Аттачмент (эмоциональная привязанность) и его формирование

Аттачмент: определение, механизм формирования. Нарушение аттачмента.

В психологической литературе, касающейся эмоциональной связи используется два термина: «привязанность» и американизм – «аттачмент».

По определению Боулби и Айнсворта аттачмент не сводим просто к привязанности, а трактуется как эмоциональная связь высокого порядка. Подобное отличие является весомым в контексте жизненного пути личности, так как в ходе онтогенеза каждый человек формирует много эмоциональных связей с объектным миром, но далеко не все из них способны достигать высокого порядка (уровня аттачмента).

Для аттачмента необходимо наличие нескольких критериев:

1. Критерий постоянства и стабильности установленной эмоциональной связи;
2. Критерий субъектности, или обязательного наличия человека, незаменимого кем-либо другим. Пример подобной связи – любая утрата, в ситуации разрыва, потери невозможно кем-то заменить утраченный объект привязки. Также, для ребенка не может заменить мать другая женщина. Для влюбленного человека утрачивают значимость другие люди);
3. Критерий эмоциональной значимости отношений;
4. Критерий стремления находиться в непосредственной близости от объекта аттачмента;
5. Критерий психической травматизации в случае разрыва отношений;
6. Критерий поиска безопасности и гомеостаза в рамках отношений. (Этот критерий является одним из определяющих).
7. Нарушение в любом критерии способно внести существенный дискомфорт в жизнедеятельность.

Развитие аттачмента: идеальная базовая модель. Биологический и эволюционный смысл аттачмента – установление связи между младенцем и матерью, которая обеспечивает выживание. В зависимости от того, как сформируется базовый аттачмент, будет зависеть дальнейшая общая способность устанавливать межличностные отношения.

Нормальный вектор развития возможен только при наличии интуитивной, эмпатичной матери, которая на уровне инстинктов способна читать невербальные посылы ребенка с последующей адекватной реакцией на них. В таких условиях ребенок оказывается огражденным от негативных эмоций, фрустрации и стресса, что формирует чувство безопасности и базисного доверия миру. Это дает благородную платформу для последующего психического развития ребенка: развивается способность к психической саморегуляции, более ранних автобиографических воспоминаниях.

Формирование патологии аттачмента. Психологические последствия возникают, когда аттачмент по каким-либо причинам не формируется (или какие-либо из выше представленных критериев) в младенческом возрасте.

Что может явиться причиной нарушений? Некомпетентное родительство, проявляющееся в следующих признаках:

1. Долгое и систематичное покидание ребенка;
2. Грубое психические нарушения у матери;
3. Постоянное эмоциональное напряжение, тревожность;
4. Эмоциональная холодность, отстраненность;
5. Нежеланный ребенок или ребенок как функция («для себя», «для удержания мужа» и пр.);

По каким сферам психического функционирования проявляются нарушения аттачмента (базовые характеристики):

  • Самовосприятие, самоопределение, восприятие других и мира;
  • Вариабельность и диапазон лабильности аффективной сферы;
  • Особенности межличностного функционирования (избегание социальной сущности природы человека или ее игнорирование);
  • Контроль импульсивных реакций.

 Приведем примерный перечень проявлений. Подчеркну - ПРИМЕРНЫЙ:

  • Нарушение восприятия окружающего мира;
  • Импульсивность;
  • Стремление к получению максимума с минимальной отдачей;
  • Получение эмоционального драйва через эпатирование окружающих чувством страха, ужаса;
  • Рудиментарная эмоциональность;
  • Неэмпатичность;
  • Отсутствие поиска контактов и пр.;

Грубое нарушение аттачмента.

Важно!!! Если аттачмент не установился в первые 7 месяцев жизни младенца, то формируется нарушение, когда во взрослой жизни утрачивается способность к развитию эмоциональных связей к другим людям и окружающему миру (животным, явлениям и пр.).

Также важно отметить научные наблюдения начала 20 века, согласно которым тяжелая депривация привязанности блокирует инстинкт самосохранения, снижая мотивацию к выживанию и задержки психического развития.

Подобные последствия проявляются в девиантном и оппозиционно-вызывающем поведении, начиная с раннего возраста. Именно этот факт ранней эмоциональной депривации является негативным обстоятельством, препятствующим усыновлению/удочерению детей из детских домов.

В чем проявляется девиантность детей:

  • Отсутствие эмпатии;
  • Эмоциональная холодность (во взгляде не проявляются признаки эмоциональной связи);
  • Обедненный эмоциональный репертуар;
  • Импульсивность;
  • Агрессивность;
  • Жестокое обращение с животными и сверстниками;
  • Вандализм, воровство, пиромания;

Таким образом, можно сделать важный вывод – грубое нарушение аттачмента является мощным этиопатогенетическим фактором формирования личностных и поведенческих расстройств в будущем (личностные расстройства кластеров "А" и "В").

 Дифференциальная диагностика проводится:

  • С Нарушением поведения в детском возрасте – отсутствие способности производить позитивное впечатление на людей (с манипулятивными целями);
  • С личностными расстройствами кластера «А»;
  • С шизофренией;
  • С личностными расстройствами кластера «В» (антисоциальным и нарциссическим, в силу отсутствия эмпатии).

В процессе диагностики часто нарушения эмоциональной привязанности «подгоняют» под рамки вышеуказанных расстройств. С одной стороны можно выделить этиопатогенетические сходства между указанным расстройствами, а с другой – отсутствие на данный момент самостоятельной нозологической единицы как «Нарушение эмоциональной привязанности» в современных классификаторах.

Исходя из данных обстоятельств в современной психиатрии предлагается введение симптомокомплексов, отражающих нарушение аттачмента – «Синдром эмоциональной недостаточности» и «Синдром избегания». О них в отдельной статье.

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практика для исцеления эмоциональной связи с мужчиной.
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Любовь - критерий развития человека (абьюз)
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Как избавится от эмоциональной привязанности и начать жить заново
  • Нарушение привязанности и «Окситоциновая любовь»
  • Нарушение привязанности I Помощь родителям необходима
  • Травма как нарушение идентификации или "Поиск Я среди маскарада"
  • Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • Об эмоциональной зависимости или Можно ли выбрать из двух зол?
  • Два вектора развития эмоциональной зависимости
  • " Меня никогда не полюбят " или Ловушка Эмоциональной депривации.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как связано "плизерство" и нарушение пищевого поведения
  • Синдром эмоциональной недостаточности и синдром избегания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь