|
Как не "причинять добро"Автор статьи: Галина Владиленовна Балахонская
Пишу эту статью в продолжение той, которую написала я, друзья мои, на днях. Написала статью Добрые дела и благодарность и она вызвала очень живую реакцию читателей.:) Оно и понятно - тема-то животрепещущая.) Мои заинтересованные читатели написали много важных комментариев к ней. За что я всем очень признательна! И был там один комментарий моего уважаемого и тонко понимающего коллеги, который запустил мои мысли в направлении, о котором я поначалу не думала. Коллега любезно согласился, чтобы я сослалась на его комментарий. Что я с благодарностью и делаю. Александр УразовПсихолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск Сами видите, друзья, какой энергетически насыщенный комментарий - равнодушной он меня не оставил:) И я подумала, что ведь и правда - в той, предыдущей, статье я рассматривала ситуацию "добрых" дел, по большей части, с позиции получателя этого самого "добра". "Добро" тут условное и неоднозначное, поэтому беру в кавычки) (Про реально нужную помощь я сейчас говорить не буду - я об этом написала в Добрые дела и благодарность .) Сейчас я речь веду о добре, но которое нам, в некоторм роде, не нужно. Знаете выражение "догнать и причинить добро"?)) А, между прочим, мы, бывает, оказываемся в позиции этого самого "Спасателя", которого, вообще говоря, никто не просит спасать. Или просят, но так своеобразно, что оказывать эту самую вроде даже запрашиваемую помощь напрямую - это точно "причинять добро") Потому что эта "помощь" на самом деле никому не нужна. Ну, или вот такая помощь не нужна, а нужна другая. Но... умная. Вот, к примеру, клиент просит психолога дать ему совет. Знакомо, правда? Ведь он сам о нём просит? Но "засада" тут в том, что совет-то клиенту нужен только такой, который будет отвечать глубинным выборам-чаяниям самого клиента! И даже если психолог и поведётся на эту просьбу дать совет и начнёт советовать, то попасть в ту глубинную сущность клиента, которая ответ на самом деле и содержит, вряд ли получится. Потому что клиент - личность уникальная. И тот совет, который ему нужен, знает только он один! То есть сознательно он, может, доступа к ответу прямо сейчас и не имеет, но он у него внутри обязательно есть! И работа психолога в том и заключается, чтоб помочь клиенту этот ответ из своего бессознательного достать. И достать и сформулировать именно так, как сам клиент понимает! Вот это - действительно помощь. Если же психолог начнёт давать советы от себя, то, с большой вероятностью, это приведёт к разочарованию. Потому что это, по большей части, будет... не то. Даже если психолог очень много чего знает. Потому что это - чужое. А у каждого человека стооолько нюансов в опыте, что никакой провидец знать этих нюансов не может, в принципе! А в этих нюансах - вся соль! Поэтому на самом деле просьба дать совет - это всего лишь (будем называть вещи своими именами) попытка ухода от ответственности. Ответственности за свои поступки, за свои решения. За свою жизнь. Причём именно попытка - потому что избавиться от ответственности за свою жизнь невозможно. Экзистенция. Конечно, оно, может, и не совсем осознаётся как уход от ответственности. Но по сути оно так. Разумеется, за советами ходят не только к психологу, но и к друзьям, к гадалкам, к соседкам, к медийным личностям и к кому только ни ходят... В надежде, что кто-то знает лучше, как тебе жить)) И, возможно, этот кто-то включается сразу со всего маху - так, как он себе представляет эту самую помощь. Что в результате? А в результате - это совсем не то, что нужно ни той, ни другой стороне... Чувства соответствующие. Тут может быть и разочарование, и обида, и злость, и вина, и у кого чего ещё. (Само собой, я сейчас исключаю те случаи такого экстрима, когда речь уже не то, что про советы, а про выживание. Медицинские или аналогичные вопросы мы здесь не обсуждаем.) Так вот, к чему я клоню, дорогие мои читатели? Бывает, что мы - в эмоциях - кидаемся помогать туда, куда не надо, и так, как не надо. И вроде от души кидаемся! А потом, как в этом комментарии, который я процитировала с самого начала, "стоишь, как дурак".) Я думаю, практически каждый хотя бы раз оказывался в таком дурацком положении? Я тоже оказывалась.) Вот как грамотно выходить из такой ситуации? Предложу свои варианты, а вы, дорогие друзья, может быть, предложите свои? Конечно, понятное дело, лучше в это положение не попадать)) А для этого - голову включать как можно раньше! Желательно сразу)) И не считать себя самым умным, самым знающим, самым способным и ещё каким-то самым-самым-самым... крутым)) И это значит, что полезно задать себе вопросы. - Меня просят что-то сделать? Или это как-то подразумевается, что я догадываюсь? - Могу ли я сделать именно так, как меня просят? Без моих собственных фантазий? - Хочу ли я это делать? А если хочу, то для чего? Поэтому, если даже кажется, что наша помощь нужна, спрашивать: "Тебе помочь?" "Нужна ли тебе помощь?" "Могу ли я вам чем-то помочь?" "Какая помощь вам нужна?" Вот если почаще задавать себе эти вопросы, то можно, наконец, привыкнуть здраво смотреть на вещи. И не лезть туда, куда не просят. И так, как не просят. А то есть ещё такое выражение "как слон в посудной лавке")) Знаете, наверно? Ну, а если уж попали в такую дурацкую ситуацию и "напричиняли добро", то... ну, что ж, признать свою неидеальность...) А что делать - идеальны только боги..!) А мы, люди, можем просто учесть этот свой опыт, чтобы ещё немножко поумнеть и в следующий раз вести себя по-другому.:) Задавая вопросы, а также слушая и, главное, слыша ответы! Вот, я думаю, примерно так:) На практике оно, конечно, получается не совсем ровненько и гладко, но - дорогу осилит идущий! Люблю это выражение!:) Я благодарю вас за ваше внимание! И, если хотите, помогу вам в понимании себя. На мою консультацию можно записаться здесь https://www.psyoffice.ru/balakhonskaya/#consultation Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|