|
Инсайт в канун Старого Нового годаАвтор статьи: Стражкова Анжелика Николаевна
Во время одной из встреч в канун Нового года по старому стилю вспомнила об одном из любимых мною инструментов - об игрушках 🎎. Благодаря наглядности работа с ними часто помогает клиенту взглянуть на систему сложившихся отношений и увидеть то, что не видится, когда находишься внутри этой системы. Причем получение данной информации занимает гораздо меньше времени, чем обычный сбор анамнеза. На ходу родилась новая техника "Я у родителей и я сам родитель". Возможно, кому-то из читателей пригодится подобный вариант работы. С разрешения героини моего рассказа (назовем её Л.) описываю, что мы делали, и что в итоге получилось. Поскольку Л. испытывала много смешанных переживаний относительно отношений в семье, ей было трудно привести в порядок свои мысли и сформулировать запрос 1. Для начала я попросила ее найти фигурки и расставить их таким образом, чтобы они отражали отношения в ее родительской семье.
Подобные ответы сами по себе являются ярким свидетельством нарушений в отношениях и, по сути, важным материалом для дальнейшей работы. "Запрет на свободу" - так Л. охарактеризовала свое состояние в родительском доме. Папа весёлый, но отстраненный и не принимающий решения, а мама (Фиона в боевой стойке) жёсткая, контролирующая, авторитарная. Фигурку Л. выбрала с большим щитом, ограничивающим движение и обзор, и поставила ее на самый край стола: впереди обрыв и нет возможности свободно передвигаться. 2. Далее, попросив оставить на столе первую композицию, я предложила Л. найти фигурки ее собственной семьи - себя, мужа, детей - и расставить их так, как она чувствует на данный момент. "Руки по швам" - вот такое определение своего положения в собственной семье дала Л. Будучи многодетной мамой, Л. осталась послушной угождающей девочкой. "Всем от меня что-то надо", - упадническим тоном констатирует Л. Действительно, маленькая фигурка её образа находится в конфронтации с фигурами детей и мужа. Маленькая девочка находится на грани (в буквальном смысле) и дальше отступать некуда - Л. снова поставила свою фигуру на край, теперь ещё и спиной к нему. 3. Далее было предложено сравнить обе получившиеся композиции и подумать, что в них общего, чем они отличаются и т.п.
Так Л. сама, без моей помощи отрефлексировала важные моменты в своих отношениях с близкими, сделала вывод и отчасти определила зону дальнейшей работы. 4. На завершающем этапе данной работы я предложила Л. внести желаемые изменения в её собственной семье. Не сразу она определилась, чего хочет, несколько минут Л. перебирала фигурки, переставляла их на столе так и этак, присматривалась. В какой-то момент, присмотревшись к фигурке мужа, которая, как мы понимаем, конечно же, была выбрана неслучайно, она увидела, что агрессия мужа похожа на защитную стойку, что в его глазах есть неуверенность и даже страх... Поразмышляв над тем, как меняется восприятие одной и той же игрушки, Л. решительно заменила фигуру мужа на другую - с более добродушным видом. Далее ей захотелось также заменить и фигурку маленькой девочки на фигуру взрослой дамы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|