Трансперсональная психология и холотропное дыхание

В статье использованы материалы С. Грофа и В. Козлова

Термин "трансперсональная психология" имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски".

Трансперсональная психология – это одно из направлений совре­менной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклас­сическую философскую антропологию, мировые духовные тради­ции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, актив­ное воображение, самогипноз и т.д.

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятель­ная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психо­терапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современ­ной психологии. Лидерами современной трансперсональной психо­логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипп­нер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания об­ладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт - это "перешагивание" семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него "призмами", через которые он видел этот иллюзорный мир.

Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос­приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со­бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от­даленных местах.

Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност­ные проблемы. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных (или холотропных) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные открове­ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на­много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.

В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

 



Холотропное дыхание (от греч. holes - целый, tropein - ведущий) "дыхание, ведущее к целостности", - методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
  • побуждающая музыка;
  • помощь холонавту (дышащему) в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом, выполняемых ситтером (человеком, обеспечивающим пространство поддержки и безопасности) .

Холотропное дыхание эффективно при работе:

  • со стрессами,
  • невротическими состояниями,
  • пагубными привычками и зависимостями,
  • психосоматическими и эмоциональными расстройствами,
  • а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

 

Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.

Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.

С. Гроф отмечает, что эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, характеристиками перинатального уровня и широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает, что узкие "биографические" представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни.

 

Метод холотропного дыхания не является манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала, это является важнейшим принципом холотропного дыхания.

Холотропная стратегия в психотерапии, основывается на данных изучения необычных состоянии сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом, и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматичских симптомах, и трансформировать эти симптомы в поток переживания.

Холотропное дыхание использует некоторые подходы из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, которые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей энергией эмоций. Это естественный метод, более короткий по продолжительности чем психоделическая терапия и не оказывающий отрицательного влияния на организм, т.к. для вхождения в измененное состояние сознания используется связное дыхание, а не психоактивное вещество.

        Параноидальных состояний обычно не возникает; «вы не идете туда, куда не готовы идти». Во время сессии переживание разворачивается вместе с дыханием и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания. Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание и способность запоминать переживание. Легальность по сравнению с психоделической терапией, также дает больше возможности идти в переживание без преодоления внешнего страха.

Метод холотропного дыхания включает в себя три основных этапа работы с клиентом:

1) знакомство и подробное обсуждение проблем, личной истории, желаемой цели; подготовка к эмпирическому самоисследованию;

2) сессия холотропного дыхания;

3) многоуровневая интеграция полученного опыта.

 

Структура поступенчатой интеграции полученного опыта обеспечивает эффективную трансформацию личности клиента.

  1. Интеграция на психическом и телесном уровнях во время дыхательного процесса.
  2. Рисование «мандалы» - рисунка, отражающего состояние холонавта и ситтера, после завершения холотропного процесса. Использование рисунка, как элемента арт-терапии, обеспечивает интеграцию работы обеих полушарий мозга.
  3. Обсуждение, позволяющее еще раз вспомнить и вербализовать опыт нахождения в холотропном процессе.
  4. Сон, как естественный интегративный процесс.
  5. Применение в жизни навыков и ресурсных состояний, раскрытых в ходе холотропной сессии.

Холотропная терапия основана на следующих положениях:                                                                      

1). Личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный психодинамический смысл, они являются следствиями причин из личной истории клиента, причем причина и следствие образуют некоторую целостность - целостность психической реальности (ЦПР);

2). Человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования;

3). Личность - уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций, и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между "Я" и "не-я", "так" и "не так";

4). Осознанное дыхание - естественный физиологический механизм для вхождения в РСС- расширенные состояния сознания;

5). В РСС происходит взаимодействие с проявленным материалом бессознательного с целью его трансформации и интеграции;

6). Содержание дыхательного процесса, независимо от того, на каком уровне он протекает (биографическом, перинатальном, трансперсональном), всегда отражает особенность внутреннего конфликта и пути его решения;

7). Внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне;

8). Прохождение в измененном состоянии сознания целостного опыта смерти - рождения, а также трансперсональных переживаний, как правило, приводит к глубоким трансформациям личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию и мировоззрение в целом;

9). Опыт переживания целостности психической реальности невозможно передать на языке логики, в европейском способе мышления не существует языка, способного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Следовательно, в дыхательных психотехнологиях необходимо употреблять символический, метафорический, образный и другие языки, которые, однако, также будут иметь свои ограничения в передаче опыта переживания ЦПР.

Сессии дыхания проводятся как индивидуально – клиент и ситтертерапевт, так и в групповом формате. Групповой процесс проводится в парах со сменными по очереди ролями, где один – ситтер, а другой – холонавт. Ситтер – человек, обеспечивающий пространство безопасности и оказывающий помощь, включая специальную работу с телом. Холонавт – человек, находящийся в дыхательном процессе. Холонавт полностью отдается процессу, в котором эмоционально и телесно отреагирует поднятые переживания. Используется более глубокое и частое дыхание, чем обычно. Дыхание без пауз и без каких-либо ограничений и специальных рекомендаций. Частота и глубина дыхания определяет степень погруженности в расширенное (измененное) состояние сознания. В начале процесса дыхание может быть форсированным. Процесс проходит под специально подобранную музыку, способствующую процессу. Длительность процесса составляет от 1,5 до 3 часов. После завершения процесса следует обязательное рисование мандалы т.е. отражение в рисунке опыта переживаний в ИСС – измененном состоянии сознания. Затем проводится обсуждение и демонстрация мандал. Интерпретация мандал инструктором или членами группы не рекомендуется.

Важным элементом, активирующим бессознательное, является использование побуждающей музыки. Во время эмпирического самоисследования создается психологическая атмосфера поддержки всех возникающих переживаний без интеллектуального редактирования их содержания. Кроме того, в случае необходимости, используется специальная работа с психосоматическими симптомами.

«Внутренняя мудрость тела» индивида выбирает именно тот тип дыхания, то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени, это внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации; Именно доверие к внутренней мудрости, по мнению С. Грофа, внутренне присущим человеческой психике механизмам самоисцеления, позволяет наиболее быстро поднять и проработать самый актуальный в настоящий момент материал бессознательного, независимо от интеллектуальных ожиданий.

Дыхательная работа приходит к своему собственному завершению в течение полутора - двух часов. Дышащие сами решают, когда их сессия закончена, после чего они делают проверку вместе с ведущим, затем они поднимаются и идут рисовать свои мандалы. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат. Если дышащий чувствует неудобство в теле в конце сессии, он должен сообщить своему помощнику, который обратится к ведущему с тем, чтобы провести работу с этим симптомом. Внимание ведущих направлено на то, чтобы дышащие завершили любые возникшие в течение сессии проблемы. Идея состоит не в том, чтобы обнаружить в конце сессии новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в разрешении. Некоторые люди чувствуют, что им всегда недостаточно работы для завершения, и хотят снова и снова начать дышать в конце сеанса. Если под конец существует сомнение, завершил ли дышащий свою сессию, ситтер должен подозвать ведущего для того, чтобы тот поговорил об этом с дышащим. Часто само сомнение является сигналом о том, что что-то еще не завершено. Интеграция опыта холотропного процесса происходит во время рисования мандал и обсуждения.

Расширенные (или холотропные) состояния, возникающие во время сессии холотропного дыхания, оказывают воздействие на процессы мышления. В таких состояниях мы не можем поло­житься на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов.

Список литературы.

Гроф С. За пределами мозга. М., Изд-во ТПИ, 1993.

Гроф С. Космическая игра. М., Изд-во ТПИ, 1997 .

Гроф С., и К. Гроф, Неистовый поиск себя. М., Изд-во ТПИ, 1996

Гроф С., Области человеческого бессознательного, М., Изд-во ТПИ, 1995.

Гроф С., Холотропное сознание. М., Изд-во ТПИ, 1996.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., Изд-во ТПИ, 1996.

Козлов В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания / Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995 .

Козлов В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий / В. Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995.

Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. Кострома, 1996.

Козлов В. К определению понятия «интеграция». / Из Хаоса в Космос. / Ред. Козлов В.   М. , 1995 .

Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997.

Козлов В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания. 1998.

Козлов В., Майков В. Основы Трансперсональной психологии. М., Изд-во ТПИ, 2000.

Козлов В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. М., 1994.

Майков В., Козлов В. Ахиллесова пята психологии. Проблемы психологии и эргономики, Тверь–Ярославль, №1, 1999.

Майкова К., Майков В. Школы современной трансперсональной психологии. Проблемы психологии и эргономики. Тверь, Изд-во «Губернская медицина», 1999 - Вып.3.

Маккенна Т. Истые галлюцинации. М., Изд-во ТПИ, 1996.

Маккенна Т. Пища богов. М., Изд-во ТПИ, 1995.

Миндел А. Дао шамана. Киев, «София», 1996 .

Тарт Ч. Системный подход к сознанию / Пути за пределы «эго». Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М. Изд-во ТПИ, 1996.

Тейлор К. Практический семинар по холотропному дыханию. Руководство для подготовленных ведущих. М.,1992.

Уилбер К. Никаких границ. М., Изд-во ТПИ, 1998.

 



Просмотров: 620
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Гипноз, НЛП, медитация, холотропное дыхание, шаманизм, йога- что между ними общего"
  • Измененные состояния сознания и холотропное дыхание
  • В защиту родителей (про "козлов" и "отпущение")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Зоны жизни, или "узники" сознания
  • Аутогенная тренировка и самогипноз. Четвертое упражнение: "Дыхание".
  • " + 4 в вашу пользу" или информация из 8-го измерения сознания
  • Вулканический песок. "Несколько секунд без сознания".
  • Кто такие "Паразиты сознания?"
  • Медитация для "чайников". Диафрагмальное дыхание
  • Телесная практика "Клеточное дыхание"
  • Практика "Священное ведическое дыхание"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Задержи дыхание…!" История из практики психолога.
  • Возможны ли внетелесные переживания во время холотропного дыхания?
  • "Прокрустово ложе" сознания.
  • Ресурсное "Костное" дыхание. Психовегетатика
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь