|
Синдром эмоциональной недостаточности и синдром избеганияАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Данная статья является логичным продолжением статьи Аттачмент (эмоциональная привязанность) и его формирование Опишем феноменологические проявления Синдрома эмоциональной недостаточности и Синдрома избегания. Следует помнить, что данные синдромы могут встречаться самостоятельно, но и в составе других расстройств, таких как личностные расстройства кластеров "А", "В", патологии шизофренического спектра. По каким сферам психического функционирования проявляются нарушения аттачмента (базовые характеристики):
Рассмотрим два варианта проявлений нарушений аттачмента по представленным критериям. =================================================================== Синдром эмоциональной недостаточности (СЭН). Основные проявления СЭН обусловлены эмоциональной депривацией и проявляется в: 1. Не проявляющаяся эмоциональная привязанность к людям, в том числе и близким; 2. Отсутствием стремления устанавливать эмоционально значимые отношения во взрослой жизни; 3. Отсутствие чувства долга, признательности и благодарности к людям, категории «добро-зло», «хорошо-плохо», «правильно – не правильно» (экзистенциальные ценности нарушены); 4. Отношение к людям носит жестокий, безэмпатичный и манипулятивный, порой садистический характер (довольно часто сопровождается преступной деятельностью); 5. Отсутствие социальной желательности, кооперации; 6. Гедонизм и очень низкая фрустрационная толерантность; 7. Трудности с мотивацией достижения (неспособность долго удерживать цели, планы и внимание, что сказывается на карьере, службе и пр.); 8. Пренебрежение социальными правилами; 9. Трудности с самокритичностью; 10. Достаточно высокая интеллектуальность, знание культуры и норм поведения, которые не применяются в жизни; 11. Нарушено представление о связи между причиной и следствием (не осознают и не страшатся последствий совершаемых действий, так как этот механизм не сформирован с ранних этапов развития младенца); 12. Трудность с объемом внимания (внимание концентрируется только на интересующем, сложности с удержанием внимания на нескольких объектах); 13. Специфическая неуверенность в себе, уходящая корнями в ранний период детства и затрагивающая глубокое чувство бытия и экзистенциальных переживаний (ощущение пустоты, одиночества, страха вступать в отношения, страха интимных отношений, страх «быть одному» с последующей гиперстимуляцией музыкой и пр., многократные браки с разочарованиями и «поиском себя», боязнь быть поглощенным, страх дружбы); 14. Специфические страхи аннигиляции и поглощения (боязнь потерять автономию), существенно усугубляющие возможность построения отношений; 15. Адаптация к жизни посредством «игры ролей» и ношения «социальных масок»; Важно отметить, что представленный перечень лишь отражает некоторые аспекты СЭН. Он далеко не полный и не обязательно наличие всех пунктов. О СЭН как самостоятельном явлении можно говорить только в том случае, если имеющиеся у клиента критерии не подходят под имеющиеся нозологические единицы, представленные в МКБ.
Синдром избегания – один из вариантов реализации нарушения аттачмента, характеризующийся в преобладании страха покидания над страхом одиночества. Доминирующие паттерны поведения при СИ: 1. Открытое дистанцирование, прикрываемое масками социальной желательности и поверхностностью контактов; 2. Запоздалое дистанцирование (избегание уже сложившегося контакта); 3. Дистанцирование с развитием регресса отношений к созависимому типу; 4. Пассивная агрессия, тревожность, специфичность фобий. В феноменологии избегающего поведения выделяют несколько субтипов (по Кантору): 1. Избегание по принципу самодистанцирования. Сюда относят два подтипа - социальные изолянты и лица с социальными фобиями;
Объединяющим элементом всех типов избегания является бессознательный страх новизны, который сказывается в следующих проявлениях:
Структура и феноменология страха, лежащего в основе всех вариаций СИ, имеет сложный характер. Страх имеет внешнюю и внутреннюю проекции. Внешняя проекция проявляется в виде страха критики, боязни неодобрения и/или отвержения. Внутренняя проекция – оказаться вовлеченным в накопленные и подавленные бессознательные драйвы сексуального и агрессивного характера, утратив свое «Я». Также при анализе случаев с СИ имеет место быть страх зависимости (быть под контролем кого-либо, потери автономности). Этот страх актуализируется малейшим намеком на возникновение отношений. Описаны случаи трансформации страха близости через конверсию в сексуальные расстройства в виде диспареунии у женщин и импотенции – у мужчин. Тревога маскируется сексуальными дисгармониями. Пример анализа клиентского случая с ЭИ по ссылке ================================================================== Этиология формирования СЭН и СИ. Особую важность в формировании СИ играет феномен «двойного взаимоисключающего послания», согласно которому в воспитании применяется сообщение, содержащее взаимоисключающие посылы. Например:
Примеры ярко иллюстрируют «двойные посылы», воспитывающие тревогу, неуверенность, способствуя изоляции. Кроме «двойных посланий» авторы, исследующие СИ, отмечают вариант воспитания, когда ребенок становится суррогатом взрослого партнера. Это стиль носит характер скрытого инцеста (по Адамс). Ребенок нагружается социальными ожиданиями сверх возраста, не справляется с ним, разочаровывается в себе и формирует стратегию избегания в дальнейшем. Еще одним предиктором формирования СИ является воспитание в созависимой семье. Недостаточная эмоциональность и интуитивность, отдача у созависимой матери негативно сказывается на младенце. В итоге младенец фиксируется на собственной психике, аутизируется и накапливает негативный аффект на родителей. ================================================================== Терапия: Нарушение аттачмента (и не только) характеризуется диффузной идентичностью. Соответственно, терапия должна быть направлена на скрепление идентичности, приведении ее в целостное спаянное состояние. Чтобы идентичность была спаянной, устойчивой и целостной необходимо реализовывать три вида переноса (терапия ядра нарушения): 1. Идеального переноса. Суть – в формировании чувства связи с идеализируемым объектом, авторитетом; 2. Зеркального переноса. Суть - в формировании чувства поддержки себя другими людьми; 3. Двойникового переноса. Суть – в формировании принципиального чувства тождества между «Я» и другими людьми. Нарушение хотя бы в одном из трех видов переноса сулит невозможностью ощущать себя гармонично в мире, чувствовать себя живым, целостным. Отсюда можно сделать вывод: терапия максимально должна быть сосредоточена на проработку всех трех переносов. Также важно обратить внимание на проработку и осознания скрытых бессознательных страхов. Примечание: в разных терапевтических модальностях можно называть разными словами и использовать методы «удобно» и родной модальности, но мишени остаются неизменными. Также важно отметить необходимость применения патогенетической терапии для решения проблем-следствий нарушения диффузности идентичности. Важно информировать членов семьи о возможных последствиях взаимодействия с человеком, у кого в явной форме выражены нарушения аттачмента и есть ярко выраженный антисоциальный радикал (манипуляции, садизм, эгоцентризм и пр.). С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|