Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Город Снежинок»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 Невского района Санкт-Петербурга
Совместная деятельность педагога с детьми старшей группы (комплексное развивающее занятие) «Город Снежинок»
Конспект разработан педагогом дополнительного образования Ершовой Светланой Владимировной Санкт-Петербург 2017
Цель: Создание условий для формирования знаний о неживой природе, логического анализа окружающей действительности.
Задачи
Образовательные:
- Обучение навыкам самостоятельной работы
- способствовать усвоению счёта и отсчёта в пределах 10
- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей
- обучение технике создания снежинок из различных материалов.
Развивающие:
- Развивать навыки вербального общения, эмоциональную сферу
- развивать поисково-познавательную деятельность
- развитие мыслительных процессов: мышление, воображение, память, внимание
- развитиеречевой деятельности
- развитие представлений об окружающем мире, расширение кругозора и развитие речи детей на основе имеющихся знаний
- развивать конструктивные способности детей, фантазию
- развивать графические навыки.
Воспитательные:
- Развитие способности к взаимодействию
- развитие способности к принятию самостоятельных решений
- формирование способности работать в группе (в паре) сверстников.
Здоровьесберегающие:
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- профилактика нарушений осанки.
- формирование представлений об основных источниках опасности на улице и способах безопасного поведения на улице в холодное время года
- создание положительных эмоций от работы на занятии.
Оборудование и материалы: игрушка- «снежок» (ткань, новогодняя мишура); палочки Кюизенера, альбом Б.Б. Финкельштейн; игра «Волшебный квадрат» В.В. Воскобовича; материал для проведения речевых игр «Четвёртый лишний», «Что может делать снег?»; муз. запись — музыка для снежинок; белые верёвочки, ватные палочки, белые прищепки для изготовления снежинок; бланки с заданиями «Лабиринт», «Дорисуй симметричный рисунок (снежинку)», карандаши; различные снежинки для украшения помещения и игры «Найди похожие снежинки», «Найди, чем отличаются художники», «На что похожи льдинки?».
Приемы: Сюрпризный момент; игры на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы; анализ игровых ситуаций; игры и упражнения на сотрудничество; выполнения творческих заданий; самостоятельное выполнение заданий на бланках; этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения, логоритмические упражнения, пальчиковые игры.
Содержание деятельности
Организационный этап
Дети заходят в помещение, где в разных местах размещены снежинки (парные снежинки находятся на расстоянии друг от друга).
- Приветствие. Дети приветствуют друг друга, передавая «снежок» по кругу.
- Сообщение темы «Путешествие в город снежинок». Педагог. Сегодня мы отправимся в город Снежинок. Этот город очень красивый. А какой по- вашему может быть город Снежинок? (Ответы детей). Тогда в путь. Дорога будет трудной, запутанной, но вместе мы всё преодолеем и увидим волшебный город. Практический этап
- Задание «Лабиринт».
Детям выдаются бланки с заданием «лабиринт». После выполнения задания взрослый находит конверт, открывает его и достаёт письмо, читает текст: «Проход в город закрыт, пока вы не найдёте заколдованные слова».
3. Словесная игра «Лишние слова».
Педагог объясняет задание, дети находят лишние «заколдованные» слова из предложенных (5-6 слов).
- вьюга, ветер, снегопад, радуга, иней, заморозки… (2-3 варианта)
Педагог. Теперь проход в город Снежинок открыт.
На магнитной доске педагог размещает сюжетная картину «Зимний город». (по выбору). Дети рассматривают картину.
4. Игровое задание «Найди похожие снежинки».
Педагог обращает внимание детей на снежинки и предлагает детям найти похожие. Дети находят снежинки и объясняют свой выбор.
5. Задание «Чем отличаются художники снежинок?»
Педагог. В волшебном городе Снежинок есть необычные художники, которые рисуют снежинки. Найдите, чем отличаются художники?
На доске размещается пособие-картина. Дети находят отличия художников.
6. Пальчиковая гимнастика «Холодно!».
Педагог. В городе Снежинок всегда холодно. Послушайте, что говорят наши пальчики в морозную погоду.
Упражнение выполняется пальцами обеих рук. В соответствии с текстом, дети загибают пальцы рук.
Холодно. Зима. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Палец-малыш жалуется: «Ой-ой-ой! Холод-то какой».
Указательный палец шепчет тихонько: «Эх-эх-эх! А вдруг пойдёт снег?»
Средний палец ворчит: «Ох-ох-ох! От ветра я оглох».
Безымянный палец кричит: «Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!».
Большой палец восклицает: «Ах-ах-ах! Жаль, что я не в сапогах!».
Дети соединяют вместе пальцы и ладошки.
7. Игровое задание «Дорисуй снежинки».
Педагог. У меня есть фотография очень красивой снежинки. Но изображение получилось нечётким. Вы можете дорисовать эту снежинку.
