|
Убрать игрушки? – Легко!Автор статьи: Вера Гасимова
Ребенок не убирает игрушки по просьбе взрослого – как это знакомо! Угрозы, поощрения, наказания особой силы не имеют. На какое-то время они могут подействовать, но потом «эта песня хороша, начиная сначала» – игрушки разбросаны, ребенок не слушается. Есть ли выход? Есть, и даже не один. В этой заметке я расскажу о нескольких эффективных приемах. Прием 1. «Научить» Что значит «научить»? удивятся многие родители. Он что, не знает как убирать игрушки? Не знает. Обычно в современных семьях много игрушек, вспоминая классику юмора, можно сказать: «ну очень много!» Когда это так, следует учитывать два момента: (1) при большом количестве теряется ценность игрушек. Это вообще свойственно человеку, особенно если вещи достались легко. Ребенок не исключение. Потому будет ломать, терять, забывать, портить игрушки (и любые другие вещи, которые имеет в избытке). (2) появляется растерянность: с чего начать уборку. Представьте, что в вашей квартире все вверх дном, и надо навести порядок. Вы озадачены: с какого боку подойти, что предпринять?.. Но затем приступаете к уборке с какого-нибудь края. Иногда у вас даже рождается план: сначала уберу это, потом то и т.д. Вы делаете по принципу «Глаза боятся, а руки делают». Ребенок мал, у него нет еще такого жизненного опыта, и потому, когда он видит море разбросанных игрушек (да еще и по разным комнатам), он не знает какой шаг сделать, как приступить к уборке. Именно в таких случаях и следует использовать прием «научить», который состоит из нескольких этапов (уровней). В литературе вы можете встретить этот прием под названием «Уровни самостоятельности». Прием "Научить". Этап первый «Я беру твои руки и делаю то, что надлежит делать тебе». Помните, как учили малыша есть ложкой? Мы вставляли ему в руку ложечку, брали его в руку в свою и кормили. Конечно, 5-летнего ребенка так буквально не стоит обучать убирать игрушки, а вот для 1–1,5 годовалых малышей этот этап обязателен. После того, как все игрушки убраны ВАЖНО выразить свое отношение к проделанной работе – ярко, образно порадоваться тому, что сделано. Например, захлопать в ладоши и сказать: «Какие мы с тобой молодцы!», или «Ура-а-а! Как быстро и красиво мы с тобой убрали игрушки!» Положительно окрашенные эмоции закрепят нужный настрой на уборку, сделают этот процесс более легким, позволят в следующий раз быстро преодолеть сопротивление малыша. Прием "Научить". Этап второй «Смотри, я делаю то, что надлежит делать тебе». Другими словами, мы приступаем к уборке игрушек вместе с малышом, и большую часть работы выполняет взрослый, комментируя вслух: «Машинки поставим в гараж. Давай, Петя, неси сюда машинки». Ребенок приносит машинку, а вы ставите ее на место. «А теперь кубики уберем в коробку. Неси, Петя, кубики». Малыш приносит по вашей просьбе кубики, а вы складываете их в коробку. Ребенок может сказать «я сам» и начнет складывать кубики в коробку – порадуемся этому и поблагодарим его! И так со всеми игрушками. Если у вас не принято раскладывать игрушки по соответствующим местам, а заведено убирать их в специально отведенный для этого ящик или корзину, то просто просите ребенка приносить игрушки, начиная с ближних. Потом вы вместе идете искать остальные игрушки по другим комнатам и приносите их в ящик/корзину/коробку. После того, как все игрушки убраны ВАЖНО выразить свое отношение к проделанной работе: ярко, образно порадоваться тому, что сделано (похлопать, попрыгать, сказать например: «Давай пять!»). Напомню, положительные эмоции – это обязательная часть ритуала. Этот этап может занять несколько дней или даже недель в зависимости от возраста ребенка. Критерием освоенности этого этапа будет количество игрушек, которое уберет ребенок. Вначале этапа вы говорили, напоминали, просили, убирали, в конце – ребенок сам говорит, приносит, убирает больше половины игрушек. Прием "Научить". Этап третий «Вспоминай, как мы делали вчера и повторяй». Когда второй этап освоен ребенком, можно переходить к третьему. Теперь малыш делает то, что делали вместе, а взрослый напоминает ему последовательность, задавая вопросы: «С чего начнем?», «Что делать дальше?», «А теперь что будем делать?» Именно вопросы позволяют вспоминать алгоритм уборки игрушек и закреплять его. Если же взрослый начнет указывать последовательность выполнения, то это возвращает малыша на второй этап, не позволяет развить самостоятельность и ответственность за выполняемую работу. Каждая уборка завершается выражением положительных эмоций. Как вы понимаете, третий этап также может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Критерием освоенности является количество вопросов-подсказок, чем меньше, тем лучше. Прием "Научить". Этап четвертый «Вспоминай, как ты делал это вчера и повторяй». Фактически на этом этапе ребенок уже умеет и знает как, куда, в какой последовательности убирать игрушки. Взрослый на этом этапе выступает как поддерживающий элемент. Оказывать помощь на этом этапе можно в том случае, когда ребенок сам обратиться за помощью. Если же малыш пыхтит и делает сам (пусть не так аккуратно и правильно, как вам хотелось бы), то вы подбадриваете его невербальными способами: улыбкой, кивком, жестами, одобряющим хмыканием и т.п. Такое поведение взрослого вселяет уверенность в ребенка. В случае, когда взрослый бросается на помощь без просьбы малыша, то таким поведением он говорит: нет, ты без меня не справишься, порождая таким образом неуверенность в сыне или дочери. В этом случае вы вновь оказываетесь на третьем (или даже на втором) этапе, т.е. положительной динамики в развитии нет, а есть откат на прежние уровни. Напомню, что этап занимает по времени несколько дней (недель), а каждая уборка завершается выражением положительных эмоций. Прием "Научить". Этап пятый «Ты знаешь, что и как – делай сам!» Вот наконец-то мы и добрались до того времени, когда ребенок может убирать игрушки самостоятельно. Первое время еще возможно нахождение взрослого в поле зрения малыша, но при этом мама (папа) занимаются своими делами. Помните, когда ребенок обратиться к вам за помощью, то прежде задайте ему вопросы, в ходе ответов на которые сын (дочь) найдут решение. Роль положительных эмоций на этом этапе важна как никогда. Ваша радость от выполненной ребенком работы должна быть яркой, эмоциональной, что воспринимается малышом как награда. У-у-у, скажите вы, как долго! Долго, зато надежно! Временные и душевные затраты оправданы. Ребенок освоил алгоритм и сможет применять его и без вас. Кстати, прием «Научить» из пяти этапов можно применять к любой деятельности: от уборки игрушек, одежды, мытья посуды до приготовления уроков, обеда и т.д. Прием 2. «Игра» Здесь потребуется ваша фантазия. Итак, мы играем в уборку игрушек. Вариант 1: ты – подъемный кран, я – машина. Из названия понятно, что ребенок приносит игрушки, а вы относите их на место. Роли меняются при следующей игре или при желании малыша в этой игре. Вариант 2: мы с тобой роботы, и нам поставили программу «убрать игрушки», либо «ты – робот». Вариант 1 и 2 хороши как отдельный прием и идеально подходят для второго этапа самостоятельности. Вариант 3: играем в моряков. Моряки любят порядок на корабле. Сегодня я – капитан, а ты – юнга (старпом, кок и др. роли). Роли, соответственно меняются. Вариант 4: устройте соревнование – кто быстрее уберет "свою" часть игрушек. Вы делите с ребенком игрушки по какому-либо признаку (куклы, машинки, кубики; большие, маленькие; резиновые, пластмассовые, деревянные и т.п.). Даете команду: "На старт, внимание, марш!" Впоследствии команду будет давать ребенок. Позвольте ему выиграть и дайте приз! Приз может быть заранее обговорен (прогулка, мультфильм, фрукт и пр.), а может быть и сюпризом. Вариант 5: обмен ролями. Ты – моя мама, а я – твоя дочка (для девочек) и ты – мой папа, а я – твой сынок (для мальчиков). Взрослый играет роль ребенка, т.е. сына (для мальчиков) или дочки (для девочек), иногда капризничает так, как это делает ребенок. Подчеркиваю «иногда» и прошу не переигрывать с капризами. Зачем мы это делаем? Во-первых, для того, чтобы ребенок почувствовал, что когда не слушаются – это довольно неприятная ситуация. Во-вторых, в своих ответах он дает вам подсказку, какие слова/поведение на него действуют максимально эффективно. В-третьих, вы получаете обратную связь от своих воспитательных приемов. Если ответы ребенка вас удивляют со знаком минус (не нравятся вам), значит следует поменять воспитательные воздействия. Например, на ваши капризы он говорит: «выпорю!» (сознательно привожу такой негативный ответ). Значит это воздействие (угроза) с одной стороны действует на него эффективно, с другой – вы понимаете, что это не педагогично. Тем более, что любая угроза со временем перестает быть таковой. «Боялся зайчик год, боялся два. Наконец надоело ему бояться». Не слишком ли часто вы используете угрозу? Есть же и другие способы воздействия. Возможно вы знаете и другие игры, которые можно использовать при уборке игрушек. Поделитесь ими в комментариях. Прием 3. «Холодный душ» Как говорится, слабонервных просим покинуть помещение. Давайте представим такую ситуацию: вы просите ребенка убрать игрушки, а он вам отвечает (дерзит) – тебе надо, ты и убирай. Обычно мамы теряются и не знают, что надо ответить. Говорить ничего не надо, но надо сделать! Вы берете мешок, собираете в него все игрушки и ставите мешок у выхода, куда обычно ставят в вашем доме пакеты с мусором на выброс. Если есть возможность, выставите мешок за дверь. Для ребенка это сигнал – что-то пошло не так… История из жизни Одни папа мне рассказал, что собрал игрушки и понес их на помойку. Сын побежал следом и кричал: «Папа, не надо!» Я был так на него зол, что меня не остановили его просьбы и слезы. Игрушки были выброшены. Целый месяц сын жил без игрушек. Однажды в магазине он попросил купить ему машинку. «Зачем?» – спросил его я. – «Чтобы выбросить на помойку?! Пусть эту машинку купят мальчику, который умеет убирать за собой игрушки». …Через месяц я принес домой конструктор. Радости сына не было предела. Мы вместе играли и веселились. Потом я спросил: «Кто будет убирать?» «Я!» – ответил сын. Больше проблем с игрушками в нашей семье не было. – А как же Ваша жена? – спросила я. – Надо отдать ей должное, при сыне она молчала, но один на один говорила, что я очень жесток. Может и не стоит быть столь категоричным, как этот папа. Возможно вам будет жаль выбросить игрушки. Просто спрячьте собранный мешок в недоступное место, когда ребенок не будет этого видеть. Одной недели без игрушек достаточно для дошкольника, чтобы понять, что убирать игрушки придется самому. Через неделю принесите домой 3 – 4 игрушки. Этот тот минимум, с которым ребенок справится легко при уборке. Постепенно, не торопясь, только когда вы видите, что игрушки убираются, вы добавляете еще пару игрушек. Если же вы вернули через определенные промежутки времени например десять игрушек, и опять все разбросано, оставьте то количество, с которым ребенок справляется, остальное спрячьте. Пусть правило «Убираешь игрушки ты» работает на маленьком количестве, чем не работает совсем. На этом мы завершим разговор об уборке игрушек. Буду рада вашим откликам и комментариям. Может быть у вас есть свои приемы, поделитесь, пожалуйста, ими. С пожеланиями взаимопонимания в вашей семье Вера Гасимова. Литература Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии») Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : АСТ, 2008. – 340 с.: ил. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Аленушкины сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – Москва : Детская литература, 1993. – 119 с.: ил. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир: Пер. с англ: улучш. Изд. – Москва : Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.: ил. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. – Москва : Детская литература, 1987. – 365 с.: ил. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|