П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ

- Оглавление -




Глава 16

ЧЕМ МЫ ЖИВЫ

У Толстого есть рассказ об ангеле, который ослушался Бога и был наказан: лишенный крыльев и облачений, он был низвергнут зимою на кладбище у какой-то глухой деревушки. Проходивший мимо бедный сапожник, не ведая о божественном происхождении ангела, подобрал его и не дал замерзнуть: он одел его, накормил и оставил у себя жить, сделав своим учеником.

Прошло несколько лет. И однажды ангел улыбнулся так, что горница озарилась ярким светом. Пораженный сапожник спросил его, кто он и почему сияет. Ангел открылся ему и пояснил: чтобы возвратиться в рай, он должен был понять, благодаря чему люди живы на этой Земле. Он начал понимать это, когда в обличье человека рисковал замерзнуть на кладбище. Теперь, продолжал ангел, я окончательно понял, что люди не могут жить сами по себе, что они нужны друг другу и что люди живы любовью.

Действительно, любовь дает нам жизнь. Но она также ослепляет нас, заставляет страдать и мучить друг друга. Возможно, прав был Данте, когда говорил, что любовь – единственная причина всех радостей и страданий человечества. Спрашивается, что есть любовь? Одно мы можем сказать со всей определенностью: любовь есть великое таинство. Любовь столь же сложна, как сама жизнь, и никакие определения не исчерпают ее. Но мы можем в какой-то мере проникнуть в эту тайну. Не умаляя величия любви как таковой, мы можем найти пути, которые позволили бы нам рассмотреть особенности своей любви.

Как мы уже делали это прежде, начнем с упражнения, которое позволит нам рассмотреть наличное положение вещей, а также исследовать их неявные связи и смыслы.

ИЗМЕРЕНИЯ ЛЮБВИ

  1. Представьте закрытую дверь. На двери написано "Любовь". Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись.

  2. Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме, – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.

  3. Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:

    1. Воспринимайте это со всей ясностью без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью.

    2. Сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите себе: "В мире любви есть и это". Затем переходите к другому образу.

  4. Выйдите и закройте дверь. В завершение упражнения подумайте о явившихся вам образах. Возможно, вам захочется понять, в чем их смысл, и как они связаны с любовью и вашей жизнью. Чтобы легче было проникнуть в их суть, можете записать свои переживания или зарисовать, что вы видели.

Рекомендуется также видоизменять это упражнение, визуализируя на двери вместо надписи "Любовь" надпись "Сексуальность". Сексуальность, даже в самых грубых и примитивных ее проявлениях, можно рассматривать как форму любви, стремления к единению с другим человеком.

Исследуя свое ощущение сексуальности, мы нередко выходим на более глубокие, первоначально скрытые от нас уровни содержания. Опыт чистой, беспримесной сексуальности доступен немногим. У большинства из нас она несет какую-то дополнительную функцию, будучи средством, например, снятия напряжения, ухода от одиночества или действительности вообще, проявления власти над другим человеком или снискания его любви. Зачастую сексуальность обслуживает какие-то невротические потребности. Кроме того, сознательно исследуя сферу своей половой любви, человек может яснее осознать, какой у него образ себя и какое чувство самоуважения. Мы обнаружили также, что на самом деле отношение людей к сексу отражает их отношение к жизни вообще.

Любовь можно исследовать также, обратившись к сфере своих межличностных отношений. Как мы относимся к людям? Каковы наши сильные стороны и ограничения в данной сфере? Никакая связанная с любовью работа над собой не может обойти эти вопросы. Чтобы облегчить протекание любви по каналам общения, следует выяснить, чем обусловлен рельеф этих каналов.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Приведенное ниже упражнение может помочь вам прояснить для себя характер ваших наиболее значимых взаимоотношений.

  1. Составьте список значимых для вас лиц, с которыми вы поддерживаете отношения. Затем выберите из этого списка пять человек.

  2. Возьмите большой лист бумаги и изобразите на нем простую фигуру (Рис. 4):

    Рис. 4

    Точка в центре – это вы. Остальные пять точек – это люди, с которыми вы поддерживаете значимые для себя отношения.

