|
П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬГлава 16 ЧЕМ МЫ ЖИВЫ У Толстого есть рассказ об ангеле, который ослушался Бога и был наказан: лишенный крыльев и облачений, он был низвергнут зимою на кладбище у какой-то глухой деревушки. Проходивший мимо бедный сапожник, не ведая о божественном происхождении ангела, подобрал его и не дал замерзнуть: он одел его, накормил и оставил у себя жить, сделав своим учеником. Прошло несколько лет. И однажды ангел улыбнулся так, что горница озарилась ярким светом. Пораженный сапожник спросил его, кто он и почему сияет. Ангел открылся ему и пояснил: чтобы возвратиться в рай, он должен был понять, благодаря чему люди живы на этой Земле. Он начал понимать это, когда в обличье человека рисковал замерзнуть на кладбище. Теперь, продолжал ангел, я окончательно понял, что люди не могут жить сами по себе, что они нужны друг другу и что люди живы любовью. Действительно, любовь дает нам жизнь. Но она также ослепляет нас, заставляет страдать и мучить друг друга. Возможно, прав был Данте, когда говорил, что любовь единственная причина всех радостей и страданий человечества. Спрашивается, что есть любовь? Одно мы можем сказать со всей определенностью: любовь есть великое таинство. Любовь столь же сложна, как сама жизнь, и никакие определения не исчерпают ее. Но мы можем в какой-то мере проникнуть в эту тайну. Не умаляя величия любви как таковой, мы можем найти пути, которые позволили бы нам рассмотреть особенности своей любви. Как мы уже делали это прежде, начнем с упражнения,
которое позволит нам рассмотреть наличное положение вещей,
а также исследовать их неявные связи и смыслы.
Рекомендуется также видоизменять это упражнение, визуализируя на двери вместо надписи "Любовь" надпись "Сексуальность". Сексуальность, даже в самых грубых и примитивных ее проявлениях, можно рассматривать как форму любви, стремления к единению с другим человеком. Исследуя свое ощущение сексуальности, мы нередко выходим на более глубокие, первоначально скрытые от нас уровни содержания. Опыт чистой, беспримесной сексуальности доступен немногим. У большинства из нас она несет какую-то дополнительную функцию, будучи средством, например, снятия напряжения, ухода от одиночества или действительности вообще, проявления власти над другим человеком или снискания его любви. Зачастую сексуальность обслуживает какие-то невротические потребности. Кроме того, сознательно исследуя сферу своей половой любви, человек может яснее осознать, какой у него образ себя и какое чувство самоуважения. Мы обнаружили также, что на самом деле отношение людей к сексу отражает их отношение к жизни вообще. Любовь можно исследовать также, обратившись к сфере
своих межличностных отношений. Как мы относимся к людям?
Каковы наши сильные стороны и ограничения в данной сфере?
Никакая связанная с любовью работа над собой не может
обойти эти вопросы. Чтобы облегчить протекание любви по
каналам общения, следует выяснить, чем обусловлен рельеф
этих каналов.
Приведенное ниже упражнение может помочь вам прояснить для себя характер ваших наиболее значимых взаимоотношений.
Теперь мы можем рассмотреть любовь в плане ее отношения к центру личности, который в психосинтезе называется человеческим "я". Любовь, исходящая из центра, объективна в том смысле, что не искажена личными пристрастиями. Поэтому она позволяет нам отождествляться с другим человеком без риска оказаться в его зависимости или стать жертвой его манипуляций. Поскольку она не зависит от реакции другого лица или желания снискать его признание и благодарность, она не ведает страха. С другой стороны, существует любовь, исходящая с периферии. Она может сопровождаться очень приятными чувствами, так что ее подчас нелегко отличить от центральной любви. Но между ними большая разница. Периферическая любовь ожидает признания и поддержки со стороны другого лица и посему живет в страхе не получить их. Вместе с тем было бы большой ошибкой чересчур разграничивать эти две формы любви. Во-первых, существует не две, но великое множество форм любви, соответствующих разным стадиям развития человека. Во-вторых, периферическую любовь вовсе не обязательно противопоставлять центральной любви, ее можно рассматривать как начальную форму последней. Как мы уже видели в главе, посвященной субличностям, любые наши психологические качества могут развиваться. Следовательно, любое качество можно рассматривать как преходящую стадию его развития. Усвоив эту точку зрения, мы сознаем, что на начальных стадиях развития все выглядит достаточно примитивно, не только любовь. Важно также учитывать, что у многих людей периферическая любовь соседствует с центральной, так что в какие-то моменты на передний план выходит первая, а в какие-то вторая, или обе могут присутствовать одновременно в той или иной пропорции. Более того, для многих людей даже периферическая любовь является большим достижением. Тут возникает естественный вопрос: а можно ли научиться любить? Да, можно. И те, чья любовь незрела, и те, кто, по-видимому, вообще неспособен ее испытывать, могут учиться любить, если находят для себя такую задачу достаточно важной. Как это делается? Любви научаются, обращая на нее
внимание, изучая ее, рассматривая с разных сторон,
экспериментируя с ней. Любовь присутствует во всех людях
независимо от того, сознают они ее или нет. Все мы когда-то
и в какой-то мере испытывали любовь и можем пробудить ее,
начать взращивать ее вновь.
Выполняя это и другие психосинтетические упражнения, важно не спешить и не насиловать себя, пытаясь побыстрее взять штурмом высшие уровни сознания. Как и любое наше качество, любовь находится в процессе развития, и мы пытаемся сотрудничать с этим процессом. Неприятие нынешней, действительной стадии своего развития, и обусловленные этим неприятием попытки тащить себя за волосы, чтобы ускорить свой рост, рано или поздно приводят к результатам прямо противоположным ожидаемым. Поиск гармонии, сонастроенности с естественным процессом синтеза гораздо более продуктивный подход. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|