Дети выполняют задание на бланке, дорисовывают симметричный рисунок снежинки.
После выполнения задания, педагог подводит детей к мысли: нет в природе одинаковых снежинок, людей, деревьев; всё созданное природой уникально!
8. Подвижная игра «Снежинки, сугробы, сосульки».
Педагог. Становится холодно, давайте погреемся. Я буду называть слова, а вы выполнять движения.
Дети имитируют «снежинки» — кружатся, танцуют, «сугробы» — приседают, разводят руки в стороны, «сосульки» — встают на носочки, руки вытянуты вверх, ладони сложены.
9. Словесная игра «Снег».
Педагог. Мы говорили с вами о том, что из снега можно делать разные постройки, лепить снеговика. А что такое снег, из чего он состоит? А что может делать снег? (искриться, блестеть, кружиться, скрипеть, покрывать, падать…).
Педагог предлагает послушать четверостишие и сказать, что ещё может делать снег:
Белым-бело! Белым-бело! Всю землю снегом замело!
Дети самостоятельно образуют глагол «заметать».
10. Работа с загадками.
Педагог. А что ещё может происходить со снегом мы узнаем, если вы отгадаете загадки:
- По снегу покатите – я подрасту.
На костре согреете – я пропаду. (Снежный комок)
- Он – пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
Вопросы к детям:
- При каких условиях тает снег?
- Почему от рук человека тает снег?
- Кому ещё дарят тепло руки человека?
- А если на морозе замёрзли руки, что необходимо сделать?
Педагог. В волшебном городе Снежинок работают художники и рисуют снежинки, а как на самом деле в природе образуются снежинки?
Дети отвечают. Педагог подводит итоги высказываний детей.
11. Игровое упражнение «Ледяная улица в городе Снежинок».
Педагог. В городе Снежинок есть необычная улица. Дома построены из льда и пронумерованы волшебными знаками. Сейчас я вам их покажу. Сначала ответьте: «Вы знаете свой адрес, номер дома?» (Ответы детей) На что похожи (на какие предметы) ледяные дома и номера домов?
Педагог показывает картину (или рисует на доске) необычные «ледяные» дома, контуры которых и нумерация домов похожи на какие-либо предметы.
Дети рассматривают дома и высказывают свои предположения.
12. Игра – перевоплощение «Я – снежинка».
Педагог предлагает детям превратиться в «снежинок», читает стихотворение, затем включает запись с нежной, плавной музыкой. Дети выполняют «танец» снежинок.
Тихо падают снежинки. Лёгкий ветер гонит их.
То построит хороводы, То, как в вальсе закружит.
Ветер стих, снежинки плавно ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый, на ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата, и снежинки разлетелись.
По замёрзшему асфальту закружил, понёс их ветер.
Кувыркаются снежинки, поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся, радуются зиме.
13. Игровое задание «Волшебный каток».
Педагог. В городе Снежинок есть волшебный каток. Если расшифровать фигуры, на льду можно увидеть необычные картины. Хотите побывать на этом катке?
Динамическая пауза: По сугробам высоко ноги поднимаем, а по льду совсем легко, тихонечко шагаем.
Педагог раздаёт бланки с заданием (наложенные друг на друга изображения), даёт инструкцию:
- Посмотрите внимательно на каток, найдите изображения на льду и обведите их цветными карандашами.
Дети выполняют задание.
13. Игровое упражнение «Волшебный каток» (рисование двумя руками).
Педагог предлагает детям разделиться на пары и по очереди нарисовать волшебные изображения на льду двумя руками: один ребёнок держит листок, другой рисует, затем дети меняются местами.
Педагог подводит итог упражнения.
14. Упражнение на профилактику осанки. Можно повторить подвижную игру «Снежинки, сугробы, сосульки».
15. Игровое задание «Снежинки – подружки».
Педагог. В городе Снежинок живёт одна грустная Снежинка, у которой нет друзей. Давайте ей поможем и нарисуем добрых друзей-Снежинок необычными предметами и материалами.
Педагог предлагает из верёвочек, ватных палочек, «Волшебных квадратов» Воскобовича «нарисовать», палочек Кюизенера «нарисовать» друзей снежинке (показать возможные варианты изображения снежинок, разместить на доске рисунки-схемы).
Дети выполняют задание, затем даётся оценка деятельности детей.
Итоговый этап
16. «Прощание с городом Снежинок». Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог. Мы прощаемся с волшебным городом Снежинок, где нам было очень интересно. Я надеюсь вам понравился город и его жители. Очень хорошо, что теперь у грустной Снежинки появились друзья.
Педагог интересуется, что больше всего понравилось детям на занятии, хотели бы они ещё раз побывать в этом волшебном городе. Благодарит детей за выполненную работу. Прощание.
|