Терапия нарушений привязанности при подготовке кандидатов в опекуны.

Терапия нарушений привязанности у кандидатов в опекуны и опекунов в рамках схема-терапии.


    Тема нарушений привязанности на сегодняшний день достаточно активно обсуждается в среде психологов, работающих с семьями, супружескими парами, с семьями, принявшими на воспитание приемных детей. И действительно, актуальность данной проблемы в рамках подобной работы вполне объяснима. Зависимые отношения между супругами, неустойчивые отношения, частая смена партнеров, постоянные конфликты в паре, трудности во взаимоотношениях, как с собственными, так и с приемными детьми, вполне могут быть объяснены нарушениями привязанности.
    Автор теории привязанности, Джон Боулби, достаточно четко доказал важность формирования подобного типа отношений, возникающих у младенца со своими родителями в период от рождения до полутора лет – привязанности. Если в раннем периоде жизни у человека были заботливые и отзывчивые родители, которые чутко и адекватно реагировали на его потребности, то у него формируется надежная привязанность. Человек доверяет миру и окружению, способен адекватно поддерживать свою автономию и создавать связи с другими людьми. В других же случаях привязанность, в случае отсутствия заботливого взрослого в раннем периоде жизни человека, может совсем не сформироваться. И тогда человек будет тянуться ко всем, лишь бы получить свою порцию эмоций и близости, возможно пренебрегая при этом собственными потребностями. В случае если отношения между взрослыми и ребенком характеризовались эпизодами насилия, то выросший ребенок может избегать любой привязанности, лишь бы не испытывать возможную боль от любых взаимоотношений. Когда отношения между взрослым и ребенком характеризуются нестабильностью, ребенок может запечатлеть это в себе в виде нестойкой привязанности, когда потребность в близости есть, но при ее появлении появляется страх потери, и человек сам ее разрывает.
   Данные проблемы и особенности нарушения привязанности активно рассматриваются при подготовке кандидатов в опекуны в «Школе приемного родителя» (ШПР). Но вот парадокс, рассматриваются эти проблемы только в контексте нарушений привязанности у приемного ребенка. А вот вопрос о возможных нарушениях привязанности у кандидатов в опекуны и у опекунов даже не стоит. Из моего опыта работы в ШПР и знакомства с данной проблематикой могу сказать, что кандидатов в опекуны даже не диагностируют на предмет нарушений привязанности (опросник «Опыт близких отношений», К. БРЕННАН И Р. К. ФРЕЙЛИ). А зря, статистика, приведенная в работах российских психологов, показывает, что на сегодняшний день в поколении людей от 25 до 45 лет только 30% обладают устойчивой надежной привязанностью. О чем это говорит? Это говорит о том, что большинство наших современников имеют нарушения привязанности разной степени выраженности. А соответственно стоит вопрос о терапии нарушений привязанности у кандидатов в опекуны и опекунов.
   Проблема терапии нарушений привязанности стоит не только перед российским обществом, это проблема современной цивилизации, где люди поглощены развитием собственной карьеры, а воспитание детей отходит на второй план. Но данная работа является крайне важной, так как нарушения привязанности являются тем паттерном поведения, который передается в семье из поколения в поколение. Автор книги «Терапия нарушений привязанности» Карл Хайнц Бриш описывает программу SAFE, используемую в Германии, которая направлена на работу с будущими и молодыми родителями по устранению нарушений привязанности у них, формированию навыков позитивного общения с собственными детьми. В программу берутся семьи, которые только узнали, что у них будет ребенок. Занятия продолжаются с семьями до тех пор, пока ребенку не исполнится год. Программа основана на принципах аналитической и поведенческой терапии. На занятиях клиенты вместе с психологом исследуют свой травматический жизненный опыт, выявляя нарушения привязанности, а также путем наблюдения за поведением моделей, своим собственным поведением, формируют навыки позитивного общения с собственными детьми. Результаты применения данной программы показывают, что в семьях, прошедших данную терапию, количество случаев насилия и эмоционального неблагополучия существенно снижается. Данная программа широко применяется и для подготовки приемных семей.
    Потребность в применении подобных программ для подготовки опекунов актуальна и для России. Но здесь есть ограничения по срокам подготовки опекунов – не более двух месяцев. И тут встает вопрос об использовании краткосрочной терапии.
Я хочу привести пример терапии семьи, кровной семьи, основанной на модели схема-терапии. Описание случая дано в рамках концептуализации для супервизии в рамках схема-терапии.


   Концептуализация случая нарушения привязанности в работе с семьей в Схема-терапии.


Имя психолога: Кривомазов Павел Тимофеевич Дата: 21.07.2019
Количество сессий: 15 Месяцы с первой сессии: 2 месяца
1. Общая информация о клиенте
Имя клиента: ________ Возраст: 36 лет
Семейное положение: в разводе
Дети: две дочери 12 и 13 лет
Профессия и должность: ___________
Уровень образования: среднее специальное
Страна рождения/религиозная принадлежность/этническая группа: __________,
2. Почему клиент проходит терапию.
Вначале.
   На консультацию к психологу была направлена семья из-за случаев воровства, совершенного младшей дочерью. Мать, клиентка, рассказала, что подобные случаи воровства со стороны девочки стали уже не редкими, справиться самостоятельно с ними она не может. Она пробовала и разговаривать с девочкой, и наказывать (одним из часто употребляемых способов наказания со стороны матери по отношению к дочери является игнорирование, когда мать по неделям не разговаривает с девочкой).
   Клиентка указывает на то, что у нее есть трудности во взаимоотношениях, как с дочками, так и с другими людьми. У клиентки достаточно натянутые отношения с собственной матерью, по отношению к которой она испытывает амбивалентные чувства вины и обиды. Их общение часто завершается спорами и ссорами, не смотря на то, что живут они в разных городах. У клиентки было два официальных брака и один гражданский. Ни в одном из браков отношения сохранить не удалось. Сейчас клиентка не состоит в каких-либо отношениях и растит дочерей одна. Существуют трудности и во взаимоотношениях с начальником на работе, что очень нервирует клиентку, вызывая у нее упадок сил, обиду, чувство бессилия, слезы.
   Также надо отметить, что клиентка страдает заболеванием щитовидной железы, что привело к выпадению волос. Данная проблема и косметический дефект крайне негативно сказываются на эмоциональном состоянии клиентки.
   Еще одним фактором, негативно сказывающемся на эмоциональном состоянии клиентки, является низкий уровень материальной обеспеченности семьи. Не смотря на хорошую зарплату, клиентка одна содержит и себя и дочек.
Теперь.
    В ходе терапии удалось нормализовать взаимоотношения между клиенткой и ее дочерями. Случаев воровства у младшей дочери больше не возникало. Не возникали и ссоры между членами семьи. Уровень удовлетворенности внутрисемейными отношениями у всех членов семьи высокий.
    За счет обучения клиентки навыкам саморегуляции и коррекции автоматических мыслей удалось значительно снизить уровень тревожности у клиентки. Клиентка отмечает, что в целом она стала на много спокойнее.
    Осознание клиенткой ее стереотипных паттернов общения, приводящих к трудностям во взаимоотношениях с окружающими, а также обучение клиентки новым техникам взаимодействия позволили значительно скорректировать характер ее отношений с людьми. В общении с матерью клиентке удалось подискутировать, не ощущая при этом чувства обиды и желания прекратить общение, и прийти к компромиссу. Во взаимоотношениях с начальником клиентка, не имея возможности исправить его поведение, научилась не срываться в истерику и слезы, а искать помощь и союзников среди коллег и вышестоящего начальства, чего она раньше никогда не делала. Клиентка отмечает, что в ссорах и кризисных ситуациях она уже не старается прекратить общение, а идет на переговоры.
3. Общее впечатление о клиенте.
В начале.
   Клиентка создает впечатление тревожного человека, с заниженной самооценкой, испытывающего чувство стыда за неудачи в воспитании детей и негативно воспринимающего дальнейшие перспективы своей жизни. Но в общении это достаточно открытый человек, стремящийся получить помощь, активно интересующийся возможностями помочь самому себе и детям. Клиентка старательно, но без фанатизма, старалась выполнять в ходе терапии большую часть домашних заданий.
Теперь.
   К моменту окончания терапии уровень тревожности у клиентки значительно снизился, и она научилась видеть в своей жизни не только негативные моменты, но и позитивные. Она стала активно анализировать свое поведение, стараясь применять в жизни новые стили взаимодействия с людьми, которые стали менять результат взаимоотношений. Клиентка стала более уравновешенно смотреть на дальнейшие перспективы своей жизни, адекватно, без эйфории. Она четко понимает существующие у нее трудности, но уже не абсолютизирует их.
4. диагностический взгляд на клиента в настоящий момент.
А. Основные диагнозы.
   Признаков депрессии у клиентки не выявлялось. Других психиатрических заболеваний у клиентки также нет.
В. Текущий уровень функционирования клиента в основных сферах жизни.

Основная сфера жизни

Оценка уровня функционирования на момент начала терапии

Объяснениеуточнение

Оценка уровня функционирования на момент окончания терапии

Объяснениеуточнение

Профессиональная или образовательная деятельность

 

3

Работа нравится, но все перспективы работы у клиента связаны с хорошей зарплатой и выгодами после выхода на пенсию; карьерного роста нет; конфликтные отношения с непосредственным начальникам (были мысли об увольнении).

 

4

Работа нравится, но все перспективы работы у клиента связаны с хорошей зарплатой и выгодами после выхода на пенсию; появились перспективы получения новой более высокооплачиваемой должности; нашла помощь в лице вышестоящего начальства для решения конфликтов с непосредственным начальником.

Интимные, романтические, длительные отношения

 

1

Интимных и романтических отношений нет; огорчена тем, что ее предыдущий партнер, к которому она до сих пор испытывает чувства, вступил в другие отношения.

 

2

Интимных и романтических отношений нет; продолжает общаться с бывшим партнером, поддерживая дружеские отношения с ним (возможно надеется вернуть его).

Семейные отношения

 

3

Любит своих дочерей, заботиться о них, но огорчена трудностями отношений между девочками, между дочерями и ею. Расстраивают ссоры с матерью, которая часто упрекает и учит жить.

 

5

Любит своих дочерей, заботиться о них, научилась решать трудности отношений между девочками, между дочерями и ею. Количество конфликтных ситуаций в семье резко снизилось. Удалось наладить диалог с матерью, научившись вести с ней конструктивные переговоры.

Друзья и другие социальные отношения

 

4

Есть небольшой круг подруг. Посещает регулярно спортивную секцию. Но времени на данные виды деятельности не хватает.

 

4

Есть небольшой круг подруг. Посещает регулярно спортивную секцию. Но времени на данные виды деятельности не хватает.

Самостоятельное функционирование и время в одиночестве

 

4

Способна хорошо позаботиться о себе, есть хобби (спорт, рукоделие, животные). Часто не хватает времени на себя. Не всегда способна замечать «мелкие радости» в повседневной жизни.

 

5

Способна хорошо позаботиться о себе, есть хобби (спорт, рукоделие, животные). Часто не хватает времени на себя. Научилась замечать «мелкие радости» в повседневной жизни.

5. Основные жизненные проблемы и симптомы.
   1. Жизненная проблема: Трудности во взаимоотношениях с матерью, которая часто упрекает клиентку в неудачах и проблемах.
   Симптом: при подобных взаимодействиях с матерью клиентка испытывает обиду и чувство вины, а чтобы избежать их, не общается с матерью (были периоды, когда клиентка по нескольку лет не общалась с матерью).
   2. Жизненная проблема: Трудности в налаживании семейных отношений с мужчинами.
   Симптом: У клиентки было два официальных брака и один гражданский. Все отношения завершились неудачно. Клиентка считает, что ей попадались мужчины, которые не могли брать на себя ответственность за семью. Она надеется встретить сильного мужчину, которым не надо будет управлять, который сам будет знать, что нужно делать. Складывающаяся сейчас ситуация вызывает у клиентки чувство пессимизма и неверия в то, что ее семейная жизнь может сложиться.
    3. Жизненная проблема: Трудности во взаимоотношениях со своими дочерями. Из семейного анамнеза известно, что клиентка оставляла старшую дочь на воспитание своей матери, когда той было два года. Воссоединилась мать с дочерью только через девять лет, когда старшей дочери исполнилось одиннадцать лет.
    Симптом: Клиентка испытывает чувство вины по отношению к старшей дочери. Ей бывает трудно делать ей замечание. В связи с этим она может быть более строгой по отношению к младшей дочери. В конфликтных ситуациях клиентка, также как и со своей матерью, старается прекратить общение с дочками (может не говорить с провинившимся ребенком и неделю).
    4. Жизненная проблема: Конфликтные отношения с непосредственным начальником (начальник мужчина).
   Симптом: Обижается на поведение начальника, плачет, планировала увольнение с работы, не может попросить помощи и защиты у вышестоящего начальства.
    6. Источник текущих проблем в детском и подростковом возрасте.
    А. Общее описание детства и подросткового возраста.
    Клиентка была старшей дочерью в семье. Кроме нее в семье была еще сестра, на год младше нее. Семья была полная. Мать – врач по специальности, отец – слесарь. Детство клиентки пришлось на 90-ые годы, когда отец остался без работы, а матери систематически задерживали зарплату, и она была вынуждена работать не по специальности, чтобы прокормить семью. На фоне данных социальных проблем отец стал сильно пить, были случаи, когда он продавал вещи из дома (вещи принадлежали девочкам), что найти деньги на спиртное. Мать ругалась из-за этого, причем часто были случаи, когда мать перекладывала ответственность за поведение отца на дочерей. Клиентка описала случай, когда отец пропил магнитофон, который подарил дочерям на день рождения, а когда она поинтересовалась у матери, где магнитофон, мать сказала «Спроси у своего папочки».
Родители в дальнейшем развелись. Отец пропил свою квартиру и умер в заброшенной деревне, замерзнув зимой в доме без дров. Смерть отца до сих пор сильно переживается и клиенткой и ее матерью, которые считают, что если бы они следили за ним, не бросили его, то он бы не умер.
    Клиентка отмечает, что у нее были трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками, которые дразнили ее из-за внешности и немодной одежды.
    В. Неудовлетворенные в детстве базовые эмоциональные потребности.
   1. Неудовлетворенная потребность: потребность в заботе, безопасной привязанности и принятии.
   Причины: трудное материальное положение семьи, алкоголизм отца, перекладывание вины за поведение отца на ребенка, отсутствие принятия себя как личности со стороны сверстников.
   2. Неудовлетворенная потребность: потребность в игре и спонтанности.
   Причины: постоянное ожидание конфликтов в семье из-за алкоголизма отца.
   3. Неудовлетворенная потребность: свободное выражение потребностей и эмоций.
   Причины: из-за трудного материального положения семьи многие потребности не могли быть удовлетворены, трудно было выразить свое огорчение по этому поводу, чтобы не обидеть и не огорчить родителей, не быть опять виноватой за поведение отца.
    С. Возможные биологические факторы особенности темперамента.
Интроверт, эмоционально чувствительна, обидчива, заниженная самооценка.
    D. Возможные культурные, этические и религиозные факторы.
    Выросла в период крайней социальной нестабильности, в обществе сверстников, для которых материальный достаток семьи, одежда являлись основополагающим фактором, определяющим статус подростка в группе.
    7. Наиболее актуальные схемы в настоящее время.
    1. Ранняя дезадаптивная схема: Покинутостьнестабильность.
    Проявления схемы в настоящее время: Схема активируется в ситуациях, когда клиентка вступает в интимные отношения с мужчинами. Как правило, она выбирает ненадежных партнеров (три развода). Но при этом при расставании с последним партнером, клиентка очень сожалела об этом, ревнует его к его новой подруге, может надеяться его вернуть.
    При активизации схемы чувствует себя брошенной, никому не нужной, не верит в возможность создания прочной семьи. Чтобы избежать сильных негативных переживаний может сама прерывать общение.
    2. Ранняя дезадаптивная схема: Поиск одобрения.
    Проявления схемы в настоящее время: Схема актуализируется в ситуации критики по отношению к клиентке. Реакция, в данном случае, весьма однотипная – любым способом прервать негативное общение. Могут применяться различные методы: прямой отказ от общения, игнорирование партнера по общению (так происходит в случае ссор с матерью; или слезы и обиды, что также гарантировано прекращает общение (таким образом, происходит реагирование на непосредственного начальника).
Данная схема не позволяет клиентке наладить адекватных отношений с окружающими.
    3. Ранняя дезадаптивная схема: Негативность пессимизм.
    Проявления схемы в настоящее время: Схема активизируется в ситуациях малейших затруднений, будь то материальные трудности, поломка вещи, трудности в воспитании детей, трудности во взаимоотношениях с партнерами. Каждый раз клиентка начинает думать о том, что в ее жизни уже ничего хорошего не будет, она ничего не добьется.
Данная схема не позволяет клиентке замечать позитивных сторон жизни, не замечать малейших успехов детей, не реагировать на них, ухудшая тем самым отношения с детьми.
    4. Ранняя дезадаптивная схема: Завышенные требования к себе.
    Проявления схемы в настоящее время: Схема активизируется чаще всего на работе, когда клиентка старается добиться максимальных успехов на своем месте: усиленно занимаясь спортом, работая сверхурочно и сверх тщательно.
Данная схема заставляет клиентку тратить чрезмерно много усилий на работу, при этом ограничивая себя в личной жизни. Кроме этого данная схема заставляет и к окружающим предъявлять завышенные требования, что портит с ними отношения.
    8. Наиболее актуальные режимы в настоящее время.
    А. Дисфункциональные детские режимы
    1. Режим уязвимого ребенка: Покинутый ребенок.
    Особенности проявления режима: Режим запускается схемой «Покинутостьнестабильность» и срабатывает в момент разрыва отношений с очередным партнером. При этом клиентка обижается, испытывает чувство пессимизма, ощущает безвыходность ситуации.
    Также режим может запускаться схемой «Поиск одобрения», когда слыша критику в свой адрес, клиентка старается сделать все максимально лучше, а не добившись этого, опять обижается и прекращает общение сама.
    В. Дезадаптивные копинговые режимы.
    2. Режим избегания: Избегающий защитник.
    Особенности проявления режима: Режим запускается схемой «Поиск одобрения» и срабатывает в моменты критики по отношению к клиентке. Тогда клиентка просто прекращает общение с неприятным для нее партнером, игнорируя его.
    3. Режим избегания: Отстраненное самоуспокоение.
    Особенности проявления режима: Режим запускается схемой «Негативность пессимизм» и срабатывает для снижения негативных переживаний в моменты неудач. Тогда клиентка начинает много времени тратить на работу (трудоголизм), спорт, тем самым пытаясь отстраниться от негативных эмоций.
    4. Режим гиперкомпенсации: Перфекционист-гиперконтролер.
    Особенности проявления режима: Режим запускается схемами «Завышенные требования к себе», «Поиск одобрения» и срабатывает в ситуациях, когда клиентка хочет добиться похвалы в свой адрес, получить прибавку к зарплате, избежать критики в свой адрес.
    С. Дисфункциональные родительские режимы.
    5. Дисфункциональный родительский режим: Требовательный родитель.
    Особенности проявления режима: Режим запускается схемами «Завышенные требования к себе», «Поиск одобрения» и срабатывает в ситуациях, когда клиентка допускает ошибки: в воспитании собственных детей, в личных отношениях, на работе.
    D. Режим здорового взрослого.
    Клиентка самодостаточна. Способна содержать себя и своих детей. Хорошо распоряжается даже ограниченными денежными средствами. Работает, старается удержаться на работе. Ведет здоровый образ жизни, занимается спортом. Интересуется жизнью дочерей, помогает им в учебе. Имеет подруг. Имеет домашних животных. Старается адекватно планировать свое будущее.
    9. Терапевтические отношения.
    А. Личные реакции психолога на клиента.
    С первых встреч клиентка была достаточно мотивирована на терапию. Тут сказалось как то, что причиной обращения к психологу было проблемное поведение дочери в школе и та ответственность, которую чувствовала клиентка по этому поводу, так и осознание ею своих собственных проблем, в том числе и детских, схожих с проблемами дочери. Также надо отметить, что клиентка оказалась достаточно начитана в области психологии, у ее матери был позитивный опыт обращения к психологам. Все это способствовало быстрому установлению эффективного контакта с психологом.
    Высокий уровень мотивированности сказался на качестве выполнения домашних заданий клиенткой (практически все она их выполнила, за исключением единичных случаев, объяснимых загруженностью на работе).
    Надо отметить высокий уровень развития рефлексии у клиентки, что также облегчало терапию.
    Проблемных и конфликтных ситуаций в ходе терапии с клиенткой не возникало.
    В. Совместная работа над целями и задачами терапии.
    1. Оценка совместной работы над целями и задачами: 5.
    2. Краткое описание совместной работы с клиентом.
    Структура работы со случаем выглядела следующим образом:
    А. Работа с клиенткой и ее дочерями:
    1. Сбор анамнеза. Диагностика членов семьи. Использованы следующие диагностические методики: тест Люшера, ЦТО, «Цветовые метафоры» И. Л. Соломин, опросник Бекка на депрессию, FAST.
    2. Проведение психологических игр с целью развития привязанности между членами семьи. Использованы следующие игры: «Лепешка» Гюнтера Хорна и «DIXIT».
Работа была проведена без затруднений. Все члены семьи посещали консультации и выполняли задания. Протестных реакций ни у кого не возникало.
    В. Работа с клиенткой:
    1. Сбор анамнеза и диагностика.
    2. Работа в рамках когнитивно-поведенческой терапии:
- обучение навыкам релаксации;
- ведение дневников, направленных на развитие самооценки и выделения позитивных моментов в жизни («Чем я сегодня могу гордиться?», «Что хорошего произошло сегодня?», «Какие ресурсы я сегодня использовала, чтобы поднять себе настроение?»);
- работа по коррекции неадаптивных автоматических мыслей (их можно концептуализировать по принципу «Негативный фильтр», направленный на самого себя – склонна занижать свои достоинства. видит в себе только недостатки) с дневником СМЭР.
     3. Работа по психологическому просвещению: обучение навыкам поведенческого анализа и оперантного научения для модификации поведения дочек.
    4. Работа в рамках схема-терапии:
- выявление деструктивных схем и режимов;
- коррекция детских негативных убеждений и эмоций с помощью рескриптинга.
Работа в рамках когнитивно-поведенческой терапии первоначально давала весьма позитивные результаты: изменение негативных установок по отношению к самой себе, снижение тревожности, обучение навыкам саморегуляции. Однако решение проблем, связанных с общением, в частности с общением с матерью и начальником, не дало ожидаемого результата – клиентка в конфликтных ситуациях испытывала интенсивные негативные переживания (обида) и не могла эффективно применять ранее изученные техники. Было принято решение применить техники схема-терапии. Использовался метод рескриптинга с применением метафорических карт и написанием рассказов (для усиления эффекта истории из воображения клиентке предлагалось записать на бумагу). Применение данного метода позволило эффективно решить и проблему взаимодействия с начальником (клиентка смогла обратиться за помощью к вышестоящему начальству) и с матерью (клиентка смогла вести с ней дискуссию, не переходя на конфликт). Описание применения данной техники в Приложении № 1.
    Клиентка активно участвовала в работе, не пропускала ни одного занятия, выполняла все домашние задания. Однако у нее возникали трудности в отключении режима избегающего защитника в конфликтных ситуациях. Не смотря на то, что она достаточно четко осознавала его негативное влияние на характер отношений с партнерами, но при высоком уровне негативных эмоций она не могла с ним совладать.
    3. Как можно улучшить отношения при совместной работе?
    Для решения возникшей проблемы с режимом избегающего защитника была применена техника эмпатической конфронтации. Клиентке был напомнен случай смерти ее отца, когда отказ от общения с ним ее матери и ее самой привел к его смерти. Данное напоминание было применено в сочетании с техникой рескриптинга, вызвав у клиентки аффективные переживания (слезы) и инсайт по поводу возможных негативных последствий использование ею данного режима в общении с близкими людьми и партнерами. Подобный подход позволил значительно сократить задействованность данного режима: ни с матерью, ни с дочерями, ни с начальником данный режим больше не был задействован.
    С. Отношения Замещающего родительства и Связь.
    1. Оценка Замещающего родительства и Связи: 5.
    2. Краткое описание Замещающего родительства и Связи между психологом и клиентом.
    На первом сеансе клиентка была напряжена и встревожена из-за чувства стыда и вины за поведение дочери. С помощью эмпатического слушания и валидизации чувств и фактов клиентки и ситуации удалось снять всякое напряжение между клиенткой и психологом. В дальнейшем беседы шли свободно, без напряжения и стеснения. Прочная связь подтвердилась и после окончания терапии, когда клиентка подписалась на рабочую страницу психолога в интернете, читала его заметки, доброжелательно комментировала их. Также все члены семьи выразили желание продолжать взаимодействие с психологом в рамках работающего в школе клуба психологических игр в новом учебном году.
    3. Как можно укрепить Замещающее родительства и Связь между психологом и клиентом.
    Клиентке дано разрешение звонить и консультироваться с психологом в его рабочее время или оставлять сообщение в мессенджерах.
    10. Цели терапии: прогресс и препятствия.
    1. Цель терапии: Ослабить реакцию прекращения общения или истерик у клиентки в ситуациях критики или наказания ею дочерей и партнеров по общению.
    Целевые схемы и режимы: Схема: Покинутостьнестабильность, Поиск одобрения.
    Режимы: Покинутый ребенок, Избегающий защитник.
    Прогресс и препятствия: Прогресс: клиентке удалось избавиться от реакций игнорирования собственных дочерей для их наказания. Также ей удалось избегать игнорирования матери в спорах и трудных беседах – клиентка научилась вести с матерью переговоры. Во взаимоотношениях с непосредственным начальником клиентка научилась не истерить, тем самым прекращая всякий дальнейший диалог, а обращаться за поддержкой к вышестоящему начальству.
    Препятствия: при сильных эмоциях, возникающих при общении с непосредственным начальником, клиентка пока не может обойтись без посторонней помощи – возможны рецидивы истерик.
    2. Цель терапии: Повышение самооценки клиентки, снижение уровня тревожности, развитие оптимизма.
    Целевые схемы и режимы: Схема: Негативностьпессимизм, Завышенные требования к себе.
    Режимы: Требовательный родитель, Перфекционист-гиперконтролер, Отстраненное самоуспокоение.
    Прогресс и препятствия: Прогресс: Клиентка научилась более четко выделять малейшие действия, приносящие ей удовольствия (общение с детьми, забота о домашних животных, чтение книги и т. д.). Она научилась планировать свою жизнь, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, ориентируясь на возможные позитивные результаты. Научилась выделять и использовать собственные ресурсы.
    Препятствия: Еще не доведено до автоматизма умение замечать позитивные моменты в жизни, еще приходиться использовать для этого дневник.


Приложение № 1.


    Техника «Перекрестки времени или назад в будущее» в терапии нарушений привязанности.
   Техника направлена на диагностику типа нарушения привязанности у клиента и рескриптинга его травматических переживаний.
   В технике используются три колоды ассоциативных карт: «PERSONA», «PERSONITA», «COUP», а также карта-схема для раскладки карт.
    Алгоритм применения техники:
    1. Клиенту предлагается выбрать карту из колоды «PERSONA», которая ассоциировалась бы у него с ним самим, и положить ее в центральный прямоугольник зоны «НАСТОЯЩЕЕ 1». Для описания себя, своих качеств и убеждений клиенту предлагается ответить на два вопроса, «КТО Я? КАКОЙ Я?». Ответ необходимо записать внутри прямоугольника, на котором лежит карта.
    2. Затем предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента на данный момент в целом, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «НАСТОЯЩЕЕ 1». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Анализ зоны «НАСТОЯЩЕЕ 1» позволяет выдвинуть первичную гипотезу о наличии нарушений привязанности и их виде.
    3. Далее клиенту объясняется, что все процессы в жизни взаимосвязаны, и что наше прошлое влияет на наше настоящее. Клиенту предлагается описать с помощью карт свое прошлое, определившее его настоящее. Ему предлагается вытащить карту из колоды «PERSONITA», которая ассоциировалась бы у него с ним самим в прошлом, и положить ее в центральный прямоугольник зоны «ПРОШЛОЕ 1». Для описания себя тогда, своих качеств и убеждений клиенту предлагается ответить на два вопроса, «КЕМ Я БЫЛ? КАКИМ Я БЫЛ?». Ответ необходимо записать внутри прямоугольника, на котором лежит карта.
    4. Затем предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента в прошлом, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «ПРОШЛОЕ 1». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Анализ зоны «ПРОШЛОЕ 1» позволяет уточнить и дополнить первичную гипотезу о наличии нарушений привязанности и их виде.
    5. Для подтверждения воспоминаний о прошлом клиенту предлагается описать с помощью карт какой-либо конкретный случай из своего прошлого, который, по его мнению, определил всю дальнейшую жизнь. Для этого предлагается выбрать из колоды «COUP» пять карт и с помощью них описать случай. Запись истории и ее раскладка в виде карт осуществляется в зоне «ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СОБЫТИЕ, ВАРИАНТ 1».
    6. Дальше клиенту предлагается описать свое возможное будущее, которое реализуется, если все в его жизни останется по-прежнему. Ему предлагается вытащить карту из колоды «PERSONA», которая ассоциировалась бы у него с ним самим в будущем, и положить ее в центральный прямоугольник зоны «БУДУЩЕЕ 1». Для описания себя в будущем, своих качеств и убеждений клиенту предлагается ответить на два вопроса, «КЕМ Я СТАЛ? КАКИМ Я СТАЛ?». Ответ необходимо записать внутри прямоугольника, на котором лежит карта.
   7. Затем предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента в будущем, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «БУДУЩЕЕ 1». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Далее с клиентом обсуждается, насколько его устраивает подобное развитие событий. Предлагается изменить свою биографию, переписав определяющее событие.
    8. Клиенту предлагается вернуться к зоне «ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СОБЫТИЕ, ВАРИАНТ 1» и заменить в ней несколько карт, а соответственно и всю историю события, таким образом, чтобы ситуация преобразовалась бы в его пользу (можно поменять свой стиль поведения в событии, стиль поведения других людей, ввести в событие помощника и т. д.). Запись истории и ее раскладка в виде карт осуществляется в зоне «ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СОБЫТИЕ, ВАРИАНТ 2».
   9. Далее клиенту предлагается описать новый вариант своего прошлого, которое появилось после изменения определяющего события. Предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента в прошлом, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «ПРОШЛОЕ 2». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Сравнение зон «ПРОШЛОЕ 1» и «ПРОШЛОЕ 2» позволяет уточнить эффективность рескриптинга.
    10. Далее клиенту предлагается описать новый вариант своего настоящего, которое появилось после изменения определяющего события. Предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента в альтернативном настоящем, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «НАСТОЯЩЕЕ 2». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Сравнение зон «НАСТОЯЩЕЕ 1» и «НАСТОЯЩЕЕ 2» позволяет уточнить эффективность рескриптинга.
    11. Далее клиенту предлагается описать новый вариант своего будущего, которое появилось после изменения определяющего события. Предлагается выбрать три карты из колоды «COUP», символизирующие жизнь клиента в альтернативном будущем, ее позитивные и негативные моменты, и положить их в прямоугольники, окружающие центральную карту зоны «НАСТОЯЩЕЕ 2». В каждом прямоугольнике клиент кратко описывает свою жизнь и ее стороны.
Сравнение зон «БУДУЩЕЕ 1» и «БУДУЩЕЕ 2» позволяет уточнить эффективность рескриптинга.
   В конце сессии происходит рефлексирующая беседа с клиентом, направленная на прояснение его чувств, эмоций, выводов, которые он сделал после сессии. Карта-схема с описаниями клиента отдается ему с целью дальнейшего анализа дома.

Терапия нарушений привязанности при подготовке кандидатов в опекуны


Настоящее (вариант 1).


    Кто я? Я мама. Я служащая. Я сестра. Я дочь. Я подруга. Я подчиненный. Я котомама. Я спортсменка. Я патриот. Я бывшая жена. Я соседка. Я сослуживец. Я защитник. Я помощник. Я руководительница.
    Каков я? Добрая, отзывчивая, эмоциональная, доверчивая, плаксивая ответственная, серьезная, целеустремленная, неуверенная, усталая, задумчивая, взрослая, любящая, заботливая, старательная, принимающая все близко к сердцу, скрытная.
   Какова моя жизнь? Моя жизнь не такая, как бы мне хотелось. Положительные стороны: у меня есть дети, которые меня любят, делают успехи в учебе и творчестве. У нас есть служебная квартира, у меня средний доход, которого хватает на самое необходимое. У меня есть возможность свозить детей в отпуск, содержать котов. Я практически здорова, и здоровы мои близкие. У меня есть работа, которая даст мне пенсию и собственное жилье. У меня есть друзья, готовые оказать мне помощь и поддержку. Меня ценят. Я занимаюсь спортом и делаю успехи.
   Отрицательное: мне часто не хватает денег на собственные хотелки. Я не могу избавить себя от общения с неприятными мне людьми. Я в зависимости от работы. Я выгляжу не так, как мне хотелось бы. Я не сделала карьеру. Многие мечты останутся несбывшимися. Я не смогла построить полную семью. Я не уверена в будущем, потому что боюсь потерять работу. Много устаю.



Прошлое (вариант 1).


   Какой я была? Доверчивой, спокойной, наблюдательной, мечтательной, ласковой, скромной, тихой, любопытной, робкой, стеснительной, увлекающейся, ленивой, честной, ревнивой.
    Кем я была? Дочкой, сестрой, внучкой, двоюродной сестрой, племянницей, читателем, художником, ученицей, музыкантом, исследователем, организатором, помощницей, няней.
    Какова была моя жизнь? Положительные стороны: меня любили родители и старались для меня. Мне давали возможность заниматься тем, что мне нравилось. У меня было много родственников, и были праздники с большим количеством гостей. У меня был свой шкаф. Меня старались одеть, обуть, накормить. Было много интересных занятий с семьей: ходили в поход с отцом, пекли пироги с мамой, играли с сестрой, с двоюродными братом и сестрой.
   Отрицательные стороны: было мало денег – иногда нечего было есть. Папа пил, мама часто ругалась и плакала. Было страшно, когда папа был пьяный. Было противно, когда у него было похмелье. Было трудно в школе – одноклассники меня ненавидели и унижали. Жизнь была такая же, как у большинства моих одноклассников. У оставшегося меньшинства жизнь была лучше, чем у меня – у них не пили родители, у них был достаток (они сникерсы ели).



Значимое событие прошлого (вариант 1).


У нас с сестрой был магнитофон, который подарил нам папа, под который мы танцевали с сестрой и записывали смешное. Когда я пришла из школы и хотела послушать музыку, я его не нашла. Спросила у мамы, где магнитофон. Я подумала, что она его взяла. Мама была в плохом настроении. Я подумала сначала, что она злиться на меня за что-то. Она сказала: «У отца своего спроси!». Она сказала это таким тоном, как-будто это я виновата, что он мой отец. Я пошла к нему в комнату, он лежал там, на полу пьяный. Я поняла, что он его пропил. Мне было очень обидно и одиноко, я чувствовала себя несчастной, не нужной совершенно никому.



Будущее (вариант 1).


   Кто я? Мама. Бабушка. Подруга. Сестра. Соседка. Пенсионер. Садовод. Грибник. Неудачница. Путешественник.
   Какая я? Усталая. Серьезная. Сожалеющая. Нелюдимая. Одинокая. Свободная. Не очень здоровая. Обидчивая. Заботливая. Надоедливая. Старая.
    Моя жизнь в будущем. Жизнь человека, уставшего от людей, но вынужденного с ними общаться. Жизнь обычного пенсионера.
Положительные стороны: у меня пенсия и свое жилье (дом на окраине). Я могу делать то, что хочу. У меня есть время побыть наедине с собой. У меня дети, которые построили свои семьи, приезжают в гости. Я могу делать, что захочу. Я не обязана ни с кем общаться.
    Отрицательные стороны: пенсия небольшая, но я должна помогать детям. Я одинока. У меня плохое здоровье. Жизнь прожита зря.



Значимое событие прошлого (вариант 2 – рескриптинг).


Накануне был какой-то праздник. Папа выпивал. И теперь его мучило похмелье – хотелось выпить. Очень сильно. Денег не было, спиртного тоже. Мама что-то делала на кухне. В комнате был магнитофон, и он решил его продать, чтобы выпить. Он его взял, завернул во что-то и хот ел пойти продать на рынке, но тут из кухни вышла мама. Она увидела, что папа собирается куда-то пойти. Увидев сверток, она поняла, что он собирается продать магнитофон. Она его спросила: «А ты куда?». Он что-то неразборчиво ответил, отведя глаза в сторону. Увидев магнитофон, мама подошла к отцу ближе и сказала: «Ты же сам недавно покупал его девочкам. Они же так были рады! Ты же представляешь, как они будут плакать!». Отцу было очень стыдно. Но выпить хотелось. Мама погладила его по плечу: «Толя, не надо. Мы же решили, что будем стараться. Потерпи сегодня. Завтра легче будет. И девочки будут рады. Пойдем, я тебе лучше чая сделаю. Я оладьи собралась жарить, с луком, как ты любишь». Говоря это, она забрала магнитофон. Папа согласился. Они пошли на кухню. В это время из школы возвращалась я. Я иду домой, немного переживая, что там и как. Открыв двери, я сразу почувствовала вкусный запах и поняла, что мама что-то жарит. Мне было интересно, и я сразу пошла на кухню. За столом сидел папа. Он пил чай из своей большой кружки и разгадывал кроссворд. На столе были горячие оладьи, мама жарила их на сковородке. Я была рада, что дома так хорошо. Мне стало спокойно и уютно.



Прошлое (вариант 2 после рескриптинга).


   Какой бы я была в детстве? Доброй. Открытой. Сопереживающей. Любознательной. Общительной. Менее обидчивой. Улыбчивой.
   Какими бы качествами я обладала? Доверчивой. Открытой. Я была бы увереннее в себе и не ждала бы плохого. Спокойной. Понимающей. Умеющей выходить из конфликтных ситуаций.
   Как бы складывалась моя жизнь в детстве? Я бы увереннее общалась с одноклассниками, зная, что мама меня всегда поддержит. Они, возможно, меньше бы меня обижали, потому что знали, что у меня есть защита, и я бы не давала повода. Мы бы больше общались с отцом, ходили в походы, проводили время всей семьей. Я бы знала, что в трудной ситуации родители вместе найдут выход. Нехватка денег в семье…



Настоящее (вариант 2 после рескриптинга).


   Какая я? Я спокойная и уверенная в себе. Улыбчивая, целеустремленная. Я знаю, чего хочу и как этого добиться. Я хорошая мама, дочь.
    Какие у меня качества? Я понимающая, умею четко устанавливать границы и не взваливаю на себя вину за других. При этом могу поддержать, успокоить. Я всегда нахожу выход из любой ситуации. Я уверена в себе, в завтрашнем дне.
    Как складывается моя жизнь? Я была бы замужем за Максимом. Я бы с пониманием относилась к его привязанности к спорту, я бы не обвиняла его, не игнорировала. Мы бы нашли компромисс и проводили бы время вместе, чтобы я чувствовала себя хорошо. Я бы уволилась со второй работы, позволив Максиму взять на себя ответственность за меня и детей. Я не вмешивалась бы в отношения Максима и его мамы, потому что была бы уверена в нем. Мои дети со мной, они чувствуют себя уверенно и комфортно. Я не позволяю никому переступить их интересы. Мама с папой жили бы в Большой Речке вместе. Приезжая к ним в гости, я бы чувствовала уют и спокойствие. Отношения с родственниками сохранены – все праздники вместе.



Будущее (вариант 2 после рескриптинга).


   Какая я была бы в будущем? Уверенная, спокойная, добрая, настойчивая, ухоженная, любящая и любимая, самореализовавшаяся.
    Какими бы качествами я обладала? Гостеприимная, умеющая дружить, со стержнем внутри. Определенная. Дружелюбная.
    Как бы складывалась моя жизнь? У меня была бы работа, выбранная по душе, а не из-за заработка. Среди знакомых и на работе я бы пользовалась авторитетом и уважением. Мой муж бы добился успеха в работе. Дети получили образование, устроили свою жизнь, саморазвиваются. На пенсию ушла бы с почестями. Мои внуки приходили бы в наш дом с радостью, чувствуя уют и спокойствие. Все праздники с большим количеством гостей, я умелая хозяйка, в моем доме всем хорошо. Ездим на отдых вместе, как хотели.



    Помимо работы с кандидатами в опекуны по коррекции у них нарушений привязанности, безусловно, остается актуальной работа по терапии привязанности у приемных детей. Хочу привести случай работы с подростком по терапии нарушений привязанности в рамках схема-терапии.


Случай терапии нарушений привязанности в рамках схема-терапии в работе с подростком. 


   К психологу обратились мама и бабушка подростка, 15 лет.
    Жалобы родственников сводятся к тому, что ребенок стал очень замкнутым, практически не выходит на улицу, бросил занятия спортом, подолгу находится за компьютером, у него изменчивое настроение, могут быть и истерики, если окружающие заставляют его что-то делать.
    Анамнез семьи.
   Ребенок в семье единственный. Родители ребенка находятся в разводе уже четыре года. Отец ребенка страдал алкоголизмом, не работал, в семье было трудное материальное положение. В связи с этим мать ребенка отправила его жить к бабушке, в другой город. У бабушки ребенок проживает постоянно уже четыре года. Мать бывает наездами, не чаще раза в два месяца. С отцом ребенок контактов не поддерживает.
Мать сейчас год живет с другим мужчиной. На предложения матери переехать к ней ребенок категорически отказывается. С отчимом у ребенка никаких отношений нет.
    Социальные контакты ребенка.
    У ребенка близких друзей нет. Была небольшая компания: три мальчика и две девочки. Но сейчас два мальчика и одна девочка ушли из школы.
    Отношения с близкими людьми.
    Наиболее близкие отношения у ребенка складываются с бабушкой. Отношения с матерью напряженные: «он не дает его приласкать, отказывается переезжать ко мне, даже выйти прогуляться со мной не хочет». Бабушка знает и чувствует ребенка на много лучше матери: «я знаю, когда к нему можно подойти, а когда лучше не трогать; вообще он у нас творческий – книгу пишет».
    Запрос родственников на терапию:
1. Нормализация эмоционального состояния ребенка;
2. Нормализация детско-родительских отношений;
3. Развитие навыков коммуникации у ребенка.
    Перед началом занятий с подростком была проведена психологическая диагностика его психо-эмоционального состояния. Были использованы следующие методики: тест Люшера, ЦТО, системный семейный тест Геринга FAST, опросник Бека на клиническую депрессию для подростков (ATQ), характерологический опросник Леонгарда на выявление акцентуаций характера, опросник «Опыт близких отношений» на выявление типа привязанности. По результатам диагностики получены следующие результаты.
   Общее состояние характеризуется оптимальной работоспособностью. У подростка велика потребность в достижении успеха. Велика потребность в понимании и поддержке. На данный момент переживает из-за того, что часто вынужден идти на компромисс. Может не хватать положительных эмоций.
Самооценка у подростка позитивная, но не завышенная. В зоне эмоционального приятия находятся бабушка и школа, эмоциональные проблемы во взаимоотношениях с матерью и дедом.
    Выявляются признаки депрессии средней тяжести – 79 баллов по шкале ATQ подросткового опросника на клиническую депрессию. Опрос подростка о его состоянии показал следующее: сон спокойный, по продолжительности нормальный, но режим сна нарушен (летом ложится спать в два ночи, встает в одиннадцать дня, во время учебы в школе спать ложился в двенадцать, в час ночи, вставал в семь утра); аппетит в норме, резко снизилась социальная активность (полгода никуда не ходит (бросил тренировку), чаще сидит дома); общий фон настроения понижен (друзья из класса ушли из школы, бросил тренировки). В связи с этим рекомендована консультация психиатра. Психиатр подтвердил наличие депрессии, назначил фармакологическое лечение.
     У подростка выявляется избегающе-отвергающий тип привязанности. Люди с избегающе-отвергающим типом привязанности имеют низкий уровень самооценки, замкнуты в себе. Они имеют низкий урвень эмоционального интеллекта, не способны понимать свои эмоции, не способны их адекватно выражать, при этом имеют высокий уровень агрессии, что коррелирует с подавлением своих эмоций. Потребность в отношениях, сочетающаяся со страхом близких отношений (вплоть до их разрыва). Недоверие к партнеру, желание избежать негативных переживаний из-за «чрезмерного» доверия партнеру. Присутствует склонность к нарциссизму.
    У подростка выявляются склонности к следующим типам акцентуации характера.
    Застревающий тип. Черты характера: обидчивость, мнительность, развитое чувство долга, обязательность, принципиальность, сдержанность в проявлении эмоций, подозрительность.
    Комфортные ситуации: воспитание в условиях теплых отношений со стороны близких; оптимистические установки; общие для членов семьи увлечения; условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками; принятие взрослыми увлечений подростка.
    Непереносимые ситуации: воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях изоляции; ситуации вмешательства во внутренний мир подростка; ситуации, противоречащие внутренним принципам; ситуации длительного неформального общения в группе; ситуации быстрого принятия решения.
    Экзальтированный тип. Черты характера: эмоциональность, выразительность оценок и действий, несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.
    Комфортные ситуации: нахождение в кругу семьи и друзей; ситуации доверительного общения со значимыми для них взрослыми людьми.
   Непереносимые ситуации: жесткие взаимоотношения; противоречивое воспитание; воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; отвержение со стороны значимых лиц, вынужденная разлука с ними; явная несправедливость, порицания, выговоры, унизительные нотации со стороны взрослых.
    Гипертимный тип. Черты характера: общительность, жизнерадостность, преобладание положительных эмоций, легкость в восприятии жизненных трудностей, безответственность, легкомыслие.
    Комфортные ситуации: вовлеченность подростка в разнообразные интересные виды деятельности; нахождение в группе сверстников; условия для проявления инициативы.
    Непереносимые ситуации: чрезмерная опека или, напротив; безнадзорность, жесткая дисциплина; эмоциональная отверженность подростка членами семьи или значимыми для него людьми; монотонная неинтересная для него деятельность; ограничение круга общения; вынужденное безделье; отсутствие устойчивых познавательных, социальных, творческих интересов и увлечений.
    Циклотимный тип. Черты характера: неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций, смена фаз самочувствия от гипертимии до дистимии.
    Комфортные ситуации: небольшое количество друзей; постоянное увлечение и постоянные дружеские отношения; в периоды спадов настроения – необходимость уединения, общения с природой, занятия искусством;
    Непереносимые ситуации: эмоциональные перегрузки; выполнение напряженной работы в течение длительного времени; частое изменение условий жизни и деятельности; однообразие жизни.
    Семейная система отличается низким уровнем сплоченности. Уровень иерархии в семье средний, в родительской подсистеме низкий. Уровень сбалансированности семейной системы не достаточен – велика потребность в росте сплоченности между членами семьи. Стабильность семейной системы высокая, сохраняемая потребностью воспитывать сына и внука, но при этом ребенок может выступать виновником сложившейся ситуации. Семейная система носит открытый характер. Уровень стрессогенности жизни для семьи низкий. Степень свободы в выражении чувств и эмоций у членов семьи высокая. Уровень внутри семейной взаимопомощи средний. Уровень конфликтности высокий из-за желания взрослых членов семьи заставить действовать ребенка по своим стандартам.
    В рамках терапии, которая продлилась месяц (4 консультации) и была завершена по просьбе подростка и родственников в связи с улучшением состояния ребенка, подростку давались следующие задания: ведение дневника «Что сегодня мне принесло удовольствие?». Также была проведена техника рескриптинга с использованием ассоциативных карт «PERSONITA».
     Подростку было предложено с помощью карт описать свое детство и текущий возраст.
    Детство.
«Я»: не такой как все, отчужденный, обижен.
Ситуации:
- лучший друг: радость, сожаление, что сейчас не могу с ним общаться;
- (!) я с родителями на прогулке: радость, но и грусть – они меня не слышали и не понимали, очень часто отказывали в любых моих просьбах;
- дружный класс: лидерство. радость, удовлетворенность, сожаление, что сейчас не в нем;
- (!) я обижаюсь на родителей (см. выше);
- я с друзьями: радость, удовлетворение;
- драки в школе: волнение, страх.
    Современность.
«Я»: задумчивость, меланхоличность, «пофигист», скука.
События:
- тренировка: приятно;
- победы: гордость, приятно;
- спортивная команда: гордость, приятно;
- (!) я тренирую: опыт, стыд;
- самоподготовка: гордость, удовлетворенность;
- (!) я лежу и ничего не хочу делать: стыд.
    Исходя из полученных результатов, можно предполагать, что у подростка активизированы следующие схемы:
- эмоциональная депривация – желания и потребности ребенка зачастую не удовлетворялись;
- нестабильность – частые переезды из города в город, а из-за этого смена друзей и школ, воспитание у дедушки с бабушкой последние четыре года;
- неполноценность/стыд – стыдно просить помощь, когда родители не удовлетворяют потребностей;
- критичность – строго наказывает себя за ошибки;
- сдерживание эмоций – эмоционально не выразителен, все равно мои эмоции никому не интересны;
- пессимизм – долго помнит свои промахи;
- грандиозность – склонность чрезмерно гордиться своими достижениями в спорте, отсюда возможна грубость по отношению к менее опытным товарищам;
- критичность – излишне критичен к себе и матери.
     Данные схемы могут активироваться в виде следующих режимов:
- уязвимый ребенок – обиды при неудачах, чувство, что никто не хочет помочь и понять;
- критикующий родитель – критикует себя и близких;
- вызывающий вину родитель – чрезмерное чувство стыда за ошибки, заставляющее бросать деятельность;
- самовозвеличивание – гордость, иногда чрезмерная за прошлые достижения;
- убегающий защитник – бросает общение и контакты при трудностях;
- режим капитуляции – пассивность, апатия.
     Для прояснения собранной информации подростку предложено вспомнить ситуации из прошлого, когда он слышал от родителей следующие слова: «Ты не заслужил этого, поэтому ничего не получишь!». Подросток вспомнил момент, когда ему было 11 лет, и он с отцом был в магазине. Ребенок попросил отца купить ему сосиску в тесте, на что отец ответил: «Ты не заслужил этого, поэтому ничего не получишь!» и купил себе пива. Подросток ощутил в этот момент обиду и в этот день больше не общался с отцом.
     Для коррекции переживаний подростку объяснена естественность его потребности в еде. Было предложено в воображении пристыдить отца, чтобы добиться удовлетворения своей потребности. Даже в воображении это не помогло. Результат появился только после того, как воображаемый психолог избил отца и заставил купить сосиску. Но при этом подросток испытал чувство стыда – «Мне стыдно, что мне пришлось принять помощь!». Тогда подростку было предложено представить, как психолог его успокаивает, говоря, что все будет хорошо. После этого подросток ощутил грусть (заплакал в кабинете), но сказал, что ему стало легче.
     Затем ему было предложено мысленно прийти в зал для тренировок и представить, что его ободряет тренер. Подросток опять всплакнул, но сказал, что опять стало легче – «Мне захотелось продолжать тренировки».
В заключение занятия проведена рефлексия чувств и переживаний подростка.



     После этого занятия подросток пропустил консультацию (по болезни) и пришел только через две недели. Придя на консультацию, он описал свое состояние следующим образом:
+ значительно улучшилось настроение; стал спокойнее смотреть на многие проблемы; появился интерес к жизни; появилось свое мнение по многим вопросам; уверен, что больше не брошу тренировок; учеба пошла легче;
- остались сомнения по целям в жизни.
    Бабушка подтвердила изменение состояния подростка к лучшему. Было принято решение закончить терапию, проработав на последней консультации основные жизненные цели подростка в рамках коучинг консультации.
     Исходя из представленных примеров, могу сделать вывод о том, что применение техник схема-терапии в сочетании с арт-терапией (применение метафорических карт) может помочь в терапии несложных случаев нарушения привязанности. Соответственно данный подход может быть применен и в рамках подготовки кандидатов в опекуны, в рамках работы с опекаемыми детьми.



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как меня клиентка проверяла или моя реабилитация
  • Новая сотрудница сломала жизнь супругам? или как клиентка просила научить её Терпеть и любить
  • Настоящее прошлое. А когда будет настоящее будущее? Несекретный код настоящей жизни.
  • Позвонила рыдающая клиентка
  • Стратегия работы со схемой «Чрезмерная близость /отсутствие самодостаточности» в схема-терапии
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 2
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 1
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Основы терапии нарушения привязанности
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • О схема-терапии и адаптации к жизни
  • Какой была бы жизнь, если бы Вы себя по-настоящему любили?
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Типы привязанности и отношения на работе
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Терапия нарушений привязанности у взрослых (+ссылка на тест)
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь