|
«Мы длинной вереницей пойдем за синей птицей…» (применение МАК в процессуально-ориентированной терапии)Автор статьи: Борисова Наталья Михайловна
Это статья была написана для участия в V Международной конференции "МАК в работе психолога" и опубликована в сборнике статей XI Сказкотерапевтического фестиваля. Стресс уже давно является частью нашей жизни. Взрослость – не только период максимального раскрытия потенциала личности, но и период концентрации большого количества проблем и осознания их. В трудных жизненных ситуациях и дети, и взрослые «включают» разнообразные формы психологической защиты и совладания. В самом слове «совладание» заложен глубокий смысл («лад», «сладить», «справиться с чем-либо, одолеть препятствие», «поладить», «найти общий язык», «улаживать дело», «быть в ладах с кем-то или чем-то»). В жизни важно уметь использовать разные стратегии совладания (в некоторых случаях можно самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в некоторых — требуется поддержка окружающих, а иногда избегание будет самым эффективным). Чем шире репертуар совладающих ролей человека, тем увереннее он чувствует себя перед непредсказуемостью и сложностью окружающего мира. На мастер-классе мы в образном пространстве «Синей птицы» М. Метерлинка обсудим особенности применения МАК в процессуально-ориентированной терапии, основным принципом которой является принятие всех процессов, происходящих вокруг человека и с человеком. Также участники смогут открыть метафору индивидуального стиля преодоления на примере поиска решения сложной задачи или разрешения трудной жизненной ситуации… Стресс уже давно стал частью нашей жизни, особенно жизни взрослого человека. Взрослость – это период максимального раскрытия потенциала Личности, реализации его возможностей, достижения значительных результатов в любой сфере деятельности Человека. В то же время, это период концентрации большего количества проблем и осознания их. Человек сталкивается с ними везде: — в семье (возникают разногласия, неурядицы между супругами; подрастают дети и несут с собой проблемы воспитания («маленькие дети – маленькие хлопоты, большие дети – большие хлопоты»); старятся и постепенно уходят из жизни родители; — в работе (постоянно возникают производственные, служебные проблемы, конфликты в коллективе; достигнутые успехи заставляют повышать планку задач, требуют приложения максимальных усилий, вызывают физическое, эмоциональное, нервное напряжение; стремление к карьерным достижениям часто заставляет перешагивать через моральные и этические принципы; страх потери работы многим не позволяет жить спокойно и строить долгосрочные планы); — в быту (возникают и усиливаются болезни; возникают конфликты с друзьями, соседями, коммунальные, хозяйственные и прочие трудности). Проблемы начинают ощущаться везде, они буквально окружают нас. Неслучайно выражение «кризис среднего возраста» вошло в обиход и стало понятным и привычным даже для непрофессионалов. В трудных жизненных ситуациях и дети, и взрослые «включают» разнообразные формы психологической защиты от внешних и внутренних опасностей. Используя свои знания и личный опыт, мы пытаемся снять или снизить внутреннее напряжение и улучшить свое душевное состояние как умеем. И хотя, как нам кажется, мы стремимся справляться с трудностями эффективным способом, часто со стороны это выглядит иначе... «Овладение успешными способами совладания с трудностями, неизбежно возникающими на жизненном пути человека, является чрезвычайно актуальным для каждого из нас. Осознание же неуспешных способов взаимодействия с повседневными трудностями, традиционно называемых психологической защитой, важно вдвойне…» [2] От того, какие способы разрешения проблем и конфликтов мы используем, зависит психологическое, психосоматическое и социальное благополучие не только отдельного человека, но и общества. От умения человека эффективно справляться с вызовами и задачами повседневности зависит и его успешное освоение мира, и гармоничное развитие его личности, и раскрытие его индивидуальности. А это, в свою очередь, позволяет ответить на вопрос, принимает ли он себя и других, получает ли он удовольствие от жизни, удовлетворен ли своим местом в ней и достигнутыми результатами. В психологии под совладающим поведением понимается «целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными его личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий» [1]. Оно может быть направлено как на изменение поддающейся контролю ситуации (обдумать, проанализировать, повлиять), так и на приспособление к неподдающейся контролю ситуации (например, в случае утраты или тяжелой болезни). В самом слове «совладание» заложен глубокий смысл. По В. Далю, это слово происходит от старорусского слова «лад», «сладить» и значит «справиться с чем-либо, одолеть препятствие, подчинить себе неблагоприятные обстоятельства»… «Сладить» предполагает «поладить», «найти общий язык», «улаживать дело», «быть в ладах с кем-то или чем-то»… Стратегии совладающего поведения можно разделить на три основные группы: планирование решения проблемы; поиск социальной поддержки; избегание. Несмотря на то, что некоторые стратегии совладающего поведения считаются неадаптивными, наиболее эффективным является использование разных стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в некоторых — ему требуется поддержка окружающих, а иногда избегание будет самой адаптивной стратегией. Поэтому овладеть навыком умения «совладать с ситуацией» означает: 1) своевременно и точно распознать причины, вызвавшие затруднительную ситуацию; 2) адекватно отреагировать на те или иные обстоятельства; 3) адаптироваться к новым условиям, возникшим в связи со сложной ситуацией; 4) справиться с возникшей перед человеком задачей, дилеммой или трудностью; 5) найти общий язык с другими… Работа с психологом, как в индивидуальном, так и в групповом формате, позволяет овладеть этими навыками быстрее и, что не менее важно, не только начать в безопасном пространстве применять их, но и получать разную «обратную связь» от психолога (в разных ролях) или от членов группы. Основным принципом процессуально-ориентированной терапии (ПОТ) является принятие всех процессов, которые происходят вокруг человека и с человеком. Процессы эти сами по себе не делятся на «плохие» и «хорошие», они нейтральны. Способ их протекания может быть как легким и радостным, так и трудным и печальными. С этой точки зрения, ПОТ хорошо «ложится» на работу с преодолением стресса и жизненных трудностей. Так как стратегии совладания так же не делятся на «плохие» и хорошие»: одна стратегия может быть эффективна в разных ситуациях и в похожей (но не одной и той же) ситуации лучше использовать разные стратегии. Слово «процессуальный» в названии метода, как вы поняли, отражает ключевой принцип работы — следовать за процессом, каким бы он ни был (работая со за стрессом, ПОТ может следовать за ним, усиливая и раскрывая скрытый в нем смысл, а может следовать за способами преодоления стресса, исследуя слабые и сильные стороны каждого из них, и интегрировать актуальные на данный момент способы). Терапевт, психолог в данном случае выступает как фасилитатор — тот, кто наблюдает и раскрывает работу клиента так, чтобы то, что видит терапевт, смог увидеть клиент и это стало часть его осознаваемого мира, то есть вторичный процесс был интегрирован. В ПОТ феноменологический опыт человека разворачивается в жизни как первичный процесс (то, что мы осознаем и то, что «точно про меня») и как вторичный процесс (то, что нами не осознается в данный момент и то, что «точно не про меня»). И часто вторичные процессы приходят в жизнь человека в качестве симптомов (в ПОТ это понятие включает в себя телесные симптомы, сложные отношения, трудные жизненные ситуации…). Задача процессуального терапевта — помочь клиенту в интеграции актуального вторичного процесса. Для этого он может использовать множество инструментов, в том числе и арт-терапевтические (танец, рисунок или МАК, например). В арт-терапии творчество — это всегда процесс, а в ПОТ (и в жизни в целом) следование за процессом — это всегда творчество. Соединение арт-терапии (МАК, в частности) и процессуально-ориентированного подхода позволяет:
В работе психолога работа с МАК может быть как самостоятельной частью процесса, так и переходным (экстериоризированным) объектом, с целью дальнейшей интериоризации и интеграции. В ПОТ метафорические карты остаются надежным инструментом психолога, позволяющим следовать целям терапии, и выполняют все те же функции, что и в других подходах, в том числе, они добавляют легкости, когда методы ПОТ «в чистом виде» воспринимаются клиентом как «магические», нематериализованные или громоздкие и сложные. Лежащие перед клиентом карты помогают возвращаться на разные уровни реальности, «переключать» каналы и одномоментно, визуально присутствуя в них, мыслить нелинейно и находить решения проблем и задач, которые до этого были недоступны пониманию и осознаванию клиента. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»… Предлагаю вам получить свой опыт работы с МАК в ПОТ на примере поиска метафоры своего стиля преодоления трудностей. Список литературы
Борисова Наталья, практический психолог, психолог-консультант, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Ассоциации процессуально-ориентированных психологов и психотерапевтов, аспирант МГППУ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|