|
Ваш ребёнок – совсем кроха: от 0 до годаАвтор статьи: Станкевич Елена Михайловна
Дочери моих подруг часто обращаются с вопросами, касающимися воспитания детей. А я давно уже вырастила своих дочерей. Одной из них - 23 года, а другой – 19 лет. Их младенческий возраст и мой материнский опыт ухода за ними маленькими, канул, как говорится, в Лету. Однако, подруги звонят и просят ответить на вопросы: «Ты ж, психолог…, значит должна знать, что делать?» - говорят они мне. Вот и пришлось обратиться к источникам по возрастной психологии, освежить память и составить для них краткие рекомендации. Не претендую на фундаментальность и глубокое погружение в предмет. Поздравляем вас! В ваш дом пришло чудо – это малыш, который доставляет вам много радости и одновременно много хлопот. Поверьте, вашему малышу ещё труднее, чем вам, ведь он пришёл в новый мир и иные условия. Он отделился от матери и теперь должен привыкнуть жить здесь. Холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Конечно, природа позаботилась о нём, у него есть безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ориентировочный и др. А главное - у него есть вы, его родители! Как же развивается ваш малыш? На что следует обратить внимание? Немного информации из возрастной психологии. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3—4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. Следите за его эмоциональным развитием. Это непосредственно зависит от общения с близкими. Появление первых эмоций и комплекса оживления. Он на вас реагирует, он вас узнаёт, он скучает и радуется, он может даже вам подмигивать. Когда у него будет первая улыбка? У всех детей по-разному, в среднем в 3-4 месяца. Отсутствие эмоций в 5 месяцев – это тревожный знак для родителей: что-то в развитии ребёнка пошло не так. Консультация специалиста будет в этом случае не лишней. Общение со взрослыми развивается и через речь. «В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка» (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология»). Отслеживаем также и физическое развитие младенца: ведь он многому научается в первый год жизни. Что же он уже умеет делать? Сегодня психологи отмечают большой разброс в индивидуальном развитии: кто-то растёт быстрее, кто-то медленнее, поэтому в таблице даны примерные ориентиры для родителей. Физическое развитие младенца (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология») Таблица 1.
Есть ли особенности в социальной ситуации развития младенца? Да, и это, прежде всего его беспомощность и зависимость от взрослого человека. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. На что ещё родителям следует обратить внимание? 1.Потребность в эмоциональном общении с родителями. Ребёнок этого возраста нуждается в постоянном внимании взрослого человека, ему необходимы прикосновения, эмоциональные реакции, слуховые ощущения. Хорошо, если родители поют колыбельные, разговаривают, показывают различные игрушки, устанавливают зрительный контакт. Это стимулирует развитие малыша, а также снижает его тревожность. Что делать родителям?
2.Аффективные вспышки, частый плач. Маленькие дети часто плачут. Таким образом, они дают нам обратную связь. Иногда плач может перерасти в аффективную вспышку и достичь значительной силы. Это может быть связано с плохим самочувствием ребёнка, а может быть вызвано определенным стилем воспитания в семье: непоследовательностью взрослых, излишним давлением. Малышу не понятно: почему сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае?
Что делать родителям? Определить причины плача, чтобы принять соответствующие меры.Сохранять спокойствие, не присоединяться к эмоциям ребёнка, понимая, что под их влиянием может быть принято неверное решение.Определение единых для всех членов семьи, требований к воспитанию ребёнка в семье.Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах.Терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
3.Несоответствие игрушек декаде развития ребёнка. Родители часто приобретают игрушки, которые не соответствуют возрасту ребёнка. Это приводит к тому, что он не умеет ими манипулировать или они ему быстро надоедают. А мы наблюдаем детские комнаты и манежи, заваленные игрушками, которые ребёнку неинтересны. Что делать родителям?
И ещё, будьте внимательны и создайте безопасное пространство для своих «зайчиков», «лапочек», «солнышек» и «ласточек». Необходимо убрать острые вещи, закрыть электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Конечно, мы коснулись лишь некоторых моментов в развитии ребёнка, потому что в рамках одной статьи, невозможно отразить все особенности развития младенца. Готова ответить на ваши вопросы на личной встрече или по скайпу. Гармоничных вам отношений в семье и успехов в воспитании детей, дорогие родители!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|