Возможно ли детство без травматического опыта?

Автор статьи: Егорова Мария

Возможно ли детство без травматического опыта

У каждого из нас было детство (Даже у тех, про кого принято говорить, что его не было). Поэтому с каждым из нас на всю жизнь остаются наши детские воспоминания. И есть среди них воспоминания, на которые мы опираемся, которые вдыхают в нас силы и надежды, становятся нашим ресурсом. Но у каждого (у каждого!) есть и такие, которые обязательно дополняются фразой: «Лучше бы этого не было!». Из этого логически следует предположение, что детство, в котором такого не было, возможно. Конечно, всем нам досталось по-разному. И, возможно, то, что досталось пережить именно Вам, действительно, мало ещё кому выпало. Но у каждого есть свой претендент на это место.

Детские травмы бывают разные. Я бы выделила 2 основных понимания травматического эпизода. Заранее оговорюсь, что рассказываю тут о своём понимании, которое использую в работе. И оно, конечно, может не совпадать с мнением читателей.

Травма-1 (травмирующая травма). В целом под психологической травмой принято понимать ситуацию, в которой ребёнок (человек) сталкивается с тем, что он перенести в данный момент не в состоянии, что ему сейчас (пока) не по силам. Если сложность жизненной ситуации сильно превышает имеющиеся возможности, то человек замирает, впадает в ступор. На сильный стресс могут быть самые разные реакции. Ребёнок может перестать разговаривать, отказаться от общения с внешним миром, замкнуться в себе. Может в этом месте возникнуть непреодолимый парализующий страх каких-то ситуаций, который человек пронесёт через всю свою жизнь. Конечно, такие травмы уготованы судьбой не каждому. Поэтому тут мы вводи второе понимание травмы.

Травма-2 (формирующая травма). Здесь мы остаёмся в рамках понимания травмы как события, с которым ребёнок не мог стравиться. Но я бы сделала ещё одно уточнение. Не смог справиться, оставшись таким, какой он есть. Чтобы перенести эту ситуацию и не разрушиться (как в травме-1), он вынужден был измениться.  как может выглядеть такое изменение? Ну, например, отказаться от выражения (а иногда и ощущения) положительных или отрицательных эмоций (запрет на какие-то чувства). Это может быть сильная обида, которая распространяется на весь мир. Могут быть некоторые знания-убеждения, которые встраиваются в личность и воспринимаются как истина: «Мир ужасен/страшен/несправедлив/небезопасен», «Меня нельзя полюбить просто так», «Я плохой», «Надо всё делать самому». И так далее. Такие события-травмы не ломаю нас так, что прямо лежу сломленный. Но влияют на нас, делают нас другими, преобразуют и формируют. И, конечно, это не катастрофа (хотя, для маленького человечка, конечно, катастрофа), но про всё это мы искренне и вполне справедливо можем сказать: «Лучше бы этого не было».


И у некоторых возникает вполне естественное желание создать своему ребёнку жизнь, в которой подобного опыта не будет. Но возможно ли это? Давайте попробуем разобраться. Мне тут недавно довелось услышать очередную историю (они периодически в поле зрения попадают) о том, как у супер-обеспеченного благополучного ребёнка случилась травма от ситуации, о которой многие могли бы только мечтать (личный пляж у него был недостаточно широкий, и игрушки волнами в океан смывало). Но переживалось это субъективно как трагедия. И это – нормально. Дело в том, что нашей психике нужны для развития ситуации фрустрации (не получения желаемого/ожидаемого). Потому что эти точки разочарования, не оправданных ожиданий есть ни что иное как встреча с реальностью. Как ещё мы узнаем о том, что мир – это не то, что мы про него придумали? Конечно, горько, когда думаешь, что тебя любят, а получаешь -  НЕлюбовь. Когда реальностью оказывается жестокость и несправедливость мира. И это правда. Но правда про эту ситуацию, в данный момент. Не правда всегда и навсегда.

Детские травмы – это тренажёр нашей души. Через них мы приобретаем определённую форму, черты, характер. Без травм мы были бы безликими, аморфными, неустойчивыми амёбами. И мы можем сказать: «Спасибо!» - нашей судьбе за то, что сформировала каждого из нас. Сформировала нас такими. Но в какой-то момент важно взять формирование себя в свои руки. И отшлифовать неровности судьбы. Хорошо, что у нас есть для этого инструмент психотерапии))))

 

Как Вам такой взгляд? Что вызывает согласие, а что нет? Поделитесь впечатлениями)  


Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что есть отношения для каждого из нас...
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Как уйти от самых не осознаваемых привычек, которые есть у каждого из нас
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мир каждого из нас - это целая Вселенная...
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что у нас есть для зависимых и их семей?
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Всё, что не нравится и раздражает в других, есть в нас самих?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Эмоциональная травма - что это? Как выйти?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Мы в силах дать только то, что у нас есть.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Разлюбила, и думаешь - а что это было?
  • Мы притягиваем к себе то, что есть внутри нас..



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь