Мамочка и окситоцин

Автор статьи: Даниил Островский

Ранние переживания, которые оказались связанными со Значимыми Другими постепенно формируют систему ценностей ребенка, его аффективный компонент, его систему мыслей, образов и воспоминаний, а также позволяют выработать и усвоить определенные поведенческие паттерны. Это называется «внутренней рабочей моделью социальных взаимодействий».  Следует отметить, что многое в этом списке может видоизмениться со временем. Кроме того, существуют «рабочие модели себя/другого», которые являются сложными структурами, репрезентирующими себя и другого человека. 

Отдельно следует отметить некоторые интересные особенности функционирования мозга высших млекопитающих: например, сильнейше эмоциональные связи между матерью и ребенком обусловлены не в последнюю очередь «окситоциновой атакой», т.е. интенсивной продукции этого гормона гипоталамусом. То есть работа мозга оказывается тесно связанной с работой эндокринной системы, а значит нейронный механизм будет иметь непосредственное соматическое, телесное проявление.

Исследования показывают, что похожий механизм привязанности проявляется не только у человека, но у кошачьих, грызунах вида «Полевка степная» и – самое удивительное – в отношениях между прирученными животными и человеком. Это было изучено по остаткам окситоцина в моче собаки и человека после контакта.

Механизм формирования привязанности в действительно гораздо сложнее массированного выброса гормонов в кровь и до сих пор не является ясным, что случается раньше: непосредственная забота о потомстве – и за ней выброс гормона, или же наоборот. Кроме того, для понимания формирования привязанности будет разумным держать в уме несколько полей одновременно: сознание, социальное окружение и биологические особенности (физиологию).

Взаимодействие природы и воспитания осуществляется на уровне привязанности (LEHTONEN, 1994), причем человек, к которому младенец испытывает первичную привязанность, действует как регулятор или дизрегулятор гормонов ребенка, которые управляют прямой генной транскрибцией. На уровень кортизола в мозгу младенца (а кортизол – стрессовая готовность) значительное влияние оказывает взаимодействие матери и ребенка (SCHORE, 1997; MEANEY et al, 1998). Из всего этого следует, что нейротрансмиттерные расстройства необязательно должны быть врожденными, на них могут оказывать влияние психологические переменные величины, действовавшие в период раннего развития (BRAUN, 1996; BRAUN et al, 2000).

Цитата по К.Х. Бриш «Терапия расстройств привязанности»

Подобное верно и для высокоразвитых животных, для этого давайте обратим свое внимание на таких социальных животных, как крысы:

В опытах на животных (крысах) было показано, что различия в материнской заботе находили свое отражение в поведении детенышей и эндокринном ответе на стресс. У заботливых матерей-крыс было менее боязливое потомство, которое в стрессовых ситуациях показывало более подобающие регуляции гормональной регуляции между гипоталамусом, гипофизом и корой надпочечников (ось HPA). Молодые самки оказывались более заботливыми в отношении своего потомства, если их мать была заботливой. Такие эффекты показываются на протяжении трех поколений (FRACIS et al, 1999).

Цитата по К.Х. Бриш «Терапия расстройств привязанности»

Отсюда мы можем сделать один прелюбопытный вывод: форма привязанности между родителями и детенышами имеет достаточную устойчивость, чтобы передаваться из поколения в поколение. А кроме этого, первичная привязанность «программирует» или же обуславливает соматические реакции на стрессовые события.



Просмотров: 325
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • Значение привязанности для человека
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • РДА - Расстройства привязанности - Депрессия у детей до трех лет.
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Взрослые с травмой формирования привязанности: взгляд в будущее
  • Типы привязанности: каждому свое!
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Особенности избегающего типа привязанности
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.
  • Жизненные сценарии и паттерны привязанности (Часть 2)
  • Жизненные сценарии и паттерны привязанности (Часть 1)
  • Поколение тревожной привязанности
  • Терапия нарушений привязанности у взрослых (+ссылка на тест)
  • Терапия нарушений привязанности при подготовке кандидатов в опекуны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь