|
Возможно ли детство без травматического опыта?Автор статьи: Егорова Мария
У каждого из нас было детство (Даже у тех, про кого принято говорить, что его не было). Поэтому с каждым из нас на всю жизнь остаются наши детские воспоминания. И есть среди них воспоминания, на которые мы опираемся, которые вдыхают в нас силы и надежды, становятся нашим ресурсом. Но у каждого (у каждого!) есть и такие, которые обязательно дополняются фразой: «Лучше бы этого не было!». Из этого логически следует предположение, что детство, в котором такого не было, возможно. Конечно, всем нам досталось по-разному. И, возможно, то, что досталось пережить именно Вам, действительно, мало ещё кому выпало. Но у каждого есть свой претендент на это место. Детские травмы бывают разные. Я бы выделила 2 основных понимания травматического эпизода. Заранее оговорюсь, что рассказываю тут о своём понимании, которое использую в работе. И оно, конечно, может не совпадать с мнением читателей. Травма-1 (травмирующая травма). В целом под психологической травмой принято понимать ситуацию, в которой ребёнок (человек) сталкивается с тем, что он перенести в данный момент не в состоянии, что ему сейчас (пока) не по силам. Если сложность жизненной ситуации сильно превышает имеющиеся возможности, то человек замирает, впадает в ступор. На сильный стресс могут быть самые разные реакции. Ребёнок может перестать разговаривать, отказаться от общения с внешним миром, замкнуться в себе. Может в этом месте возникнуть непреодолимый парализующий страх каких-то ситуаций, который человек пронесёт через всю свою жизнь. Конечно, такие травмы уготованы судьбой не каждому. Поэтому тут мы вводи второе понимание травмы. Травма-2 (формирующая травма). Здесь мы остаёмся в рамках понимания травмы как события, с которым ребёнок не мог стравиться. Но я бы сделала ещё одно уточнение. Не смог справиться, оставшись таким, какой он есть. Чтобы перенести эту ситуацию и не разрушиться (как в травме-1), он вынужден был измениться. как может выглядеть такое изменение? Ну, например, отказаться от выражения (а иногда и ощущения) положительных или отрицательных эмоций (запрет на какие-то чувства). Это может быть сильная обида, которая распространяется на весь мир. Могут быть некоторые знания-убеждения, которые встраиваются в личность и воспринимаются как истина: «Мир ужасен/страшен/несправедлив/небезопасен», «Меня нельзя полюбить просто так», «Я плохой», «Надо всё делать самому». И так далее. Такие события-травмы не ломаю нас так, что прямо лежу сломленный. Но влияют на нас, делают нас другими, преобразуют и формируют. И, конечно, это не катастрофа (хотя, для маленького человечка, конечно, катастрофа), но про всё это мы искренне и вполне справедливо можем сказать: «Лучше бы этого не было».
Детские травмы – это тренажёр нашей души. Через них мы приобретаем определённую форму, черты, характер. Без травм мы были бы безликими, аморфными, неустойчивыми амёбами. И мы можем сказать: «Спасибо!» - нашей судьбе за то, что сформировала каждого из нас. Сформировала нас такими. Но в какой-то момент важно взять формирование себя в свои руки. И отшлифовать неровности судьбы. Хорошо, что у нас есть для этого инструмент психотерапии))))
Как Вам такой взгляд? Что вызывает согласие, а что нет? Поделитесь впечатлениями) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|