|
Секты. Кто в зоне риска? Как противостоять вовлечению в культ?Автор статьи: Пивнева Наталья Сергеевна
Главной особенностью культов является неэтичное манипулирование сознанием индивидов в личных целях лидера. Опасность культа заключается в том, какие методы взаимодействия с людьми используют его последователи. По мнению исследователей, примыкание к культам имеет под собой следующие основания:
Способствующими факторами для молодежи является физическое отдаление от семьи (отдаление от дома может вызвать чувство тревоги у молодого человека, желание защищенности), а так же наличие идеалистических мечтаний, реализовать которые обещает идеология культа. «К молодым людям, которые выглядят особенно уязвимыми, относятся те, у кого высоки ожидания в отношении самих себя и кто готов видеть лучшее в других. Эта характерная черта может сыграть свою роль в их вере в культовые идеалистические слова и тенденции игнорировать несоответствие между словами и действиями группы» [1]. Для взрослых актуальными являются проблемы, связанные с желанием чувства общности, признания в кругу профессионалов, боязнь потери чего-либо, депрессия, особенности характера. Признаки вовлечения в культ
Последствия ухода из культов Исследователи выделяют три стадии послекультовой адаптации: возвращение в общество (1-3 месяца), появление вновь на людях (6-18 месяцев), интеграция (18-36 месяцев). Эти процессы протекают небезболезненно. Бывшему культисту приходится преодолевать такие эмоциональные состояния как гнев, неуверенность в своих силах, обида. Кардинальным образом меняются мировоззренческие установки, возникает необходимость в формировании новых жизненных целей. В кратком изложении общая проблематика, с которой сталкивается бывший член культа, выглядит следующим образ - Депрессия, отсутствие уверенности в себе, нерешительность. - Непроизвольное погружение в измененные состояния сознания. - Потеря критического мышления.. - Потеря памяти. - Потеря смысла жизни. - Покорность, стремление к присоединению, к принадлежности к значимой группе. - Гнев на представителей культа (является признаком начинающегося выздоровления, как ожидаемая реакция на насилие). - Страх перед местью со стороны членов культа, страх перед несчастными случаями, вызванными сверхъестественными причинами. - Ощущение чувства одиночества, вызванное разрывом отношений со значимым близким окружением, сформированным культом. - Финансовые проблемы. - Ощущение неопределённости и размышления по поводу того, что было правильно и что неправильно в группе. - Неуверенность в собственной самооценке и непонимание того, кем он сейчас является и кем может стать в новом для него мире. - Неразрешенные спорные вопросы о Боге, священных писаниях, религиозном авторитете, духовном призвании (для тех, кто уходит из религиозных культов). - Негативные и неясные чувства относительно того, кем считает себя человек: жертвой культа или его агентом? - Страх перед новыми отношениями в социуме. - Приобретение определенного опыта (работа в группе, организационная деятельность), который может стать полезным в жизни вне секты при его осознании Зачастую пострадавший от религиозного культа человек воспринимает процесс своего приобщения к этой организации как «духовное изнасилование». Ощущает свою вину перед Богом и боится, что тот его покинул. Бывший член культа может испытывать чувство вины перед группой, перед членами семьи, перед друзьями и теми, кого он рекрутировал. Если культовая деятельность сопровождалась нарушением этических норм (жертвоприношения, проституция, насилие), то, как правило, возникает чувство вины перед жертвами. Формируется страх перед «вечным проклятием». Перестает доверять представителям ортодоксальных религиозных культов. Особые трудности возникают в семьях культистов. Они касаются, прежде всего, родителей. Общая проблематика может быть описана следующим образом: Родители обвиняют друг друга в участии их ребенка в культе. Культовая проблема обостряет родительские конфликты и пробуждает заново дремлющие супружеские проблемы. Один из родителей может быть чрезмерно эмоционально занят решением проблемы и проявлять определенную холодность к своему супругу. Родители часто боятся вызвать гнев своего ребенка и поэтому склонны уступать ему. Родители могут испытывать чувство отчаяния, поскольку ребенок, примкнув к культу, фактически отверг семейные ценности. Родители испытывают чувство гнева на тех, кто привлек их ребенка к культовой деятельности. Проблемы с реализацией сексуальности, которые могут быть вызваны как вынужденным целибатом, проповедуемым в некоторых сектах, так и сексуальным насилием. Религии и культы. Соотносительный анализ
Способы сопротивления нежелательному воздействию - Практикуйте временами отклоняющееся от вашей привычной нормы поведение, играйте с наблюдением за собой с разных точек зрения. - Практикуйте высказывания: "Я сделал ошибку, "Мне жаль", "Я был не прав", "...и я научился на этой ошибке". - Будьте скорее готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас в западне. - Будьте готовы отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать себе и этому значимому (контролирующему) другому: "Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить ‑ пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y". - Всегда избегайте предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться. - Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения заставлять вас чувствовать себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника. - Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства. - Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем. - Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие ‑ некоторую работу и обязательство с вашей стороны. - Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, индивидуализируйте (выделяйте из ряда подобных) себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, персональных имен и похвал. - Избегайте "тотальных ситуаций", которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии. - Практикуйте "независимое участие" ("беспристрастный интерес"), занимайте свое сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются сильными манипуляторами. - Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете. - Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие. - Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией. Список литературы: 1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. 2. Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005. — 79 с. 3. Лобазова О.Ф. Религиоведение:/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика РАН проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 488с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|