Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИVI. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИФА Изучение системы космоса с той чисто смысловой точки зрения, которую проводит Аристотель, заставляет иными глазами смотреть как на самый космос, так и на "подражания" его отдельным субстанциям, т.е. возникает определенная характеристика космического и трагического мифа как со стороны его внутреннего назначения, так и со стороны чисто внешней, формальной структуры. В первом отношении необходимо иметь в виду, что учение Аристотеля о бытии и мифе есть феноменологический символизм. Этот символизм я уже обследовал со стороны понятий души, чувственного восприятия и мышления82, и сейчас не стоит возвращаться к этой теме. Но о втором вопросе стоит сказать несколько слов. Остается указать еще на эту сторону, ибо она так же
необходимо вытекает из основ трагического мифа. Это
сторона более или менее внешняя, т.е. та самая чувственная,
без которой, как мы видели, нет мифа. Она касается
формальной структуры сюжета, и, именно, как некоей
цельности и единства.
Мы уже знаем, как чтойность есть нечто неделимо целое.
Трагический миф, порождая определенный сюжет, требует,
чтобы он был, прежде всего, целым, и целым не
вообще, но так, как это требуется условиями самой
чтойности. Вот что пишет Аристотель: "Положено нами, что
трагедия есть подражание действию законченному и целому,
имеющему известный объем, так как ведь существует целое и
без всякого объема. А целое есть то, что имеет начало,
середину и конец. Начало то, что само не следует по
необходимости за другим, а, напротив, за ним существует или
происходит, по закону природы, нечто другое; наоборот,
конец то, что само по необходимости или по
обыкновению следует непременно за другим, после же него нет
ничего другого; а средина то, что и само следует за
другим, и за ним другое. Итак, хорошо составленные мифы не
должны начинаться откуда попало, ни где попало
оканчиваться, но должны пользоваться указанными
определениями". Для того, кто усвоил себе учение Аристотеля
о чтойности, нет ничего легче, как понять всю важность этих
рассуждений о мифе как о целом. Целостность мифа требует,
чтобы начало было действительно по существу началом, а не
так, чтобы фактическое начало трагедии уводило в сторону и
не было подлинной завязкой трагедии. Таковы же и средина, и
конец. То, что часто квалифицируется как "формализм
Аристотеля", не есть никакой формализм, а только
необходимое следствие из феноменологического учения о целом
как о том, что предшествует частям, а не следует за ними и
что управляет этими частями.
Не менее важна и другая мысль Аристотеля о
внешней форме трагедии, также необходимо вытекающая из
учения о чтойности, это рассуждение о
величине трагедии. Аристотель пишет: "Прекрасное и
живое существо и всякая вещь, состоящая из известных
частей, должны не только иметь последние в порядке, но и
обладать не какою попало величиной; красота заключается в
величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно малое
существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение
его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни
чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не
сразу, но единство и целостность его теряются для
обозревающих, например, если бы животное имело 10 000
стадий длины. Итак, как неодушевленные и одушевленные
предметы должны иметь величину, легко обозреваемую, так и
мифы должны иметь длину, легко запоминаемую". "Размер
определяется самой сущностью дела, и всегда по величине та
лучшая пьеса, которая расширялась до полного выяснения
сюжета, так что, дав простое определение, мы можем сказать:
тот объем достаточен, внутри которого при непрерывном
следовании событий по вероятности или необходимости может
произойти перемена от несчастья к счастью или от счастья к
несчастью". Это учение о величине прямо вытекает из учения
о чтойности. Поскольку последняя есть нечто определенное и
единичное, являясь в то же время и чем-то раздельным и
множественным, постольку она должна быть некоей совершенно
определенной, координированно-раздельной целостностью.
Воплощаясь в чувственном материале трагедии, она и этот
последний подчиняет себе в смысле наделения его признаками
этой определенно-оформленной целостности. Если трагедия,
например, с трудом обозрима или, наоборот, протекает очень
быстро, то она не выявляет своей индивидуальной
определенности, своего "что", или чтойности. И это плохая
трагедия.
Наконец, совершенно определенным характером обладает и понятие единства. Как целое и объем диктуются сущностью вещи, являясь имманентно присущими чтойности фактами, так и единство есть в трагедии именно единство трагической чтойности, а мы уже знаем, что чтойности присущ только один определенный, только ей одной свойственный тип единства. В применении к трагическому мифу Аристотель рассуждает о единстве так: "Миф бывает один не тогда, когда он вращается около одного героя, как думают некоторые. В самом деле, с одним может случиться бесконечное множество событий, даже часть которых не представляет никакого единства. Точно так же и действия одного лица многочисленны, и из них никак не составляется одного действия". "Следовательно, подобно тому, как и в прочих подражательных искусствах, единое подражание есть подражание одному предмету, так и миф, служащий подражанием действию, должен быть изображением одного, и притом цельного, действия, и моменты событий должны быть так составлены, чтобы при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого". К этому можно добавить только то, что как энергия не есть движение, так и трагический миф изображает не людей, но "действия", и как чтойность есть целостность и единство энергий, так и трагический миф есть единство не людей, не вещей, не характеров, не места, не времени, но исключительно только действия, а единство всего прочего соблюдается уже по степени необходимости для этого подлинно трагического и подлинно мифического единства. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, Мифология, Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|