|
Почему психотерапевт расспрашивает про детство. Детские травмы.Автор статьи: Якименко Елена
Все мы были маленькими и у каждого в памяти хранятся свои воспоминания из детства. И конечно, все мы знаем, что наши привычки, поведенческие и эмоциональные реакции, жизненные сценарии формируются именно в детстве. Детская психика очень хрупкая и незащищенная. Она обладает высоким уровнем чувствительности. Не зря мы говорим: ребенка не обманешь. На эмоциональном уровне его точно не провести. Часто, когда психологи или психотерапевты говорят о детстве, они имеют ввиду наличие детских травм, которые есть у всех, их невозможно избежать. Важно понимать, что любой из нас может получить психологическую травму в любой момент на протяжении всей жизни (ДТП, теракт, потеря близкого). Психологическая травма – это не само травмирующее событие, а след, который остается в душе у человека после этого события. Почему, мы психологи, всегда делаем акцент именно на детских травмах. Дети до определенного возраста очень зависимы от взрослого. Они не могут обеспечить свою безопасность, сами себя защитить. И поэтому им так важно, чтобы рядом с ними, в зоне доступа находился значимый взрослый. Чем младше ребенок, тем больше у него эта потребность. Она заложена у людей на генетическом уровне и называется потребностью в привязанности. Чтобы удовлетворить эту потребность ребенок постоянно стремиться к самому близкому взрослому, иметь с ним контакт, быть уверенным, что он под защитой. И когда, по каким-либо причинам, взрослый становится недоступным для ребенка (в больнице, уехал, смерть родителя, родитель игнорирует, отвергает и др), то ребенок испытывает сильную тревогу, панику или ужас, которые и оставляют за собой травмирующий след в психике. В младенческом возрасте происходит формирование базового доверия или недоверия к миру. Это то ощущение безопасности, которое дает или не дает мама. Если она предсказуема в уходе, эмоционально отзывчива, удовлетворяет все необходимые потребности малыша, ласкова, постоянно стремится к телесному контакту, то тогда конечно, малыш усваивает, что мир доброжелателен к нему, в нем комфортно и безопасно. Во взрослой жизни можно легко увидеть получил ли ребенок все необходимое от матери в раннем детстве. Вы сами можете это отследить. Как вы можете расслабиться с другим человеком. Физическая расслабленность – это маркер доверия, как в детском возрасте, так и во взрослом. Тоже самое можно отследить в сексуальных отношениях. Таким образом, это наша способность быть в контакте с другим человеком. Следующий этап развития – это когда от качества доверия зависит качество активности ребенка. Вот здесь ребенок начинает активничать: бегать, прыгать, убегать от мамы, падать, плакать и т.д. Это этап так называемой пустой активности (действие без определенной цели). В этот период заканчивается слияние с мамой. Ребенок понимает, что он отдельный человек. И вот тут мама еще может быть не готова к этому и начинает прерывать, ограничивать активность ребенка. Далее таким взрослым очень сложно проявлять активность, инициативность и настойчивость. Проходит определенное время, и ребенок сам устает от своей пустой активности и начинает заниматься творчеством. Это именно тот момент, когда все мамы пугаются зловещей тишины в доме и понимают, что что-то ребенок в этот момент делает (рисует на обоях, высыпает землю из цветочных горшков и много другое). Для гармоничного развития маленького человека это прекрасное время и в этот период важно наличие пространства и отсутствие внимания. И здесь, если держать ребенка постоянно под пристальным вниманием и контролем, то можно запросто остановить развитие инициативности. Дальше наш малыш подрастает. И у него появляется более широкий круг общения. И здесь возникают риски социальных травм. Отвержение сверстников, негативное отношение педагогов. А если еще и дома нет поддержки и понимания, то шанс получить психологическую травму очень велик. Более того, эта травма в последующем будет откладывать отпечаток на все отношения с социумом. Ведь примера благополучия у ребенка не было. В литературе выделяют 5 типов детских травм, которые откладывают серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. В данной статье я затронула лишь часть вопроса и на самом деле тема влияния детства на взрослую жизнь очень велика. Важно понимать откуда возникают те или иные реакции или переживания в нашей жизни сегодня. И если они приносят дискомфорт, неуверенность и другие негативные ощущения, то необходимо более подробно изучить свои особенности нахождения в контакте с окружающим миром и людьми. Желаю всем добра и благополучия. С уважением, Елена Якименко.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|