Была у меня статья-размышление "Возможно ли детство без травматического опыта". (Спойлер: нельзя). Там высказывалась позиция, что огородить ребёнка от травм совсем – невозможно. Переживание травматического опыта - это способ контакта с реальностью, формирующий нашу личность (личность формируется в преодолении препятствий).
Травма - это столкновение человека с ситуацией, справиться с которой у него нет возможностей. Столкновение с ситуацией, которая воспринимается как непереносимая (у всех у нас, и у детей, и у взрослых очень разные диапазоны того, что является переносимым). И тут включаются наши защитные механизмы (чтобы укрыть сознание от обрушившегося на него ужаса реальности). Это можем выражаться в отказе от своих чувства, бесчувственности (чтобы не чувствовать непереносимой боли, не чувствовать совсем). Может защита проявляться как уход от реальности (ребёнок моделирует в голове идеальный мир и уходит в фантазии, чтобы отвлечься от боли реального мира). Могут последствиями травм быть болезни, проблемы со здоровьем, нарушение речи, снижение работоспособности памяти, мышления, внимания.
Полностью оградить ребёнка от травматического опыта невозможно, но давайте посмотрим, что мы (как родители) можем сделать в этом направлении.
Минимизировать риски. От всех травм ребёнка не оградить. И провозглашать лозунг: "Ни одной травмы за детство!" - идея утопическая. Но это вовсе не значит, что надо махнуть рукой ("Будь, что будет!") и позволять случаться всему, что может случиться в жизни ребёнка. Например. После развода с отцом ребёнка женщина вступает в новый брак. Внедрить это изменение в жизнь ребёнка можно по-разному. Можно сказать: "Я выбрала, терпи!"(травма). А можно делать это мягко, учитывая интересы и чувства ребёнка.
Фокус внимания на себя. Мы опасаемся, что пребывание в школе или в детском саду, общение с казенными взрослыми, нанесёт ребёнку травму. Но на самом деле влияние родительской семьи на психику маленького человека во много раз сильнее воздействия социальных учреждений. И даже если фактически неприятное событие происходит вне стен дома, исследуя произошедшее, мы всё равно выходим на предпосылки, сформированные в семье.
Посмотрите на себя как на главный источник травматического опыта ребёнка. Это не про обвинение, а про фокус внимания.
Поддержка. Самое главное, что может помочь ребёнку в ситуации травмы, - это родительская поддержка. Маленький человек сталкивается с тем, что он сейчас один пережить не может. Совсем другое дело, когда он чувствует, что он не один. Рядом с ним всегда (физически или в мыслях) есть большой сильный понимающий взрослый. Когда ребёнок знает, что, что бы ни случилось, есть тот, кто всегда примет, утешит, займёт его сторону, он может справиться с гораздо большим диапазоном трудных ситуаций.
Детей, у которых поддерживающие, принимающие, тёплые родители, трудно чем-либо травмировать. Они ощущают свою ценность, внутреннюю силу и умеют опираться на себя.