Почему психотерапевт расспрашивает про детство. Детские травмы.

Автор статьи: Якименко Елена

Почему психотерапевт расспрашивает про детство Детские травмы

Все мы были маленькими и у каждого в памяти хранятся свои воспоминания из детства. И конечно, все мы знаем, что наши привычки, поведенческие и эмоциональные реакции, жизненные сценарии формируются именно в детстве.

Детская психика очень хрупкая и незащищенная. Она обладает высоким уровнем чувствительности. Не зря мы говорим: ребенка не обманешь. На эмоциональном уровне его точно не провести.

Часто, когда психологи или психотерапевты говорят о детстве, они имеют ввиду наличие детских травм, которые есть у всех, их невозможно избежать.

Важно понимать, что любой из нас может получить психологическую травму в любой момент на протяжении всей жизни (ДТП, теракт, потеря близкого). Психологическая травма – это не само травмирующее событие, а след, который остается в душе у человека после этого события.

Почему, мы психологи, всегда делаем акцент именно на детских травмах. Дети до определенного возраста очень зависимы от взрослого. Они не могут обеспечить свою безопасность, сами себя защитить. И поэтому им так важно, чтобы рядом с ними, в зоне доступа находился значимый взрослый. Чем младше ребенок, тем больше у него эта потребность. Она заложена у людей на генетическом уровне и называется потребностью в привязанности. Чтобы удовлетворить эту потребность ребенок постоянно стремиться к самому близкому взрослому, иметь с ним контакт, быть уверенным, что он под защитой.

И когда, по каким-либо причинам, взрослый становится недоступным для ребенка (в больнице, уехал, смерть родителя, родитель игнорирует, отвергает и др), то ребенок испытывает сильную тревогу, панику или ужас, которые и оставляют за собой травмирующий след в психике.

В младенческом возрасте происходит формирование базового доверия или недоверия к миру. Это то ощущение безопасности, которое дает или не дает мама. Если она предсказуема в уходе, эмоционально отзывчива, удовлетворяет все необходимые потребности малыша, ласкова, постоянно стремится к телесному контакту, то тогда конечно, малыш усваивает, что мир доброжелателен к нему, в нем комфортно и безопасно. Во взрослой жизни можно легко увидеть получил ли ребенок все необходимое от матери в раннем детстве. Вы сами можете это отследить. Как вы можете расслабиться с другим человеком. Физическая расслабленность – это маркер доверия, как в детском возрасте, так и во взрослом. Тоже самое можно отследить в сексуальных отношениях. Таким образом, это наша способность быть в контакте с другим человеком.

Следующий этап развития – это когда от качества доверия зависит качество активности ребенка. Вот здесь ребенок начинает активничать: бегать, прыгать, убегать от мамы, падать, плакать и т.д. Это этап так называемой пустой активности (действие без определенной цели). В этот период заканчивается слияние с мамой. Ребенок понимает, что он отдельный человек. И вот тут мама еще может быть не готова к этому и начинает прерывать, ограничивать активность ребенка. Далее таким взрослым очень сложно проявлять активность, инициативность и настойчивость.

Проходит определенное время, и ребенок сам устает от своей пустой активности и начинает заниматься творчеством. Это именно тот момент, когда все мамы пугаются зловещей тишины в доме и понимают, что что-то ребенок в этот момент делает (рисует на обоях, высыпает землю из цветочных горшков и много другое). Для гармоничного развития маленького человека это прекрасное время и в этот период важно наличие пространства и отсутствие внимания. И здесь, если держать ребенка постоянно под пристальным вниманием и контролем, то можно запросто остановить развитие инициативности.

Дальше наш малыш подрастает. И у него появляется более широкий круг общения. И здесь возникают риски социальных травм. Отвержение сверстников, негативное отношение педагогов. А если еще и дома нет поддержки и понимания, то шанс получить психологическую травму очень велик. Более того, эта травма в последующем будет откладывать отпечаток на все отношения с социумом. Ведь примера благополучия у ребенка не было.

В литературе выделяют 5 типов детских травм, которые откладывают серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

  • Отвержение – ненужный ребенок. Я не нужен маме, меня не любят, меня отталкивают, значит я плохой, ничего не стою и ничего из себя не представляю.
  • Покинутость – отсутствие заботы, ухода, близости мамы. У таких взрослых отсутствует самоценность, вера в себя. И как правило, с такой травмой, взрослый найдет себе постоянно отсутствующего партнера, который будет все время занят, болен и т.д.
  • Предательство – это когда взрослый не оправдал доверие ребенка, обманул. Ребенку нужно всегда говорить правду. Дети очень чувствительны и хорошо ощущают ложь. Бывает, что у родителей что-то не получается, не сдержал обещание и т.п. И тогда лучше не выдумывать причины, а сказать искренне, что не смог, не вышло. Ребенок в такой момент позлится и погрустит, но доверие не будет утеряно.
  • Унижение – оскорбления, обзывательства, применение физического и эмоционального насилия (игнорирование, например). Такие дети вырастают скрытными и умеют хорошо хитрить. Как правило, родители выбирают такой стиль поведения (унижение) для того, чтобы повысить собственную значимость в глазах ребенка, показать силу и власть. На самом деле это показатель родительского бессилия. И это печально. Ведь ребенок в конце концов привыкает (у него пропадает чувствительность к наказаниям и т.п), он как будто замораживает некую частичку себя. Чтобы не было больно, лучше забыть, не испытывать никаких ощущений. Однако, иногда во взрослой жизни, такие травмы дают о себе знать. Например, мужчина, который не терпит даже намека на какое-либо пренебрежение по отношению к себе, реагируя вспышками ярости по малейшему поводу, никак не может объяснить свое поведение ни себе, ни окружающим.
  • Несправедливость – это когда обесцениваются успехи, достижения ребенка, нет признания у взрослых и т.д. Позже такому взрослому очень сложно выражать свое мнение. Он будет постоянно испытывать страх сказать что-то не то. У него будут трудности с доверием к окружающим. Если родители такого ребенка постоянно критиковали и обесценивали, то во взрослой жизни такие люди выбирают себе в партнеры или мужа тирана, или вечно раздраженную, критикующую жену.
  • В данной статье я затронула лишь часть вопроса и на самом деле тема влияния детства на взрослую жизнь очень велика. Важно понимать откуда возникают те или иные реакции или переживания в нашей жизни сегодня. И если они приносят дискомфорт, неуверенность и другие негативные ощущения, то необходимо более подробно изучить свои особенности нахождения в контакте с окружающим миром и людьми.

    Желаю всем добра и благополучия.

    С уважением, Елена Якименко.

     



    Просмотров: 396
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.
  • Психологическая травма: когда ребенок получает травму
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему ребенок 3-4 лет постоянно тычет всем в глаза, то пальцем, то карандашом.
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Ребенок постоянно требует внимания. Что делать?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Почему ребенок постоянно просит кушать? Или, наоборот, отказывается от еды?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь