А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


14. "ГИППИЙ МЕНЬШИЙ"

Несомненно, многим покажется странным, что я привлекаю, в целях изложения Платонова учения об идеях, диалог "Гиппий Меньший". Помимо того что он написан на чисто "этическую", как всегда говорят, тему, он, по общему убеждению, даже вообще ничего исключительного в себе не содержит. "Ведь этот разговор, – пишет Карпов (I 317), – есть не иное что, как диалектическая насмешка над тупоумием и хвастовством софиста". Я в корне не согласен с этим мнением. "Гиппий Меньший" содержит в себе одну очень крупную мысль, целиком вошедшую в общее учение Платона об идеях.

Именно Сократ (не Гиппий, а именно Сократ) утверждает, что лживые люди на нечто способны, а не просто они бессильны и ни на что не способны; значит, они как-то умны, т.е. имеют знание; они – мудры, хотя и только на обман: "муж, не способный и не разумеющий лгать, не будет лживым" (365d – 366b). Больше того. Чтобы лгать, напр., в вычислениях – надо уже уметь считать и знать арифметику (366с – 369а). Правда, "когда Ахилл лжет, он, очевидно, лжет без умысла, поневоле, принужденный злополучием войска остаться и оказать помощь, а когда Одиссей лжет, то – добровольно и с умыслом" (370е). Но ясно, что "добровольно лгущие лучше невольно лгущих" (371е), – так же, как и "в беге хуже тот, кто невольно совершает другое (напр., падает), нежели тот, кто намеренно". "Душа, невольно погрешающая, хуже той, что погрешает намеренно" (373с – 375d). "Та душа, что сильнее и мудрее, она-то, будучи лучшею, разве не является и более способною делать и то, и другое, и прекрасное, и гадкое, во всяком деле?" (375а). "Значит, когда она делает гадкое, – намеренно делает силою и уменьем; а это, кажется, принадлежит к справедливости, – или оба свойства, или одно из них". "Значит, тот, кто намеренно погрешает и творит гнусности и неправды, он-то именно в этом своем качестве и будет не чем иным, как добрым" (376аb).

Этот парадокс "Гиппия Меньшего" имеет очень определенное положительное значение. А именно оказывается, что самая ложь возможна только тогда, когда есть истина, что ложь есть лишь тогда, когда она – только обратная сторона истины. В этой чрезвычайно важной мысли уже предчувствуется "Софист"; и нельзя не видеть тут очень большого камня, легшего, среди всего прочего, в самое основание учения об идеях.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1064
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • Платон. ГИППИЙ МЕНЬШИЙ | ГИППИЙ МЕНЬШИЙ Евдик, Сократ, Гиппий363Евдик. Ты-то почемумолчишь, мой
  • Платон. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ | ГИППИЙ БОЛЬШИЙ Сократ, Гиппий281Сократ. Гиппий, славныйи мудрый, наконец-то
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ЭВТИФРОНВ Эвтифроне также идет речь об
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 ЛАХЕТИз Лахета интересно, прежде всего, привестирассуждение
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. ОБОБЩЕНИЕ ТРЕХ ПОСЛЕДНИХ ДИАЛОГОВЛегко обобщить содержание
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. ТЕРМИНОЛОГИЯЭйдос и идея, несмотря на феноменологическуюпозицию,
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. ЛИСИЙВ целях систематического изложения Платонова учения
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 13. ГИППИЙ БОЛЬШИЙВ Гиппии Большем идет речь
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 15. ЭВТИДЕМа Равным образом, многим покажется странным,
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 16. ТЕРМИНОЛОГИЯЭйдос и идея продолжают быть и
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ, ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНАЯ: действительность смысла в
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. РАЗДЕЛЕНИЕУже было указано, что трансцедентализм в
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ТЕЭТЕТТеэтет, быть может, труден в отдельных
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. МЕНОН УЧЕНИЕ О СВЯЗИК сущности трансцедентального
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПИР УЧЕНИЕ О СВЯЗИВ Теэтете дано
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ИТОГИМожно сказать еще и так. Проблема
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ФЕДОНФедон 150 дальнейший этап на этом
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ПРОТАГОРЧего достиг Платон в диалогах Ион,
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ПРОДОЛЖЕНИЕ: d РЯД ДАЛЬНЕЙШИХ ОГРАНИЧЕНИЙТеперь мы
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ОСНОВНОЙ МИФ УЧЕНИЯ ОБ ИДЕЯХ1. Однако
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ d ЗАКЛЮЧЕНИЕ итог науки и очередная задача
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ГЕГЕЛЬ, ЦЕЛЛЕР, ФУЙЕ, СТЮАРТ, НАТОРП ИФЛОРЕНСКИЙИз
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЧЕРЕДНАЯЗАДАЧА НАУКИ
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. О МИФИЧЕСКИ-ТРАГИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ I. ВСТУПЛЕНИЕ
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. УЧЕНИЕ О ПОДРАЖАНИИ Что же такое
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ Искусство подражает бытию,
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. УЧЕНИЕ О ДЕЙСТВИИ Трагический миф есть
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. ВНУТРЕННИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАГИЧЕСКОГО МИФА Достигнутая нами
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИФА Изучение системы космоса
  • А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. СВОДКА ПРЕДЫДУЩЕГО Теперь наступил момент обозрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь