Секты. Кто в зоне риска? Как противостоять вовлечению в культ?

Главной особенностью культов является неэтичное манипулирование сознанием индивидов в личных целях лидера. Опасность культа заключается в том, какие методы взаимодействия с людьми используют его последователи.

По мнению исследователей, примыкание к культам имеет под собой следующие основания:

  1. Отсутствие четкой жизненной и идеологической позиции.
  2. Обманные действия и обещания представителей культов, которые можно назвать обольщением.
  3. Наличие неосознанных и потому невозможных к разрешению личностных конфликтов, которые связаны с патологическим альтруизмом,

Способствующими факторами для молодежи является физическое отдаление от семьи (отдаление от дома может вызвать чувство тревоги у молодого человека, желание защищенности), а так же наличие идеалистических мечтаний, реализовать которые обещает идеология культа. «К молодым людям, которые выглядят особенно уязвимыми, относятся те, у кого высоки ожидания в отношении самих себя и кто готов видеть лучшее в других. Эта характерная черта может сыграть свою роль в их вере в культовые идеалистические слова и тенденции игнорировать несоответствие между словами и действиями группы» [1]. Для взрослых актуальными являются проблемы, связанные с желанием чувства общности, признания в кругу профессионалов, боязнь потери чего-либо, депрессия, особенности характера.

Признаки вовлечения в культ

  1. Кардинальное, стремительное изменение личности индивида и его пристрастий.
  2. Увлеченность исключительно интересами новой группы. Остальная информация становится для такого человека неинтересной. Часто вне своей новой группы индивид выглядит подавленным, мечтательным.
  3. Возможно возникновение галлюцинаций.
  4. Ярко выраженная эмоциональная неустойчивость.
  5. Проявление немотивированной агрессии, враждебности.

Последствия ухода из культов

          Исследователи выделяют три стадии послекультовой адаптации: возвращение в общество (1-3 месяца), появление вновь на людях (6-18 месяцев), интеграция (18-36 месяцев). Эти процессы протекают небезболезненно. Бывшему культисту приходится преодолевать такие эмоциональные состояния как гнев, неуверенность в своих силах, обида. Кардинальным образом меняются мировоззренческие установки, возникает необходимость в формировании новых жизненных целей. В кратком изложении общая проблематика, с которой сталкивается бывший член культа, выглядит следующим образ

- Депрессия, отсутствие уверенности в себе, нерешительность.

- Непроизвольное погружение в измененные состояния сознания.

- Потеря критического мышления..

- Потеря памяти.

- Потеря смысла жизни.

- Покорность, стремление к присоединению, к принадлежности к значимой группе.

- Гнев на представителей культа (является признаком начинающегося выздоровления, как ожидаемая реакция на насилие).

- Страх перед местью со стороны членов культа, страх перед несчастными случаями, вызванными сверхъестественными причинами.

- Ощущение чувства одиночества, вызванное разрывом отношений со значимым близким окружением, сформированным культом.

- Финансовые проблемы.

- Ощущение неопределённости и размышления по поводу того, что было правильно и что неправильно в группе.

- Неуверенность в собственной самооценке и непонимание того, кем он сейчас является и кем может стать в новом для него мире.

- Неразрешенные спорные вопросы о Боге, священных писаниях, религиозном авторитете, духовном призвании (для тех, кто уходит из религиозных культов).

- Негативные и неясные чувства относительно того, кем считает себя человек: жертвой культа или его агентом?

- Страх перед новыми отношениями в социуме.

- Приобретение определенного опыта (работа в группе, организационная деятельность), который может стать полезным в жизни вне секты при его осознании

     Зачастую пострадавший от религиозного культа человек воспринимает процесс своего приобщения к этой организации как «духовное изнасилование».

     Ощущает свою вину перед Богом и боится, что тот его покинул.

  Бывший член культа может испытывать чувство вины перед группой, перед членами семьи, перед друзьями и теми, кого он рекрутировал. Если культовая деятельность сопровождалась нарушением этических норм (жертвоприношения, проституция, насилие), то, как правило, возникает чувство вины перед жертвами.

     Формируется страх перед «вечным проклятием».

     Перестает доверять представителям ортодоксальных религиозных культов.

     Особые трудности возникают в семьях культистов. Они касаются, прежде всего, родителей. Общая проблематика может быть описана следующим образом:

     Родители обвиняют друг друга в участии их ребенка в культе.

   Культовая проблема обостряет родительские конфликты и пробуждает заново дремлющие супружеские проблемы.

  Один из родителей может быть чрезмерно эмоционально занят решением проблемы и проявлять определенную холодность к своему супругу.

    Родители часто боятся вызвать гнев своего ребенка и поэтому склонны уступать ему.

  Родители могут испытывать чувство отчаяния, поскольку ребенок, примкнув к культу, фактически отверг семейные ценности.

    Родители испытывают чувство гнева на тех, кто привлек их ребенка к культовой деятельности.

  Проблемы с реализацией сексуальности, которые могут быть вызваны как вынужденным целибатом, проповедуемым в некоторых сектах, так и  сексуальным насилием.

Религии и культы. Соотносительный анализ 

                                                                              Религии

 

Культы

Формируют и уважают автономию индивида

Формируют зависимость и податливость влиянию

Направлены на удовлетворение духовных потребностей

Эксплуатируют духовные потребности

Терпимо относятся к критическому мышлению

Выступают категорически против критического мышления, подавляют индивидуальность

Способствуют духовной интеграции

Расщепляют личность на «плохое докультовое я» и «хорошее культовое я»

Не нарушает внутренние процессы, центральные для сущности личности.

Приводят к неосознанному подчинению внешним силам, которые не учитывают сущности личности.

Рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, к достижению благородных целей.

Рассматривают деньги как средство достижения власти.

Критически относятся к вопросу секса между духовенством и паствой.

Используют секс для создания чувства зависимости членов культа от группы и от лидера.

Уважительно реагируют на критику

Используют метод запугивания для снятия критических замечаний

Способствуют сохранению семьи и укреплению семейных уз

Видят в семье потенциальных врагов, поощряют уход из семьи

Присоединение к той или иной религии, так же, как и выход из нее – процессы добровольные и исходят из предпочтений личности и самостоятельно принятого решения.

Поощряют быстрые решения при незначительной информации. Выход из такой организации может адекватныеоказаться затруднительным в силу имеющихся удерживающих механизмов, подразумевающих не только психологическое, но и физическое насилие.

 

Способы сопротивления нежелательному воздействию

- Практикуйте временами отклоняющееся от вашей привычной нормы поведение, играйте с наблюдением за собой с разных точек зрения.

- Практикуйте высказывания: "Я сделал ошибку, "Мне жаль", "Я был не прав", "...и я научился на этой ошибке".

- Будьте скорее готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас в западне. 

- Будьте готовы отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать себе и этому значимому (контролирующему) другому: "Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить ‑ пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y".

- Всегда избегайте предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться.

- Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения заставлять вас чувствовать себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника.

- Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства.

- Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.

- Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие ‑ некоторую работу и обязательство с вашей стороны.

- Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, индивидуализируйте (выделяйте из ряда подобных) себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, персональных имен и похвал.

- Избегайте "тотальных ситуаций", которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии.

- Практикуйте "независимое участие" ("беспристрастный интерес"), занимайте свое сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются сильными манипуляторами.

- Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете.

- Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие.

- Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией.

Список литературы:

1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996.

2. Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005. — 79 с.

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение:/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика РАН проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 488с.

 

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Кризисные состояния и чувство вины человека"
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • Про вину перед теми, которые якобы живут хуже
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальше
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь