Инсайт в канун Старого Нового года

 Во время одной из встреч в канун Нового года по старому стилю вспомнила об одном из любимых мною инструментов - об игрушках  🎎. Благодаря наглядности работа с ними часто помогает клиенту взглянуть на систему сложившихся отношений и увидеть то, что не видится, когда находишься внутри этой системы. Причем получение данной информации занимает гораздо меньше времени, чем обычный сбор анамнеза. 

На ходу родилась новая техника "Я у родителей и я сам родитель". Возможно, кому-то из читателей пригодится подобный вариант работы.  С разрешения героини моего рассказа (назовем её Л.) описываю, что мы делали, и что в итоге получилось.

Поскольку Л. испытывала много смешанных переживаний относительно отношений в семье, ей было трудно привести в порядок свои мысли и сформулировать запрос 
на текущую встречу. Нам помогли игрушки, которые "включают" ресурсное детское поисковое состояние бессознательного и свободный поток ассоциаций. 

1. Для начала я попросила ее найти фигурки и расставить их таким образом, чтобы они отражали отношения в ее родительской семье.


- А нужно ли искать образ старшей сестры?" - спросила Л. 

- А как ты видишь, как чувствуешь? 

- Я не хочу!

Подобные ответы сами по себе являются ярким свидетельством нарушений в отношениях и, по сути, важным материалом для дальнейшей работы. 

Инсайт в канун Старого Нового года

 "Запрет на свободу" - так Л. охарактеризовала свое состояние в родительском доме. Папа весёлый, но отстраненный и не принимающий решения, а мама (Фиона в боевой стойке) жёсткая, контролирующая, авторитарная.

Фигурку Л. выбрала с большим щитом, ограничивающим движение и обзор, и поставила ее на самый край стола: впереди обрыв и нет возможности свободно передвигаться. 

Побуждая Л. к анализу того, что она видит, и сопоставлению с ее детской историей, я задавала ей разные вопросы. Что-то она сразу же соотносила с положением в своей родительской семье, а какие-то ответы на вопросы относительно ее жизненных стратегий, она находила внутри себя спустя некоторое время. 

2. Далее, попросив оставить на столе первую композицию, я предложила Л. найти фигурки ее собственной семьи - себя, мужа, детей - и расставить их так, как она чувствует на данный момент.  

"Руки по швам" - вот такое определение своего положения в собственной семье дала Л. Будучи многодетной мамой, Л. осталась послушной угождающей девочкой.

"Всем от меня что-то надо", - упадническим тоном констатирует Л. Действительно, маленькая фигурка её образа находится в конфронтации с фигурами детей и мужа. Маленькая девочка находится на грани (в буквальном смысле) и дальше отступать некуда - Л. снова поставила свою фигуру на край, теперь ещё и спиной к нему. 

Глядя на эту голубоглазую фигурку, возникает ощущение хрупкости и предельного напряжения. Можно предположить, что при таком раскладе ещё немного, дети подрастут и научатся требовать от матери точно так же, как их отец, и точно также, как когда-то предъявляла чрезмерные и порой нелепые требования её мать.




3. Далее было предложено сравнить обе получившиеся композиции и подумать, что в них общего, чем они отличаются и т.п.

"Невероятно! Я выбрала мужа по складу характера, как мать! Даже фигурки обе в боевой стойке!.." - ошеломленная новой для нее мыслью, новым видением, Л.ненадолго задумалась. "Я думала, что сбежала из родительской семьи и больше не будет материнского гнета, но то, что происходит сейчас со мной - это же я из детства!.. Выходит, с отношением к матери тоже важно разбираться."

Так Л. сама, без моей помощи отрефлексировала важные моменты в своих отношениях с близкими, сделала вывод и отчасти определила зону дальнейшей работы.

 4. На завершающем этапе данной работы я предложила Л. внести желаемые изменения в её собственной семье. 

Не сразу она определилась, чего хочет, несколько минут Л. перебирала фигурки, переставляла их на столе так и этак, присматривалась. В какой-то момент, присмотревшись к фигурке мужа, которая, как мы понимаем, конечно же, была выбрана неслучайно, она увидела, что агрессия мужа похожа на защитную стойку, что в его глазах есть неуверенность и даже страх... Поразмышляв над тем, как меняется восприятие одной и той же игрушки, Л. решительно заменила фигуру мужа на другую - с более добродушным видом. 

Далее ей захотелось также заменить и фигурку маленькой девочки на фигуру взрослой дамы. 

"Вот так хочу! Так спокойнее..." - немного алекситимично заявила Л.



Надеюсь, что это замечательное начало её внутренней работы в тот вечер, когда все загадывают желания, приведет Л. к желаемому результату!
Эх, обожаю игрушки и маленькие психотерапевтические чудеса!.. 🤔
С наступившим, дорогие друзья! 



Просмотров: 320
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Техника работы с МАК " Навстречу собственной силе"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Техника работы с утратой "Коштасу" ("Прощание")
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Расклад с МАК. Техника "Я в моей семье".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Какую поддержку получить от мужа? Или: "Милый, я хочу поговорить…"
  • Техника "Семейный Ларец" для работы с горем утраты на основе МАК "Семейный круг"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь