Осипова Надежда Николаевна. ПРАЗДНИК «СОРОКИ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»

ПРАЗДНИК «СОРОКИ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»ПРАЗДНИК «СОРОКИ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»

(встреча весны в средней группе)

Цель: создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа.

Задачи:

  • Художественно-эстетическое развитие:

обобщить знания детей о традиционной культуре, показать фольклорные жанры в условиях их естественного бытования, добиваться чистого интонирования в ансамбле, правильной для традиционного пения (открытой) подачи звука в разговорной манере.

  • Эмоционально-ценностное развитие:

формировать интерес к культуре и истории родного края, привязанности к своей семье.

  • Речевое развитие:

добиваться открытой подачи звука, разговорной манеры исполнения, чёткого и единообразного произношения слов в диалекте.

  • Социально-нравственное развитие:

поддержать дружественную атмосферу в детском коллективе, развить чувство коллективизма и ответственности друг за друга

  • Познавательное развитие:

Познакомить детей с календарным фольклором – обрядом встречи весны; обучить детей веснянкам.

 

Атрибуты. Обрядовое дерево, ленточки, бумажные цветы, колокольчики.

Шумовые инструменты, свистульки, дудочки; ленты.

Каравай с солью на подносе и полотенце.

Бубен с привязанными разноцветными ленточками.

Расписная чаша с водой.

Два ведра (одно тёмное, второе светлое), с фигурками жаворонков из бумаги.

Колокольчик для игры.

Шапочки птиц для игры.

Шарики с гелием, степлеры.

Обрядовое дерево пронести по группам, чтобы, загадав желание, украсить его мог каждый желающий, а потом украшенное дерево принести в зал, где проходит праздник.

Перед праздником дети ходят с обрядовым деревом по группам, где дети его украшают ленточками, бумажными цветами, колокольчиками.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий. Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. День встречи весны — «Сороки» или день весеннего равноденствия отмечали 22 марта. В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

На «Сороки» собиралась молодежь, чтобы себя показать и на других посмотреть.

Дети входят в зал двумя группами. 1 группа играет на свистульках, дудочках; 2 — группа с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы), с обрядовым деревом, украшенным лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Образуют два полукруга в центре зала.

В зале детей встречает Хозяйка с хлебом солью.

Хозяйка. Я по городу пройду

И друзей всех позову.

Заходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

В красный угол приглашу,

За стол круглый посажу.

Заходите, гости, к нам,

Рады мы всегда гостям.

Вручает каравай Ведущему.

Хозяйка (пропевает). Здравствуйте, гости, здравствуйте все,

Здравствуйте все, здравствуйте все!

Дети (пропевают). Здравствуйте, хозяева, здравствуйте все,

Здравствуйте все, здравствуйте!

Хозяйка. Проходите, гости дорогие! Я вижу, вы уже побывали в гостях и принесли обрядовое дерево уже украшенным.

1-й ребёнок (кланяется хозяйке). Благослови, мати, весну закликати,

Весну закликати, зиму провожати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустим на порог.

2-й ребёнок. Пускай весна придёт скорей,

Мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее,

А дни — светлее и длиннее.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАКЛИЧКА «ЧУВИЛЬ-ВИЛЬ-ВИЛЬ»

Дети играют на шумовых инструментах, постепенно образуя круг.

Чувиль-виль-виль жаворонушки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну-красну,

Лето тёплое.

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела

Весна-красна!

На чём пришла?

На кнутике,

На хомутике.

Чувиль-виль-виль. Жаворонушки! (Свистят свистульки.)

Хозяйка. А мы вместе с гостями возьмём ленточки, загадаем доброе, сокровенное желание и повяжем их на нашем весеннем деревце.

Дети украшают дерево.

Хозяйка. Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

3-й ребёнок. Уж вы кулики, жаворонушки

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну с дождём,

Лето с травами.

Весну с солнышком,

Лето с зёрнышком.

4-й ребёнок. Уж ты пташечка, ты залётная!

Ты слетай на синё море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Хозяйка. Вокруг деревца мы встанем в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоёт.

Дети убирают шумовые инструменты.

ПЕСНЯ-ХОРОВОД «ПЕРЕД ВЕСНОЙ»

1. Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Люли, люли, проходит! (2 раза)

2. Прощай, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки!

Люли, люли, дружочки (2 раза)

3. Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка!

Люли, люли, холодушка. (2 раза)

4. Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка,

Люли, люли, холодушка!

Хозяйка. А теперь давайте мы с вами весну поторопим, позовем её.

(Дети расходятся по залу.)

Дети (хором). Весна! Весна красна!

Тёпло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

Хозяйка. Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать — закликать.

Дети. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

(На центральной стене появляется солнышко). МУЛЬТИМЕДИЙКА

Солнышко. Иду! Иду! Весну веду! Здравствуйте! Как много здесь гостей собралось! С праздником вас!

Я — солнышко лучистое, тепло и свет несу,

Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!

Хозяйка. Солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну — красну на крыльях несут.

А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили: «Сорок сороков летят, весну несут».

А еще в этот день дети затевали различные игры.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ЛЕТЯТ, ЛЕТЯТ»

(с каруселью. «Карусель» — бубен с привязанными ленточками.)

Хозяйка. Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу, мы несём весну!»

Дети (взявшись за ленточки, бегут по кругу). Летят, летят!

