Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Цветик-семицветик»
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Программное содержание
- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль
- закреплять употребление в речи глаголов, умение выделять общий признак в словах
- подбирать существительные к прилагательному
- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения
- развивать речевое внимание, воображение, любознательность, память и мышление
- побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме
- формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки
- воспитывать интерес к книге; доброту, сострадания и заботу к людям, умение слушать друг друга.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц о добре и заботе к людям, животным; беседа «Заветное желание».
Словарная работа: «Цветик – семицветик», лепесток, север- юг, запад –восток.
Оборудование: магнитная доска, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик», цветок, коробка, баранки.
Содержание
Воспитатель. Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться со сказками.
Скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от рассказов, стихотворений? (ответы детей)
Какие вы знаете русские народные сказки? (ответы детей).
А какие авторские сказки вы знаете? (ответы детей: сказка Ш. Перро «Красная шапочка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», сказка в стихах Корнея Чуковского, сказка Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» и другие)
Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Петровича Катаева. Называется она «Цветик-семицветик». Послушайте ее внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Дыхательная гимнастика
А сейчас, ребята, представим, что у нас в руках цветик-семицветик. Давайте понюхаем, как пахнет этот цветок. Носиком глубоко вдыхаем его аромат, а ротиком выдыхаем (3-4 раза).
Физминутка
Лети, лети лепесток,
(руки вверх, покачивание)
Через запад на восток,
(поочередно левая и правая рука опускается в сторону на уровне плеч)
Через север, через юг,
(поочередно левая и правая рука опускается вниз, руки по швам)
Возвращайся, сделав круг.
(поворот вокруг себя)
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели
(согнуться и достать руками до пола, а затем встать прямо)
Далее воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы по сказке:
-Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
-Кто ее написал? (Валентин Петрович Катаев)
-Ребята, почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней волшебного, сказочного?
-Кто главный герой сказки?
-Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка?
-Каким было первое желание? (возвратиться домой с бубликами)
-Каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток? (сделать целую вазу)
-Каким было третье и четвертое желание? (взлететь на Северный полюс и возвратиться оттуда домой)
-Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?
-Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?
-Каким было пятое и шестое желание? (собрать все игрушки мира, а потом вернуть их обратно в магазины)
-Какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?
-Как пишет об этом автор, давайте вспомним… (Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.)
-А каким было седьмое желание Жени? (воспитатель зачитывает фрагмент из текста: «Девочка бережно оторвала последний голубой ле-песток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья»)
-Как вы думаете, шесть желаний Жени стоящие или пустячные?
-Как вам кажется, какое желание было самое лучшее, необходимое, самое правильное? (помочь мальчику Вите)
-Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?
-Как вы думаете, чему учит нас сказка?
(сказка учит добру, взаимовыручке, показывает нам как важно, сопереживать, сострадать, заботится и помогать людям)
-Как вы думаете, можно последнее желание Жени выразить народными пословицами:
Делай добро и жди добра.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)
Рассматривание иллюстраций сказки.
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель. Ребята, мне только что позвонил курьер, подождите минутку…
Воспитататель встречается с курьером.
Воспитатель. Курьер доставил нам красивую коробку и записку, давайте ее прочитаем:
«Дорогие мальчики и девочки! Мы для вас приготовили сюрприз! Какой, вы увидите сами, но сначала справьтесь с нашими заданиями. Женя и Витя.»
Ребята, да это Женя и Витя из сказки «Цветик-семицветик». Давайте попробуем выполнить все задания, чтобы потом открыть коробку.
Игра «Ассоциации»
Ребята, посмотрите на «Цветик-семицветик». Сколько у него лепестков? Какого они цвета? Сейчас я буду называть цвет лепестка, а выдолжны придумать слово, которое связано с этим цветом.
Красный (помидор, мак, флаг..)
Оранжевый (апельсин, морковь…)
Желтый (луна, лимон, репка…)
Зеленый (трава, лес, огурец…)
Голубой (небо, незабудки, глаза…)
Синий (море, колокольчик…)
Фиолетовый (баклажан, слива, сирень…)
«Один-много»
Девочка — девочек
Баранка — баранок
Игрушка — …
Кукла -…
Ворона — …
Лепесток — …
Цветок — …… и т.д.
«Четвертый лишний»
Женя, мама, папа, Павлик, магазин
Куклы, машинки, прыгалки, баранки
Северный полюс, медведи, Женя, лед, цветок
«Кто, что делает?»
Девочка (бежит, играет…)
Цветок (растет…)
Лепесток (летит…)
Мальчишки (играют…)
Медведи (рычат…)
Вороны (летают, каркают…)
Мальчик Витя (сидит, болеет…)
Самолет (летает…)
Кукла (говорит, бежит…)
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А теперь, посмотрим, какой сюрприз приготовили нам Женя и Витя (дети открывают коробку, в которой находятся баранки и угощаются)
Ребята, вам понравилось занятие?
Что интересного было на занятии?
Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Спасибо, ребята, вы молодцы!
|