Синдром эмоциональной недостаточности и синдром избегания

Данная статья является логичным продолжением статьи Аттачмент (эмоциональная привязанность) и его формирование

Опишем феноменологические проявления Синдрома эмоциональной недостаточности и Синдрома избегания.

Следует помнить, что данные синдромы могут встречаться самостоятельно, но и в составе других расстройств, таких как личностные расстройства кластеров "А", "В", патологии шизофренического спектра.

По каким сферам психического функционирования проявляются нарушения аттачмента (базовые характеристики):

  • Самовосприятие, самоопределение, восприятие других и мира;
  • Вариабельность и диапазон лабильности аффективной сферы;
  • Особенности межличностного функционирования (избегание социальной сущности природы человека или ее игнорирование);
  • Контроль импульсивных реакций.

Рассмотрим два варианта проявлений нарушений аттачмента по представленным критериям.

===================================================================

Синдром эмоциональной недостаточности (СЭН).

Основные проявления СЭН обусловлены эмоциональной депривацией и проявляется в:

1. Не проявляющаяся эмоциональная привязанность к людям, в том числе и близким;
2. Отсутствием стремления устанавливать эмоционально значимые отношения во взрослой жизни;
3. Отсутствие чувства долга, признательности и благодарности к людям, категории «добро-зло», «хорошо-плохо», «правильно – не правильно» (экзистенциальные ценности нарушены);
4. Отношение к людям носит жестокий, безэмпатичный и манипулятивный, порой садистический характер (довольно часто сопровождается преступной деятельностью);
5. Отсутствие социальной желательности, кооперации;
6. Гедонизм и очень низкая фрустрационная толерантность;
7. Трудности с мотивацией достижения (неспособность долго удерживать цели, планы и внимание, что сказывается на карьере, службе и пр.);
8. Пренебрежение социальными правилами;
9. Трудности с самокритичностью;
10. Достаточно высокая интеллектуальность, знание культуры и норм поведения, которые не применяются в жизни;
11. Нарушено представление о связи между причиной и следствием (не осознают и не страшатся последствий совершаемых действий, так как этот механизм не сформирован с ранних этапов развития младенца);
12. Трудность с объемом внимания (внимание концентрируется только на интересующем, сложности с удержанием внимания на нескольких объектах);
13. Специфическая неуверенность в себе, уходящая корнями в ранний период детства и затрагивающая глубокое чувство бытия и экзистенциальных переживаний (ощущение пустоты, одиночества, страха вступать в отношения, страха интимных отношений, страх «быть одному» с последующей гиперстимуляцией музыкой и пр., многократные браки с разочарованиями и «поиском себя», боязнь быть поглощенным, страх дружбы);
14. Специфические страхи аннигиляции и поглощения (боязнь потерять автономию), существенно усугубляющие возможность построения отношений;
15. Адаптация к жизни посредством «игры ролей» и ношения «социальных масок»;

Важно отметить, что представленный перечень лишь отражает некоторые аспекты СЭН. Он далеко не полный и не обязательно наличие всех пунктов.

О СЭН как самостоятельном явлении можно говорить только в том случае, если имеющиеся у клиента критерии не подходят под имеющиеся нозологические единицы, представленные в МКБ.

Синдром эмоциональной недостаточности и синдром избегания
Синдром избегания (СИ)

Синдром избегания – один из вариантов реализации нарушения аттачмента, характеризующийся в преобладании страха покидания над страхом одиночества.

Доминирующие паттерны поведения при СИ:

1. Открытое дистанцирование, прикрываемое масками социальной желательности и поверхностностью контактов;
2. Запоздалое дистанцирование (избегание уже сложившегося контакта);
3. Дистанцирование с развитием регресса отношений к созависимому типу;
4. Пассивная агрессия, тревожность, специфичность фобий.

В феноменологии избегающего поведения выделяют несколько субтипов (по Кантору):

1. Избегание по принципу самодистанцирования. Сюда относят два подтипа - социальные изолянты и лица с социальными фобиями;
  • Социальные изолянты движимы внутриличностным конфликтом: с одной стороны имеется желание установить близкие эмоциональные отношения, а с другой – страх разочарования и боли, которые могут за этим последовать из-за страха непринятия партнером.
  • Лица с социальными фобиями характеризуются высокой тревожностью в определенных социальных ситуациях, имея особую чувствительность, что способствует использованию стратегии избегания.
  • Амбивалентное избегание. Лица с подобным субтипом устанавливают большое число поверхностных контактов при отсутствии глубоких эмоциональных отношений. Становится типичным легкое установление поверхностных контактов с трудностями в сохранении старых, что подпитывается страхом психологического сближения;
  • Колеблющееся и амбивалентное избегание. Внешнее впечатление «не избегающих», вовлеченных во взаимодействие, но через некоторое время начинают отстраняться от знакомства, прибегая к защитному механизму – обесценивание;
  • Зависимое избегание. Дистанцирование начинается после вовлечения в отношения с регрессом.

Объединяющим элементом всех типов избегания является бессознательный страх новизны, который сказывается в следующих проявлениях:

  • Консерватизм в бытовом повседневном плане;
  • Стремление к формированию устойчивых стереотипов в распорядке дня, обстановке, расписании, личной гигиене, пищевых предпочтениях и пр.;
  • Стремление не заводить новых знакомств;
  • Критичность к избеганию может быть частичной или полностью отсутствовать.

Структура и феноменология страха, лежащего в основе всех вариаций СИ, имеет сложный характер.

Страх имеет внешнюю и внутреннюю проекции.

Внешняя проекция проявляется в виде страха критики, боязни неодобрения и/или отвержения.
Внутренняя проекция – оказаться вовлеченным в накопленные и подавленные бессознательные драйвы сексуального и агрессивного характера, утратив свое «Я».

Также при анализе случаев с СИ имеет место быть страх зависимости (быть под контролем кого-либо, потери автономности). Этот страх актуализируется малейшим намеком на возникновение отношений.

Описаны случаи трансформации страха близости через конверсию в сексуальные расстройства в виде диспареунии у женщин и импотенции – у мужчин. Тревога маскируется сексуальными дисгармониями.

Пример анализа клиентского случая с ЭИ по ссылке

==================================================================

Этиология формирования СЭН и СИ. Особую важность в формировании СИ играет феномен «двойного взаимоисключающего послания», согласно которому в воспитании применяется сообщение, содержащее взаимоисключающие посылы. Например:

  • Родитель говорит ребенку: «Ты должен хорошо учиться», формируя мотивацию достижения. Но на желание пойти на дополнительные занятия или в библиотеку ребенок слышит: «Ты оставишь меня одну?».
  • Отец говорит дочери, что очень ее любит и гордится ей. Но на попытки сближения со стороны дочери, отец реагирует избеганием, внося, тем самым, в психику ребенка сумятицу.
  • Мать ругается на ребенка, демонстрируя злобу и агрессию. После ее охватывает чувство вины, она идет жалеть ребенка. У ребенка формируется непонятное смешанное восприятие ситуации.

Примеры ярко иллюстрируют «двойные посылы», воспитывающие тревогу, неуверенность, способствуя изоляции.

Кроме «двойных посланий» авторы, исследующие СИ, отмечают вариант воспитания, когда ребенок становится суррогатом взрослого партнера. Это стиль носит характер скрытого инцеста (по Адамс). Ребенок нагружается социальными ожиданиями сверх возраста, не справляется с ним, разочаровывается в себе и формирует стратегию избегания в дальнейшем.

Еще одним предиктором формирования СИ является воспитание в созависимой семье. Недостаточная эмоциональность и интуитивность, отдача у созависимой матери негативно сказывается на младенце. В итоге младенец фиксируется на собственной психике, аутизируется и накапливает негативный аффект на родителей.

==================================================================

Терапия: Нарушение аттачмента (и не только) характеризуется диффузной идентичностью. Соответственно, терапия должна быть направлена на скрепление идентичности, приведении ее в целостное спаянное состояние.

Чтобы идентичность была спаянной, устойчивой и целостной необходимо реализовывать три вида переноса (терапия ядра нарушения):

1. Идеального переноса. Суть – в формировании чувства связи с идеализируемым объектом, авторитетом;
2. Зеркального переноса. Суть - в формировании чувства поддержки себя другими людьми;
3. Двойникового переноса. Суть – в формировании принципиального чувства тождества между «Я» и другими людьми.

Нарушение хотя бы в одном из трех видов переноса сулит невозможностью ощущать себя гармонично в мире, чувствовать себя живым, целостным.

Отсюда можно сделать вывод: терапия максимально должна быть сосредоточена на проработку всех трех переносов.

Также важно обратить внимание на проработку и осознания скрытых бессознательных страхов.

Примечание: в разных терапевтических модальностях можно называть разными словами и использовать методы «удобно» и родной модальности, но мишени остаются неизменными.

Также важно отметить необходимость применения патогенетической терапии для решения проблем-следствий нарушения диффузности идентичности.

Важно информировать членов семьи о возможных последствиях взаимодействия с человеком, у кого в явной форме выражены нарушения аттачмента и есть ярко выраженный антисоциальный радикал (манипуляции, садизм, эгоцентризм и пр.).

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Избегание избегания
  • Избегание. Роль избегания при депрессии и тревоге
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • Избегание пугающих ситуаций и генерализация страха
  • Страх и избегание близости
  • Человек-Улитка: об особенностях шизоидного избегания контактов.
  • Страх, контроль, избегание и их роль в похудении
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. СТОСН. Боязнь и избегание секса
  • Негативное восприятие себя в глазах окружающих как причина избегания брака
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Жертвенная мать как способ избегания себя
  • Избегание боли=Избегание близости
  • Почему отношения загибаются? Как избавиться от Страха разрушения отношений.
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Страх страха
  • Вы не диван, чтобы для всех быть удобным. Психология отношений.
  • Не нужно быть хорошим для всех, достаточно не быть плохим для всех
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Встреча вместо избегания (как встречаться с "трудными" переживаниями)
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Лучшая терапия - оказаться на другой стороне своего страха!
  • Избегание проживания: 5 путей делать, а не быть
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Страх начинать сексуальные отношения
  • Как проявляется и откуда рождается страх быть отвергнутой?
  • Страх проявлять себя - как с ним быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь