Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИV. ВНУТРЕННИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАГИЧЕСКОГО МИФА Достигнутая нами позиция является решающей для всего
учения Аристотеля о трагедии. Отсюда, как из зерна,
вырастают все внутренние особенности трагического мифа.
Прежде всего, только сейчас становится ясным учение
Аристотеля о том, что трагедия в основе своей изображает
действие, или жизнь, т.е. "счастье" и "несчастье" и
их взаимный переход, не изображая людей и их характеров как
таковых. Мы видим, что сущность самого мира отнюдь не
заключается в его "действии", как в
эмпирически-материальных актах и событиях, но только
в умной энергии, воплощением которой и могут являться
эмпирически-материальные события. Антипсихологизм трагедии
обоснован, как видим, космически и, так сказать,
трансцедентально. Трагедия не есть психология характеров и
не нуждается в ней, хотя последняя и может быть в ней
привлекаема для тех или иных целей. Трагический миф есть
изображение не человека, но жизни вообще. В нем
видна вся та смысловая ткань, из которой состоит жизнь
вообще, и люди один из многих моментов, входящих в
сферу жизни; можно в жизни обойтись и без них. Есть и более
низкие сферы жизни и более высокие. Звезды, например,
гораздо более пронизаны умностью и суть гораздо более живые
и осмысленные сущности и существа, чем человек.
Далее, учение о перводвижущей умной энергии делает понятной самую основу трагического мифа. Действительно, имея эту Аристотелеву потенцию всеобщего и нераздельного, самодовлеющего и блаженного Ума, устремленного на себя и в себе вращающегося, мы сразу догадываемся, что значит трагическое вообще и что обозначает Аристотелево указание на "жизнь, счастье и несчастье" как на основу трагического мифа. Трагедия возникает тогда, когда этот вечный и самодовлеюще-всеблаженный Ум начинает отдаваться во власть инобытию и, определяясь материально, становится из вечного временным, из самодовлеющего подчиненным необходимости, и из всеблаженного страдающим и скорбным. Трагедия возникает тогда, когда начинает подвергаться разрушению и раздроблению самый факт, носивший до сих пор всю полноту смысла на себе и целостно выражавший и воплощавший вечную чтойность и энергийно-умную самодовлеемость смысла в себе. Тогда и начинается человеческая "жизнь" с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями, отплатой, наказанием, поруганием вечно-блаженной нетронутости ума и восстановлением поруганного. Аристотель не дает в цельной системе всех моментов трагического мифа, так чтобы вполне ясна была их связь и взаимозависимость на почве учения о первоуме и его меональных судьбах. Аристотель формулирует эти моменты не в их подлинно трагической значимости, но в их техническом положении в системе всех вообще необходимых категорий, входящих в трагический миф. И вообще в "Поэтике" он занят трагическим мифом не в его содержатель-но-мироощутительной глубине, из которой вытекали бы необходимые формы трагедии как произведения искусства, но занят он исключительно техническими формами трагического мифа как таковыми, и потому-то и трудно добраться до их подлинной значимости в системе мировоззрения и мироощущения Аристотеля вообще. Однако попробуем вместо Аристотеля сами формулировать те необходимые содержательно-мироощутительные моменты в форме трагического мифа, которые вытекают из самой первоосновы всей его философии, из учения об умной энергии Перводвигателя.
15. "ПЕРИПЕТИЯ" О перипетии сказано немного. "Перипетия
(περιπέτεια)
есть перемена совершающегося к противоположному, притом,
как мы говорили, по законам вероятности или необходимости.
Так, в "Эдипе" вестник, пришедший, чтобы обрадовать Эдипа и
освободить его от страха перед матерью, объявив ему, кто он
был, достиг противоположного, и в "Линкее" одного
ведут на смерть, а Данай следует, чтобы убить его, но,
вследствие хода событий, последнему пришлось умереть, а
первый спасся". Под перипетией, как моментом
трагического мифа, Аристотель понимает, следовательно,
переход в сфере последствий преступления от одного
положения к противоположному ему. Царь Эдип в известной
трагедии Софокла мучится тайной своего происхождения. По
предсказаниям оракула, он должен убить своего отца и
жениться на своей матери. Желая избежать этого, он покинул
те места, где живут его родители. И вот, появляется
вестник, сообщающий ему о смерти того, кого он, Эдип,
считал своим отцом. Казалось бы, половина всей тяжести
должна свалиться с Эдипа. Но тот же самый вестник случайно
сообщает, что умерший не есть отец Эдипа, что отец Эдипа
где-то еще... Так, желая обрадовать царя, вестник наносит
тягчайший удар, усугубляя его роковую тайну и ведя к
дальнейшим потрясениям. Это перипетия. Итак, в сфере
результатов преступления, т.е., в конце концов, в сфере
самого преступления,
совершенного315*
по незнанию, происходит перелом от одного события к
противоположному. Это и есть перипетия в трагическом мифе.
Далее следует "узнавание". "Узнавание
(άναγνώρισις),
как показывает и название, обозначает переход от незнания к
знанию, ведущий или к дружбе, или к вражде лиц, назначенных
к счастью или несчастью. Лучшее узнавание когда его
сопровождают перипетии, как это происходит в
"Эдипе"»66.
Аристотель устанавливает целую лестницу "узнаваний". О
наилучшем виде узнавания, кроме только что приведенного
места, он говорит еще так. "Лучше же всех узнавание,
проистекающее из самих событий, причем изумление публики
возникает благодаря естественному ходу
происшествий"67.
Приводимый Аристотелем в пример из "Эдипа-царя" Софокла
Эдип узнает, наконец, тайну своего происхождения и тут же,
стало быть, о том, что он действительно совершил
предсказанные ему ужасающие преступления. Тут перипетия и
узнавание даны сразу и вытекают из хода самой драмы. Менее
интересные виды узнавания, когда узнается и не вся
трагическая тайна и не столь непосредственно, но по тем или
другим приметам и догадкам, перечислены Аристотелем в XVI
главе "Поэтики". Наименее интересно узнавание при помощи
внешних признаков. Несколько более сложно, но также не
столь интересно узнавание через посредство рассуждений, не
вытекающих из самой драмы, но вкладываемых самим поэтом в
уста героя. Третий вид узнавания узнавание через
воспоминание, и четвертое через умозаключение.
Лучшее же, как сказано, узнавание основано на перипетии,
требуемой ходом самого действия. Такое узнавание больше
вызывает страх и сострадание, требующиеся для трагического
мифа68.
Узрение трагической тайны и локализация ее на фоне
незыблемых законов мирового ума порождает третью
необходимую сторону мифа пафос. "Пафос
(πάθος) есть действие, причиняющее
гибель или боль, всякого рода смерть на сцене, сильная
боль, нанесение ран и
т.п."69.
Я не стал бы переводить в данном случае этот термин ни
через "страсть", где неправильно подчеркивается момент
вожделения, ни через "страдание", так как здесь не просто
страдание, но страдание в результате трагической ситуации
событий, ни через "эмоция", где излишне подчеркивается
момент физиологической периферичности. Я думаю, что
наилучшее было бы в данном случае прямо употреблять слово
"пафос", так как оно как раз подчеркивает как максимальную
возбужденность, граничащую с самозабвением, так и
серьезность того предмета, который эту возбужденность
вызывает. Всякое сильное душевное волнение, приводящее к
катастрофе, например, к преступлению, вызванное той или
иной трагической ситуацией, например, виной, долгом,
возмездием и т.д., есть пафос, патетический момент мифа.
Событие трагично только тогда, когда оно расценивается с точки зрения того, что должно было бы осуществиться, но не осуществилось. Только когда в той или иной форме присутствует эта оценка с точки зрения высшего, нетронутого и невинного, можно говорить о трагичности случившегося. Эта оценка, восстанавливающая высшие законы жизни и необходимо оправдывающая их именно в силу того, что они в данном трагическом случае нарушены, может быть дана в самых разнообразных формах. Наиболее непосредственная и наиболее имманентная самой трагической ситуации форма этой оценки это страх и сострадание, вводимые Аристотелем как необходимый момент самого понятия трагического мифа. Вместо длинных интерпретаций вспомним весьма простые рассуждения Аристотеля о страхе и сострадании в "Риторике". "Пусть будет страх некоторого рода неприятное ощущение, или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность (έστω δή φόβος λύπη τις ή ταραχή έκ φαντασίας μέλλοντας κακοϋ φθαρτικοϋ ή λυπηροϋ)"70. Не всякое зло страшно людям. Они не боятся, например, быть несправедливыми или ленивыми, и им страшно только то, что непосредственно может причинить страдание. Бедствий отдаленных, например, даже смерти, люди не особенно боятся. В связи с этим страшным могут оказаться: признаки вещей и событий, способных разрушить наше счастье и причинить вред; вражда и гнев опасных людей; несправедливость, обладающая силой; оскорбленная добродетель, обладающая силой, и т.д.71 Отсюда выясняется и состояние людей, испытывающих страх. Если страх всегда соединяется с ожиданием какого-нибудь страдания, которое может нас погубить, которое нам необходимо перенести, то, очевидно, не испытывают страха те, кто считает себя обеспеченным от страдания. Следовательно, испытывает страх тот, кто, как ему кажется, может пострадать от тех или иных людей или вещей. С другой стороны, не переживает страха тот, кто уже перенес все возможные страдания и несчастья и уже окоченел по отношению к будущему. Значит, для того, чтобы испытывать страх, "человек должен иметь некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится. Тут происходит размышление о том, как можно было бы это спасти, а о безнадежном никто не размышляет"72. Таким образом, страх, по Аристотелю, есть: 1) неприятное ощущение, или смятение, 2) возникающее из представления о предстоящем зле, 3) которое может погубить нас или причинить нам вред, 4) ввиду своей непосредственной близости, но 5) которое все еще оставляет у нас надежду на минование этого зла. В применении к трагическому мифу страх делается неприятным ощущением активного выхода из подчинения мировым законам, так что есть надежда на восстановление попранного и поруганного. В той же "Риторике" дает Аристотель и анализ сострадания. "Пусть будет сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствия], которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших, и, притом, когда оно оказывается близким"73. Чтобы почувствовать сострадание, человек должен считать возможным, что сам он, или кто-нибудь из его близких, может потерпеть какое-нибудь подобное бедствие. Люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания, так как, по их мнению, они уже все потерпели и больше им нечего терпеть. Также не испытывают сострадания и люди вполне счастливые, так как, обладая всеми благами, они, конечно, обладают благом и независимости от всяких бедствий, а сострадать значит вникать в бедствие другого, следовательно, сострадать может тот, кто считает для себя возможным потерпеть, т.е. люди, уже пострадавшие и избежавшие гибели. Сюда относятся: и зрелые люди, по опыту или в силу размышления знающие об опасностях жизни; и люди слабые и трусливые, обладатели семьи и близких людей; и люди, состоящие316* во власти страстей, аффектов и пр., поскольку такие люди, будучи всецело поглощены своим состоянием, не могут размышлять; и люди, считающие хотя бы некоторых других людей хорошими и не заслуживающими несчастья74. Аристотель дает длинное перечисление обстоятельств, вызывающих сострадание: все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, бедствия от судьбы, различные роды смерти, раны, побои, старость, болезни, насильственная разлука, позор, слабость, увечье и т.д. и т.д.75 В результате можно сказать, что сострадание, по Аристотелю, есть: 1) скорбь (λύπη) 2) при виде бедствия, 3) которое может повлечь за собою гибель или вред и 4) которое постигает человека, этого не заслуживающего, 5) бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих, или близких нам, и 6) притом, когда оно кажется непосредственным. Сострадание предполагает в сострадающем средину между страдающим и счастливым состоянием и сочувственную оценку того, кому сострадают. Сострадание также середина между мужественной страстью (гнев, смелость), стремящейся к овладению и победе, и высокомерием, не рассуждающим о том, чтó можно потерпеть, и не преодолевающим ничего противного, т. е. тут одновременно и преодоление страдания и подчиненность ему, согласие на него. В применении к трагическому мифу сострадание есть оценка преступления или жертвы преступления с точки зрения чуждости их в глубине своего существа преступлению как таковому и вера в то, что нарушение законов ума произошло не по вине ума, но иного, инобытия. Страшное и жалкое должно быть имманентно самому
мифу, т. е. вытекать только из сцепления самих
происшествий. "Страшное и жалкое, пишет Аристотель,
может быть произведено театральной обстановкой, но
может также возникать и из самого состава событий, что
имеет [за себя] преимущество и составляет признак лучшего
поэта. Именно, надо и без представления на сцене слагать
миф так, чтобы всякий, слышащий о происходящих событиях,
содрогался и чувствовал сострадание вследствие
[изображаемых в пьесе] происшествий: это почувствовал бы
каждый, слушая миф "Эдипа". Достигать же этого путем
театральной обстановки менее всего художественно и
нуждается [только] в хорегии. Те же, которые путем
сценического представления изображают не страшное, а только
чудесное, не имеют ничего общего с трагедией, так как от
трагедии должно искать не всякого удовольствия, но [только]
ей свойственного. А так как поэт должен доставлять
<с> помощью художественного изображения удовольствие,
вытекающее из сострадания и страха, то ясно, что именно это
должно заключаться в самих
событиях"76.
Аристотель указывает на некоторые типы построения
трагического сюжета в зависимости от имманентности ему
страха и
сострадания77.
Так, если враг заставляет страдать врага, то он не
возбуждает сострадания, равно как и лица, относящиеся друг
к другу безразлично. Но когда эти страдания возникают среди
друзей, например, если брат убивает брата, или сын
отца, или мать сына, или сын мать, тогда
трагический миф дает подлинный страх и сострадание; и
другие случаи. Тот же закон страха и сострадания заставляет
поэта давать определенную характеристику и своим героям, и
их поступкам. "Ясно, что не следует изображать благородных
людей переходящими от счастья к несчастью, так как это не
страшно и не жалко, но отвратительно, ни порочных
[переходящими] от несчастья к счастью, ибо это менее всего
трагично, так как не заключает в себе ничего, что [для
этого] необходимо, т.е. не возбуждает ни чувства
справедливости, ни сострадания, ни страха; наконец, вполне
негодный человек не должен впадать из счастья в несчастье,
так как подобное стечение [событий] возбуждало бы чувство
справедливости, но не сострадания и страха; ведь
сострадание возникает к безвинно-несчастному, а страх
перед несчастьем нам подобного; следовательно, [в
последнем случае] происшествия не возбудят в нас ни
жалости, ни страха. Итак, остается [герой], находящийся в
средине между этими. Таков тот, кто не отличается
[особенной] добродетелью и справедливостью и впадает в
несчастье не по своей негодности и порочности, но по
какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в большей чести и
счастьи, каковы, например, Эдип, Фиест и выдающиеся лица
подобных
родов"78.
Ясно направление мыслей Аристотеля: из определения
трагического мифа с его моментами страха и сострадания он
дедуцирует формальную структуру самого сюжета трагедии.
Последний этап в развитии понятия трагического мифа, это очищение. Нечего указывать нам на то, сколь разнообразные взгляды высказывались на эту тему, и в этом, конечно, виноват если не сам Аристотель, то, по крайней мере, тот вид, в котором дошли его сочинения и, в частности, его "Поэтика". Немудрено, что люди стараются как-нибудь понять то, чего нельзя понять, если читать только одну "Поэтику". Одной фразы о том, что трагедия через возбуждение страха и сострадания доставляет очищение страстей, все же мало для того, кто хотел бы понять Аристотеля из него самого. И вот начинаются бесконечные толкования. Одни видят катарсис в превращении порочных наклонностей в добродетельные Установки, сводя "очищение" на моральное удовлетворение и торжество. Имя Лессинга наиболее часто употребляется в этого рода изложениях. Другие видят очищение в непосредственном чувстве, сводя его на чисто гедонистические переживания. Третьи сравнивают трагическое очищение с очищением желудка и серьезно утверждают, что сущность очищения сводится к облегчению и разгрузке души от ненужного балласта. Четвертые вспоминают историко-религиозные корни понятия очищения, возводят его к практике мистерий и понимают его у Аристотеля мистически. Мы, конечно, не можем тут ставить своей задачей давать обзор "Katharsis Litteratur"317* или входить в ее анализ и критику. Интересно только, что комментаторы Аристотеля заглядывали в этом вопросе и в "Политику" и в "Этику", сравнивали катарсис и с мистикой и с действием желудка и не заглядывали в главный труд Аристотеля о "первой философии", не сравнивали с учениями о сходном предмете там, где даны все принципы мировоззрения Аристотеля вообще. Вспомним, где подлинная и изначальная красота, по Аристотелю, и чтó там играет роль катарсиса. Конечно, всякий тут должен вспомнить сказанное выше относительно Met. XII, где дано и понятие прекрасного во всей его полноте и описано то состояние вечного самоудовлетворения и блаженного пребывания в себе самом, в "эросе" Ума к самому себе. Если прекрасное таково вообще, в космосе, то таково же оно и в частности, в отдельных субъектах и в отдельных произведениях искусства. Это блаженное самодовление, наступающее после пережитого его разрушения, и есть подлинное "очищение", о котором говорит Аристотель. Имея это в виду, легко осознать всю односторонность большинства предлагаемых интерпретаций, и только на немногих из старых комментаторов я сослался бы, желая указать родство этого, наиболее простого и естественного решения вопроса с прежними воззрениями. Отметим некоторые особенности понятия "очищения", вытекающие из Аристотелева учения о всеблаженстве умной первоэнергии.
Так из учения об умном Перводвигателе дедуцируются все основные внутренние моменты трагического мифа, "перипетия", "узнавание", "пафос", "страх", "сострадание" и "очищение". <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, Мифология, Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|