Теперь наступил момент обозрения всего пройденного нами
пути и сведения полученных результатов в немногие тезисы.
23. ОБЩАЯ ФОРМУЛА
Вероятно, я мало сказал нового, излагая и интерпретируя
общеизвестные учения Аристотеля, разрабатывавшиеся до меня
тысячами больших и малых исследователей. Но мне хотелось
сделать то, на что обычно исследователи обращают весьма
мало внимания. Я задался целью понять, что такое трагедия в
мировоззрении Аристотеля, а не только в "Поэтике",
где учение о трагедии дано только с описательно-технической
точки зрения. Для этого пришлось пересмотреть заново почти
все основные проблемы аристотелизма и дать на них
определенный ответ конечно, исключительно в целях
интересующей нас работы. Полученные результаты можно было
бы представить в виде следующей сводки.
Логика мифа.
Миф, с логической точки зрения, как и всякий полный
предмет мысли, есть чтойность.
Чтойность есть 1) умно-созерцаемая 2) индивидуальная
3) общность 4) тождества логического и алогического, данная
как 5) энергийно 6) целостное выявление 7) потенциально
сущего 8) смысла 9)
субстанциальности83.
Чтойность осуществляется в эмпирических фактах через
"подражание" ей этих последних. Подражание есть, таким
образом, творчество чтойностей и представляет собою
внутренно-организующую смысловую силу вещи.
В применении специально к трагическому мифу
необходимо сказать, что, ввиду всего вышеизложенного, этот
миф есть "подражание действию" и жизни, а не людям и не
характерам.
Интеллигенция мифа.
Подобно тому как существует энергийная чтойность
каждой вещи, существует энергийная чтойность и всего мира,
являясь смысловой картиной всех возможных судеб космоса,
прошлых, настоящих и будущих.
Будучи универсальной первой энергией мира, эта
чтойность, порождая сама себя, должна и мыслить сама себя.
Она есть чистейшая энергия Ума, устремленного на самого
себя и любящего самого себя; она самодовлеющее
блаженство вращающейся в себе умной вечности. Она
интеллигенция.
Эмпирически это значит, что космос есть величайшее
произведение искусства, в высших своих сферах состоящее из
тончайшей огненной (или эфирной) материи, насквозь
пронизанной умом и смыслом. Звезды блаженные умные
силы84.
Но космос не везде таков. Он иерархия
нисходящих ступеней блаженного покоя Перво-ума, причем
Подлунная царство случайности, суеты, страдания,
необходимости. Космос, таким образом, содержит в себе
трагическую основу. Трагедия только об этом
трагическом космосе и говорит.
Трагический миф, отсюда, необходимо содержит в себе
шесть основных моментов своего развития, из которых первые
три суть живописание отрыва от блаженной жизни Ума, а
вторые три живописание возвращения к ней. а)
Перипетия есть цепь событий, переходящих одно в
другое и дающих картину отпадения и пребывания в отпадении.
b) Узрение есть опознание отпавших сфер бытия с
точки зрения основных, неотпадающих. с) Пафос есть
потрясение "нормального", "пространственно-временного"
плана жизни (напр., субъекта) в моменты максимального
напряжения трагического отпадения, d) Страх есть
оценка отпадения с точки зрения невинной первостихии Ума, и
e) сострадание есть оценка мира, пребывающего в
сфере или в результате отпадения, с той же точки
зрения. f) Очищение есть оценка отпавших сфер бытия,
возвращающихся к утерянной цельности и блаженству.
Пространственно-временная структура мифа.
Будучи воплощением чтойности, трагический миф должен
представлять собою нечто совершенно определенное и
оформленное, как того требует лежащая в основе его
чтойность. Это значит, что трагический миф имеет
определенный объем, имманентно присущий сущности
изображаемых событий.
Чтойность есть специфическое единство, раскрываемое
в отличие от всяких других типов единства, и, прежде всего,
это не есть единство эмпирических процессов соответствующей
вещи. Параллельно с этим трагический миф есть
единство, прежде всего, действия, но не
людей, не характера и т.д.
Наконец, чтойность есть определенная
координированная раздельность. Это значит, что трагический
миф имеет также начало, середину, конец, из которых
каждое является таковым не по внешнему своему положению в
пьесе, но по имманентному присущию его сущности самих
происшествий85.
24. ИНЫЕ АСПЕКТЫ МИФИЧЕСКИ-ТРАГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
В предыдущем я рассказал только то основное и первичное,
что бросается в глаза при ближайшем изучении Аристотеля в
целом. Внимательный читатель, знакомый с I очерком этого
тома, конечно, не может не сделать некоторых типологических
выводов, которые я в IV очерке сделал для платоновского
учения об идеях. Античный характер аристотелевских
рассуждений о трагедии настолько очевиден, что совершенно
не требует своего обнаружения. Уже одно учение о подражании
весьма специфично для античной эстетики. Неразделение
морального и эстетического также есть прямое следствие
слишком "вещественного" и "жизненного" понимания искусства
у Аристотеля. Наконец, формалистический характер "Поэтики"
есть также результат антично-средневекового воззрения на
искусство. Так как эта эстетика насквозь онтологична и так
как поэтому настоящим, подлинным и единственным
произведением искусства является самое бытие в его
предельном оформлении, т.е. космос, то искусство в
нашем смысле слова есть для Аристотеля, как и для Платона,
уже нечто второстепенное и третьестепенное. Эстетически его
рассматривать для Аристотеля значит рассматривать
формалистически. Строго говоря, и для полного
платонизма (Платон), и для умеренного платонизма
(Аристотель) в искусстве и нет ничего, кроме этого
"подражания подражанию". И если все-таки и тот и другой
ценят искусство (в нашем смысле) высоко, то это получается
тут лишь благодаря выходу за пределы чисто эстетических
оценок. Однако типологию аристотелевской эстетики я не
предполагаю вскрывать подробно в данном месте, а
предполагаю рассмотреть еще иные области применения общего
аристотелевского мифически-трагического принципа. И прежде
всего, мне хочется рассмотреть вопрос о человеке и о его
появлении в качестве такого, т.е. о его воспитании.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.