|
И снова об уборке игрушек...Автор статьи: Лира Батырова
Практически на каждой консультации по проблемам детей-дошкольников, с разными родителями возвращаемся к одной и той же теме - ребенок не убирает сам игрушки. Я наблюдаю за мамами ( как правило, они поднимают эту тему) и что замечаю - они очень эмоционально реагируют! И реагируют отрицательно - сердятся, злятся и даже обижаются (" Он же должен понять, что нужно убирать игрушки!". Удивительно, но мамам часто не хватает одного простого ресурса - терпения и творчества, для того что превратить уборку в веселую игру ( а это ведущий вид деятельности дошкольника!!!). Отсутствие терпения приводит к тому , что мама сама начинает убираться, а ребенок это быстро берет на свое вообружение и начинает понимать , что стоит немного подождать или покапризничать и мама все сделает за него! И конечно, когда появляется у мамы обида, мы предполагаем, что мама позволяет нарушать иерархию в отношениях и сама впадает в детскую позицию. Этим ребенок обязательно воспользуется и покомандует мамой и ей придется выполнять требования ребенка. Не менее часто мамы срываются и начинают кричать. И всего лишь неубранные игрушки часто становятся искоркой, которая приводит к пожару, и гореть начинает все то, что накопилось за день ( злость на начальника, на подчиненных, на прохожих, на водителя, на не доделанный отчет, на не приготовленный ужин) и все то, что даже не принадлежит ребенку, ему приходится выдерживать. И тогда ребенок, связывает уборку с негативными эмоциями и подсознательно будет избегать этого действия. Не существует единого готового рецепта. И конечно, только родитель, зная своего ребенка, его особенности, его любимых героев и его темперамент может придумывать каждый раз что то новое и необычное, что позволит ребенку весело и непринужденно приучаться к порядку и дисциплинированности. Поэтому самое главное правило - МАМЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ, ВОВРЕМЯ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ НЕГАТИВА И ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНИК - ИГРАТЬ! ИГРАТЬ! ИГРАТЬ! Давайте просто остановимся на нескольких важных фактах: 1. Все дети разные и каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Для кого то помощник - любимая игрушка ( "А давай мы покажем Барби как нужно убираться."). Кому то подойдет соревнование - "А кто быстрее.... а кто больше....а кто чище...Кому то нужен стимул - "После того, как наведешь порядок - мы пойдем гулять (в зоопарк, к бабушке ) и много еще всего разного. И может все вместе. Родители, благодаря своей чувствительности, способны понять , что именно важно для ребенка сейчас. 2. Нужно помнить , что Уборка важна Родителям! А ребенку ведь удобно, когда все игрушки видно и можно в любой момент взять их и поиграть. Приучать ребенка к труду, к самостоятельности Важно, но всегда помните - как вы будете это делать! Сформируете ли вы негативное отношение , потому что вы все время ворчите, кричите, указываете или весело, смеясь через игру, шутки и прибаутки приучите ребенка делать это Легко. Но вы сами должны уметь это делать Легко! 3. При поиске подходящего варианта для вашего ребенка, помните, что нужно опираться на тот опыт ребенка, который у него уже есть. Например, на кухне показать , что стаканы, ложки, вилки, кастрюли - все лежит на своих местах. Или если ребенок ходит в детский сад, вспомнить, что все детки расходятся по домам и игрушки тоже любят возвращаться в свои домики.Где у нас куклы живут? Где кубики и т.п. 4. Играть! Это значит обыгрывать даже мусор, приписывать слова любым игрушкам. ( Разбросанные бумажки - "Ой, посмотри сколько снега выпало. Мне нужна снегоуборочная машина (попросить принести веник или пылесос)", "Мне сейчас роботы сказали, что им пора вернуться на свою планету( в коробку, в шкаф. на полку), подкрепится и отдохнуть, а завтра вечером они снова будут ждать тебя!" 5.Еще важный момент! Когда ребенок видит весь беспорядок в комнате - ему становится страшно и кажется трудно все это убрать. Задача взрослого - дать алгоритм действий. "Давай сначала в гараж поедут большие машины ( спать пойдут большие куклы), а сейчас маленькие......, ты убираешь кубики , а Маша книжки....ну а теперь кто быстрее составит на полочку игрушки из киндера?, А теперь осталось весь мусор собрать в корзинку!"). И родитель также распределяет равнозначные задачи между детьми - "Ты собираешь..., а ты пылесосишь.....Ты протираешь...., ты расставляешь.... "и т.д. 6. Сначала всегда действует правило - "МЫ ВМЕСТЕ", родитель делает это вместе с ребенком. Постепенно переходим на правило "РЯДОМ" - ребенок убирается в своей комнате, а вы в зале, на кухне. На этой стадии обязательно нужен КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА - это значит родитель, проверяет порядок, оценивает и дает обратную связь (" Посмотри - за батарейкой лежит лего, мячик и машинка. В следущий раз - будь внимательнее и заглядывай за шторы тоже." А в целом - ты хорошо справился!") Данный контроль позволит ребенку формировать отвественность за свой результат ! И после этого обязательно наступит правило "САМ"! Многие родители мечтают об этом , чтобы сразу становился самостоятельным и отвественным! Но ведь тогда у вас бы не было ребенка, а был были все сразу взрослые! Хочется сказать всем родителям - не торопите время, наслаждайтесь минутами общения с вашими детьми, играйте, ЛЮБИТЕ их. На самом деле времени у вас не так уж и много....И детства у детей не так уж много, Взрослыми они успеют еще побыть...Так не позволяйте разбросанным игрушкам портить ваши отношения с ребенком и радоваться прекрасным мгновениям Детства...Пусть в вашем доме будет гармония и ЛЮБОВЬ.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|