<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
14. "ГИППИЙ МЕНЬШИЙ"
Несомненно, многим покажется странным, что я привлекаю,
в целях изложения Платонова учения об идеях, диалог
"Гиппий Меньший". Помимо того что он написан на
чисто "этическую", как всегда говорят, тему, он, по общему
убеждению, даже вообще ничего исключительного в себе не
содержит. "Ведь этот разговор, пишет Карпов (I 317),
есть не иное что, как диалектическая насмешка над
тупоумием и хвастовством софиста". Я в корне не согласен с
этим мнением. "Гиппий Меньший" содержит в себе одну очень
крупную мысль, целиком вошедшую в общее учение Платона об идеях.
Именно Сократ (не Гиппий, а именно Сократ) утверждает,
что лживые люди на нечто способны, а не просто они
бессильны и ни на что не способны; значит, они как-то умны,
т.е. имеют знание; они мудры, хотя и только на
обман: "муж, не способный и не разумеющий лгать, не будет
лживым" (365d 366b). Больше того. Чтобы лгать,
напр., в вычислениях надо уже уметь считать и
знать арифметику (366с 369а). Правда, "когда
Ахилл лжет, он, очевидно, лжет без умысла, поневоле,
принужденный злополучием войска остаться и оказать помощь,
а когда Одиссей лжет, то добровольно и с умыслом"
(370е). Но ясно, что "добровольно лгущие лучше невольно
лгущих" (371е), так же, как и "в беге хуже тот, кто
невольно совершает другое (напр., падает), нежели тот, кто
намеренно". "Душа, невольно погрешающая, хуже той, что
погрешает намеренно" (373с 375d). "Та душа, что
сильнее и мудрее, она-то, будучи лучшею, разве не является
и более способною делать и то, и другое, и прекрасное, и
гадкое, во всяком деле?" (375а). "Значит, когда она делает
гадкое, намеренно делает силою и уменьем; а это,
кажется, принадлежит к справедливости, или оба
свойства, или одно из них". "Значит, тот, кто намеренно
погрешает и творит гнусности и неправды, он-то именно в
этом своем качестве и будет не чем иным, как добрым"
(376аb).
Этот парадокс "Гиппия Меньшего" имеет очень определенное
положительное значение. А именно оказывается, что самая
ложь возможна только тогда, когда есть истина, что ложь
есть лишь тогда, когда она только обратная сторона
истины. В этой чрезвычайно важной мысли уже предчувствуется
"Софист"; и нельзя не видеть тут очень большого камня,
легшего, среди всего прочего, в самое основание учения об
идеях.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>