а НА ЧЕЛОВЕСЕМКИЕ КАЧЕСТВА – доброта, желание понять, толерантность к своеобразию личности ученика. А в выборе программы обучения всегда нужно ориентироваться на реальные возможности усвоения учебного материала конкретным маленьким индивидуумом. Важно не допустить срывов, перегрузок, в результате которых присоединятся психопатоподобные, неврозоподобные симптомы (тики, заикание, реакции протеста, страхи, кошмарные сновидения), которые не только остановят ребенка в развитии, а даже приведут его к регрессу. Сейчас ассортимент современных программ достаточно богат. Но полезно выбрать более легкую, где ученик сможет чувствовать себя успешным, приобретая тем самым стимул к обучению. Поэтому например «Начальной школе 21 века» или «программа ЛВ Занкова» лучше предпочесть «Школу Росии» или «Школу 2100». Да и с возрастом вступления в школьный период следует определиться в пользу продления дошкольного. Поясню. Если ребенку на первое сентября шесть с половиной лет, то лучше не спешить, а оставить его «дозревать» в ДОУ, ведь даже если одна из функций мозга на ваш взгляд у него прекрасно развита, например механический счет, то другие могут в той или иной степени отставать, западать. Мозаичность интеллектуально-мнестического развития – один из ведущих показателей органического расстройства ЦНС. Важно знать, что в пубертатный период, на фоне мощного выброса гормонов, глобальной перестройки организма те участки мозга, те нейрональные связи, что дремали, были недоразвиты, начнут подтягиваться до нормы, равняться на «лидеров». Ведь в 13-14 лет в лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, развиваются способности к планированию, решению более сложных задач, начинается высшая мыслительная деятельность. Именно до этого этапа –препубертата родителям и педагогам важно довести ребенка без психотравм, без интеллектуальных и физических перегрузок, в оптимальном для него режиме ( и сна-бодрствования, и чередования отдыха с учебной работой, и адекватными физическими нагрузками- боксу следует предпочесть плавание, и курсами ноотропов, сосудистых препаратов в особо уязвимые осенне-весенние периоды). В этой связи вспоминается очень радующий случай из практики. Я наблюдала пятилетнюю девочку с задержкой речевого развития и эмоционально-волевыми особенностями аутичноподобного типа. ПМПК определила ее в ДОУ для детей с ЗПР, а затем по достижении семи лет в класс выравнивания в СОШ. Там девочка на фоне детей с гиперактивностью и дефицитом внимания замкнулась, успеваемость резко упала, дома стала вскрикивать по ночам, жалуясь на кошмарные сновидения. Тогда родители по заявлению перевели ее в обычный класс. Там успеваемость у нее тоже не улучшалась, к тому же педагоги начали резко критиковать ее эмоционально-волевые особенности: она говорила нараспев, у нее появились эхолалии, периодами уходила в себя. Конечно же прозвучал диагноз «Аутизм», ее повторно отправили к психиатру, на ПМПК, чтобы сориентировать на профильную программу. Но папа, глава семьи принял другое решение – он перевел ее в частную школу, где в классе было всего 7детей. Родители продолжали водить девочку ко мне на психотерапевтические сеансы, я также ей назначала курсы нейрометаболитов, сосудистых и витаминов, так как были органические знаки на ЭЭГ. Наблюдая и общаясь со всей семьей, я отметила сходство дочери и мамы: они обе испытывают затруднения при ай контакте, у мамы и у девочки речь состоит из коротких фраз, но в них вложены сильные эмоции. И училась мама тоже неравномерно. И еще она вспомнила, что в детстве любила мышек. А ее дочь «помешана» на белочках. Везде живут белочки, даже, проснувшись ночью, в окне ей может показаться, что с ветки на подоконник прыгнет белочка. Игрушки тоже – одни белочки, и рисует она белочек. И на новогоднем вечере – она в наряде белочки. Да и личико ее и хвостик на затылке имеют сходство с беличьими)). И папа вздохнул с юмором: «Вот так и живу среди своих любимых мышек и белочек». Эти особенности также настораживают в отношении аутизма, но и при аутичноподобном поведении на фоне органической дисфункции головного мозга они также имеют место быть. Тем более все это перемешано с генетическими переданными характерологическими особенностями. В частной школе у девочке началась прекрасная динамика. Она постепенно освоилась в комфортной для нее среде, и в середине второго класса уже стала лидером по успеваемости. А после четвертого класса родители перевели ее в государственную школу, в обычный класс, где она продолжала учиться на среднем уровне, который вполне устраивал их гармоничную, дружелюбную семью.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|