А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


9. "ЭВТИФРОН"

В "Эвтифроне" также идет речь об определении, – на этот раз благочестия. На вопрос, что такое благочестие, первый ответ гласит: "преследовать судом того, кто нарушает закон убийством, ограблением храмов или еще согрешает как-нибудь в этом роде, будет ли это отец или мать или еще кто-нибудь" (5d). Ясно, что ответ слишком узок. "Ведь ты же признаешь, что и многое другое бывает благочестивым". "Так не помнишь ли ты, что я не о том тебя просил, чтобы ты из многого благочестивого показал мне что-нибудь одно или два, а показал бы тот самый видовой образ [так М.С.Соловьев переводит греческое "эйдос"], которым все благочестивоеблагочестиво? Ведь ты же сказал, что единым образом (μία ίδέα) все нечестивое – нечестиво, а также благочестивое – благочестиво" (6е). "Ну, вот, и разъясни мне этот самый образ (ίδέαν), что это такое, чтобы, смотря на него и пользуясь им как образцом, в случае, если бы ты или кто-нибудь другой делал что-нибудь подобное ему, мог я сказать, что это – благочестиво, а если не подобное, то нечестиво" (6е). Стало быть, Платон тут ясно отличает "идею" от частного ее представителя. Эта идея есть у него 1) нечто осмысливающее вещи и 2) в этом отношении являющееся для них образцом, парадейгмой. Итак, идея благочестия не есть просто справедливое обвинение отца в убийстве, хотя это справедливое обвинение и вполне благочестиво.

Второй ответ на поставленный выше вопрос гласит так: "То, что угодно богам, – благочестиво, а что неугодно – нечестиво" (6е – 7а). Но ведь известно, что "боги заводят усобицы и бывают несогласны друг с другом" и что "бывает у них вражда и между собою" (7b). Другими словами: "Из богов одни одно считают справедливым и несправедливым, другие – другое". "То же и относительно прекрасного и безобразного, доброго и злого; ведь не восставали бы они друг на друга, если бы у них не было относительно этого несогласия, не так ли?" "Стало быть, кто только находит что-нибудь прекрасным, добрым, справедливым, тот это и любит и противоположное этому ненавидит". "Значит, выходит как будто, что одно и то же бывает и ненавидимо богами и любимо и одно и то же может быть и богоненавистным и богоугодным". "Стало быть, одно и то же может быть и благочестивым и нечестивым, судя по этому рассуждению" (7b – 8а). В этом длинном рассуждении совершенно ясна общая мысль. Идея не есть бывание или становление, т.е. та или иная неустойчивость. Определить идею через то, что бывает один раз – одним, другой раз – другим, – невозможно (8а – 9с). Однако Платон отбрасывает и еще одну натуралистическую возможность, которая напрашивается сама собой. "Если бы Евтифрон доказал мне как нельзя более, что все боги до единого считают такую смерть несправедливою, то узнал ли бы я от Евтифрона что-нибудь новое относительно того, что такое благочестивое и нечестивое?" (9cd). Это – один из очень распространенных взглядов на идею. Думают, что если нельзя ее определить через становящиеся и изменчивые вещи и отношения, то можно это сделать через какое-нибудь одно, однородное качество вещи или вещей. Платон прекрасно понимает и эту ловушку. Несомое – несомо именно потому, что его несут, а не почему-нибудь другому. Любимое также любимо исключительно потому, что его кто-то любит. "Не есть ли и любимое также или что-нибудь происходящее, или претерпевающее что-нибудь?" "Не потому его любят, что оно любимо, а потому оно и любимо, что его любят" (10а-с). Теперь о благочестии. "Потому, значит, его и любят, что оно благочестиво, а не потому оно благочестиво, что его любят". "А богоугодное у нас, конечно, богоугодно и любимо потому, что его любят боги". "Богоугодное, стало быть, не есть благочестивое, Евтифрон: также и благочестивое не есть богоугодное, но одно – одно, а другое – другое". "А богоугодное, оттого что его любят боги, от этой самой любви и богоугодно, а не потому его любят, что оно богоугодно" (10d-е). "И выходит, Евтифрон, как будто ты, будучи спрошен о том, что такое благочестивое, не хочешь разъяснить мне его сущность (ούσίαν), а говоришь, что оно любимо всеми богами, что составляет лишь некоторое состояние (πάθος), претерпеваемое благочестивым; а в чем его сущность, этого ты не сказал" (11ab). Итак, привлечение всей сферы изменчивого для определения идеи есть лишь попытка указать ее несущественные признаки или свойства, которые все равно по существу своему могут быть и могут не быть привлекаемы в целях определения идеи.

Четвертый ответ на вопрос об идее благочестия исходит из условия специально привлеченного genus proximum243*. Тут ряд ответов. Genus proximum – справедливость. Благочестие есть справедливость. К этому "ближайшему роду" прибавляются разные "специфические различия". Во-первых, благочестие трактуется как справедливость плюс служение богам (11е – 12а), т.е. плюс принесение им пользы и делание их лучшими (12а – d) или – плюс угождение богам в молитвах (12d – 15а). Во-вторых, благочестие трактуется как справедливость плюс благодарность (15bc). Все эти определения опровергаются. А в заключение (15с – 16а) подчеркивается, что благочестие все-таки безусловно дано Эвтифрону (15d).

Таким образом, "Эвтифрон" содержит весьма важные мысли об отличии идеи как от отдельных вещей и поступков, так и от всей сферы становления идеи, брать ли эту сферу как таковую, в ее отвлеченном значении, так и в значении ее целокупности, как собрание всех ее представителей.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 738
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • Платон. ЕВТИФРОН | ЕВТИФРОН Евтифрон, Сократ2Евтифрон.Что это зановость, Сократ Оставив свои
  • Платон. ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ Вечное411то, что существует во все времена: оно
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 12 ЦВЕТОК ОТКРЫВАЕТСЯ В жизни бывают моменты,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 20 ТИШИНА На протяжении столетий внутренняя тишина
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 19 БЕСКОНЕЧНОСТЬ Стул, на котором вы сейчас
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 18 СИНТЕЗ Гармоничное единство противоположностей 150 этосостояние,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 17 ПРЕКРАСНОЕ Наше истинное существо прекрасно. Нам
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 16 ЧЕМ МЫ ЖИВЫ У Толстого есть
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 15 ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ Гусеница становится
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 14 ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ Это может показаться странным,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 13 ЛУЧШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ По одной восточной легенде,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 2 ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА Бессознательное по определению
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 11 ИСТОЧНИКИ ОТКРОВЕНИЯ Символы могут оказывать глубокое
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 10 ШКОЛА ЖИЗНИ Поскольку мир не приспосабливается
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 9 УМ ОСТРЫЙ И ЖИВОЙ Наши мысли
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 8 ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА В период моего обучения
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 7 ТИГРЫ ГНЕВА Повсюду на нашей планете
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 6 ВОЛЯ Воля, при надлежащем к ней
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 5 СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕРИМОЕ Несколько лет назад мне
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 4 МНОЖЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ Одно из самых вредных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 3 КАРТЫ Прежде чем идти дальше, давайте
  • П. Тиллих. МУЖЕСТВО БЫТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V МУЖЕСТВО И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ мужество быть
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Вторая АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ Большинство из нас
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь