Легко обобщить содержание (с точки зрения учения об
идеях) трех рассмотренных диалогов "Протагора",
"Лахета" и "Эвтифрона". Они анализируют предмет знания,
идею как предмет знания. И он оказывается столь же
специфичным, как и само знание. Он эйдетичен,
он есть эйдос, некая существенная целость, активно
осмысливающая свои части. Естественно теперь задать такой
вопрос. Знание, как абсолютная самосоотнесенность и чистота
от вещественности, специфично и в таковой своей
природе описано и усвоено нами. Предмет знания
чистый эйдос, активно осмысливающий все вне-эйдетическое.
Так нельзя ли теперь дать такую структуру, где и знание
и его предмет были бы охарактеризованы сразу с точки зрения
некоего единого центра? Где тот принцип, который
обусловливает сразу и знание (а также и сознание) и его
предмет в их описанных нами специфических особенностях?
Отсутствие системы и художественные намерения и тут
отвлекли Платона от последовательного решения этого
вопроса. Но мы были бы совершенно не правы, если бы не
нашли у Платона как раз на этой самой
описательно-феноменологической ступени тех мест в его
сочинениях, где этот вопрос и поставлен и ясно намечено его
решение. Приходится, конечно, разыскивать эти философские
мысли под грудой мало интересующих нас разговоров и лишних
слов. Но этот вопрос поставлен и принципиально решен именно
здесь, на стадии описательно-феноменологического
философствования (о решениях этого вопроса на более высоких
ступенях философского развития Платона будет у нас речь в
своем месте). Собственно говоря, вполне непосредственно
сюда относится только "Лисий", где впервые употреблен и
знаменитый платонический термин αρχή,
"начало", "принцип", и где полностью проведена попытка,
поскольку она возможна в пределах описательной
феноменологии, вывести знание и его предмет из одного
принципа (ср. тут такие понятия, как "первое", "сущность",
"свое" и т.д.). Однако позволительно (до некоторой степени)
причислить сюда и обоих "Гиппиев". В "Гиппии Большем"
перевешивает проблема предмета. Устанавливается, что с
точки зрения знания эйдос и везде в предмете и нигде, и
требуется нахождение принципа, который совместил бы то и
это. В "Гиппии Меньшем" перевешивает проблема знания, а не
предмета знания. Устанавливается, что ложное знание
возможно только в силу присутствия истинного знания, и тоже
выставляется постулат совмещения лжи с истиной. Хотя
решение этих вопросов намечается только в "Лисий", а в
"Гиппиях" оно только постулируется как выход из тупика в
феноменологии, все-таки удобнее всего отнести эти последние
два диалога именно сюда. Феноменологическое осязание
антиномии во всяком случае отсутствует в предыдущих диалогах.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.