Хозяйка. Журавли летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу, гу-гу, мы несём весну!»

Дети. Летят, летят!

Хозяйка. Ласточки летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу, мы несём весну!»

Хозяйка. Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

Дети останавливаются.

Во время игры ведущий меняет последовательность птиц и поросят.

Хозяйка. Подойдите ко мне, дети, поближе, что вы видите в этой чаше? (Дети отвечают.) Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежицей». Водой талой – «снежицей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Обрызгаем и мы водой «снежицей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну.

ИГРА «РУЧЕЁК»

Ребята становятся парами друг за другом. Первая пара пробегает под воротами из рук и становится последней. Так «льется ручеёк», пока каждая пара несколько раз не пробежит под воротами.

Ведущий. Сегодня необычный день – день прилета птиц.

Хозяйка. Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать!

Ребёнок. Жавороночки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб поела.

Ребёнок. Пускай весна придёт скорей,

Мы соскучились по ней.

Станет солнышко добрее,

Дни – светлее и длиннее.

В зал входит Весна с двумя вёдрами. Одно ведро тёмное, второе светлое, в нём лежат фигурки жаворонков из бумаги.

Весна. Я – Весна красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Хозяйка. Весна, а почему у тебя два ведра?

Весна. В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Хозяйка. Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Хозяйка. Весна — красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шёлковой травой,

Тёплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да игрой порадуем.

ХОРОВОД «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Дети садятся на места.

Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

После зимней тишины, после стужи зимней

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать, как их зовут?

ЗАГАДКИ.

Мультимедийка со звуком.

  1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач)
  2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка)

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет. (Скворец)

4. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Когда весенний лес весну торжественно встречает,

Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)

6. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.

Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)

Весна. Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю,

Но дороже всех одна пташка малая.

Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна. Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.

Его и песни, и полёт вошли в стихотворение.

Отрывок песни М.Глинки «Жаворонок»

ИГРА «ЖАВОРОНОК»

Дети становятся в круг, один ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребёнком. Тот, кто находит колокольчик, звонит в него, затем происходит смена ведущего.

Хозяйка. Есть интересная игра «Накорми птенцов».

ИГРА «НАКОРМИ ПТЕНЦОВ»

Дети – птенцы, родители – птицы. Птицы должны накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы — летают. Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов (родитель берёт за руку любого ребёнка). Птице, которой не хватило птенца, выбывает из игры.

Хозяйка. А ещё птицы помогают весне полностью вступить в свои права. Но для этого нам нужно отпустить птиц на волю.

Весна. А у меня есть для этого жаворонки.

Весна достаёт из светлого ведра бумажных птиц и раздаёт их вместе с хозяйкой всем детям.

Дети с помощью взрослых прикрепляют своих птиц к шарикам с гелием. Все одеваются и выходят на улицу с шариками.

ОБРЯД ОТПУСКАНИЯ ПТИЦ НА ВОЛЮ

Выпуская птиц, дети приговаривают:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Весна. Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Принесла я вам жаворонков — символ света, солнца и весны.

Весна раздает угощение, приговаривая:

Весна. Жаворонки прилетели,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко –

40 мучеников,

40 утренников,

40 заморозков.

Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Весна прощается. Звучит музыка.

Просмотров: 1263
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Тумашева Мария Петровна. Мероприятие с детьми подготовительной группы, «Сороки-птицы, летите, весну принесите»
  • Никитина Светлана Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!»
  • Чмель Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «К нам Весна — Красна Пришла!» для средней группы
  • Савастьянова Екатерина Евгеньевна. Конспект Занятия на по ООД Познавательное развитие На тему: «Что весна нам принесла?»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Хохлова Ольга Александровна. Проект «Птицы прилетели, весну принесли»
  • Суворова Н.П. Кузьмина Н.В.. Конспект ООД «Вот и к нам Весна пришла!»
  • Прудникова Светлана Николаевна. Конспект развлекательно-познавательной, трудовой деятельности: «Жаворонки прилетите, весну-красную принесите»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Карпачёва Алла Владимировна. Методическая разработка НОД по интегрированного итогового занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весна в гости к нам пришла»
  • Анагнастопуло Мария Алексеевна. Конспект занятия во второй младшей группе «Весна, весна красная»
  • Руслана Рустемовна Кириенко. НОД для детей старшего дошкольного возраста 'К нам пришла весна'
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Бондарчук Ксения Сергеевна. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна, весна на улице, весенние деньки»
  • Шибалова Надежда Алексеевна. Конспект досуга в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»
  • Баширова Фрадия Фаритовна. Проект «К нам пришла Весна!»
  • Панфилова Ирина Ивановна. Сочинение 'К нам пришла весна'
  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Гимранова Эльвира Альтафовна. Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы».
  • Васильева Ирина Евгеньевна. «Весна, весна, поди сюда!
  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД по реализации ОО 'Познание'(формирование целостной картины мира) 'Весна. Встречаем птиц'
  • Шатайло Оксана Васильевна. Техкарта «К нам весна шагает»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Керица Ольга Александровна. Интегрированное занятие (развитие речи + аппликация) для детей средней группы по теме: «Весна. Перелётные птицы»
  • Ившина Елена Николаевна. Конспект интегрированного занятия математической направленности «К нам весна шагает»
  • Митичкина Елена Яковлевна. Конспект весенней прогулки Тема: «К нам весна шагает…».
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь