|
Зачем ходить к психологу?Автор статьи: Залетова Оксана
Много раз я слышала мнение о том, что обратиться к психологу - это ненормально. Самые распространенные из них следующие. «Зачем мне к психологу? Я что - псих?»... В самом вопросе очень много стыда и страха, что я не нормальный и со мной что-то не в порядке. Кто такой «псих»? Так в нашем обществе окрестили человека с психическим расстройством. Между тем, это болезнь, и ее лечением занимаются врачи. Они называются психиатры. Основная задача такого доктора: купировать острое состояние, выписав необходимые лекарства, и поддерживать пациента в стабильном состоянии. После с этим пациентом можно проводить терапию … К психологам и психотерапевтам приходят люди, которые испытывают затруднения в обыденной жизни. Для решения какой-то проблемы человеку может не хватать собственных ресурсов. А может они уже ослаблены и истощены тщетными попытками самостоятельно преодолеть возникшие трудности. В такой ситуации даже незначительная проблема может раздуться до огромных размеров, и человеку она видится уже невообразимо большой. Тогда решить ее самостоятельно для него кажется просто невозможным. Обращение к специалисту дает возможность замедлиться, успокоиться и увидеть со стороны, как обстоят дела в действительности. Понять, что привело к такому результату и как с этим можно обойтись.
«С тем же успехом я могу поговорить с подружкой (мамой, соседкой)?» Некоторые склонны считать, что пути решения проблемы можно найти поделившись ею с кем-то из близких. В этом есть доля истины. В тех случаях, когда люди рассказывают друг другу о своих бедах и горестях, аффективность состояния снижается и им действительно может стать легче. Кроме того, качественный разговор с неглупой подругой может сложиться наподобие коуч-сессии или мозгового штурма. Тогда на ум приходят разные решения и пути выхода из проблемной ситуации. Что является маркером успешного преодоления проблемы? Она больше не возникает, или ее появление не вызывает тех чувств, которые снова и снова заставляют вас идти все к той же подруге. Если проблема возникает с завидным постоянством или вовсе парализует течение нормальной жизни – вам к психологу. Кроме того, важно помнить: подруга - всё равно лицо небеспристрастное… Вы уже обе забыли, что когда-то где-то наступили ей на больную мозоль. Но совершенно неожиданно это событие может отразиться на тех советах, которые она даст вам от чистого сердца. Возможно, это будет даже неосознанно с ее стороны. Но окажется весьма ощутимо для вас. Что касается советов… Обычно они сводятся к тому, что делать и чего не делать. Любой человек видит мир через призму своих проекций. Дружеский совет вы получите на основе тех ощущений и переживаний, который есть у ДРУГОГО человека. Простой пример: смотря на один и тот же цвет вам кажется, что он малиновый, подруге - что он цвета фуксии, а мужу- что он розовый. Путаница в восприятии, интерпретации, ощущении и дает этот дефект при общении. А там добавляются еще и культуральные, социальные и прочие различия в личном опыте каждого. В итоге, получив дружеский совет, вы ещё и поблагодарите за то, что подружка такая умная и прозорливая. И без нее вы даже и не догадались бы, что у вас есть такое в вашей ситуации. Конечно бы, не догадались…. Но не потому, что вы этого не видели, а потому что там ничего такого нет. Но подруга любезно «подкинула» и теперь до кучи у вас есть еще и это! Грамотный специалист не размещает в клиенте свои проекции. Он вместе с ним исследует проблему, проверяет ее истинность, выявляет первопричину. Действует неторопясь и аккуратно, чтобы не попасть в травму и не ретравматизировать клиента. Следит за экологичностью контакта с клиентом. Старается бережно относиться ко всему, что происходит в процессе совместной работы. «Ходил я к этим психологам, ничего не поменялось» Пожалуй, самое трудноискореняемое мнение. И самое печальное. Потому что человек, получивший неудачный опыт общения со специалистом, распространяет его на остальных. И тем самым подрывает веру этих людей в возможность получить своевременную квалифицированную помощь. Само по себе обращение к специалисту вызывает много страхов и опасений. Не все готовы рассказывать подробности своей жизни чужому малознакомому человеку. Не каждый захочет переживать еще раз те чувства, которые всю жизнь хотелось забыть. Не всякий может посмотреть правде своей жизни в глаза и выдержать этот взгляд. В этом очень много стыда, напряжения, сопротивления… И вот собрал человек все силы и пришел к специалисту. Но…
В другом случае к разочарованию могут привести завышенные ожидания от участия в околопсихологических мероприятиях. Такое происходит в основном с теми людьми, которые достаточно инфантильны и склонны к «магическому мышлению». Вместо кропотливой и долгой работы они предпочитают штудировать популярные издания, посещать тренинги и вебинары, авторы которых обещают, что всё получится быстро, легко, просто и ненавязчиво. Потенциальный клиент клюет на эту удочку и радостно восклицает: «Сейчас мне расскажут, как и что надо делать, и будет мне счастье!» Такая возможность действительно существует, если степень проблемы невелика, и отношение к мероприятию на уровне развлекательного времяпрепровождения. Но не может измениться в одночасье то, что 10, 20, 30 лет находилось внутри и росло вместе с человеком. Если и последует эффект от таких мероприятий, то он будет лишь кратковременным, а иногда и вовсе противоположным от счастья. Помните: каждый из нас уникален, а следовательно, и наши проблемы тоже. Поэтому универсальные советы и «лечение» через форумы в соц.сетях весьма маловероятно приведут к желаемому результату.
Уважаемые потенциальные, бывшие и будущие клиенты! Постарайтесь слушать прежде всего себя. Доверять своим ощущениям. Замечать свои потребности. Не сдавайтесь при первой же неудаче. Переживайте откаты и флэшбеки со своим психологом. Возвращайтесь в терапию, если чувствуете, что «снова надо» или недоработали. Рискуйте. Только так можно изменить качество своей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|