  3. В пространстве между центральной и каждой из пяти точек сделайте свободный рисунок, который бы отражал характер ваших отношений с данным человеком. Вы можете изобразить что угодно, не заботясь о мастерстве исполнения.

  4. Закончив рисовать, запишите любые соображения, которые придут вам в голову в связи с этими отношениями. Тем самым вы дополните их визуальный портрет словесным. Благодаря такому многомерному осознанию у вас может возникнуть какое-то решение и, возможно, план изменения этих отношений к лучшему.

Теперь мы можем рассмотреть любовь в плане ее отношения к центру личности, который в психосинтезе называется человеческим "я". Любовь, исходящая из центра, объективна в том смысле, что не искажена личными пристрастиями. Поэтому она позволяет нам отождествляться с другим человеком без риска оказаться в его зависимости или стать жертвой его манипуляций. Поскольку она не зависит от реакции другого лица или желания снискать его признание и благодарность, она не ведает страха.

С другой стороны, существует любовь, исходящая с периферии. Она может сопровождаться очень приятными чувствами, так что ее подчас нелегко отличить от центральной любви. Но между ними большая разница. Периферическая любовь ожидает признания и поддержки со стороны другого лица и посему живет в страхе не получить их.

Вместе с тем было бы большой ошибкой чересчур разграничивать эти две формы любви. Во-первых, существует не две, но великое множество форм любви, соответствующих разным стадиям развития человека. Во-вторых, периферическую любовь вовсе не обязательно противопоставлять центральной любви, ее можно рассматривать как начальную форму последней.

Как мы уже видели в главе, посвященной субличностям, любые наши психологические качества могут развиваться. Следовательно, любое качество можно рассматривать как преходящую стадию его развития. Усвоив эту точку зрения, мы сознаем, что на начальных стадиях развития все выглядит достаточно примитивно, не только любовь.

Важно также учитывать, что у многих людей периферическая любовь соседствует с центральной, так что в какие-то моменты на передний план выходит первая, а в какие-то вторая, – или обе могут присутствовать одновременно в той или иной пропорции. Более того, для многих людей даже периферическая любовь является большим достижением.

Тут возникает естественный вопрос: а можно ли научиться любить? Да, можно. И те, чья любовь незрела, и те, кто, по-видимому, вообще неспособен ее испытывать, могут учиться любить, если находят для себя такую задачу достаточно важной.

Как это делается? Любви научаются, обращая на нее внимание, изучая ее, рассматривая с разных сторон, экспериментируя с ней. Любовь присутствует во всех людях независимо от того, сознают они ее или нет. Все мы когда-то и в какой-то мере испытывали любовь и можем пробудить ее, начать взращивать ее вновь.

СОЗНАВАНИЕ ЛЮБВИ

  1. Вспомните время, когда вы испытывали любовь. Не просто думайте о ней, но вновь проживайте ее в своем воображении, как если бы это происходило сейчас. Вновь испытывайте происходившее во всех деталях – обстановку, звуки, эмоции, мысли и т.д.

  2. Событие это относится к прошлому. Осознайте, однако, что ожившая в вас любовь не обусловлена временем, что способность испытывать любовь присутствует в вас постоянно.

  3. Теперь, основываясь на осознании этого и на опыте любви, живущем в глубинах вашего существа, соприкоснитесь – пусть на один короткий миг, пусть поначалу очень смутно – с качеством любви в ее чистой сущности. Или по крайней мере представьте, насколько можно полнее, какая она, эта любовь.

  4. Теперь пусть возникнет образ, символизирующий для вас такую любовь. Это может быть что угодно – пейзаж, человек, абстрактный узор и т.д. Удерживая его перед своим внутренним взором представьте, что он говорит вам что-то – словами или без слов – о вас или любви вообще. Откройтесь ему.

  5. В конце запишите, что вы испытали, выполняя это упражнение.

Выполняя это и другие психосинтетические упражнения, важно не спешить и не насиловать себя, пытаясь побыстрее взять штурмом высшие уровни сознания. Как и любое наше качество, любовь находится в процессе развития, и мы пытаемся сотрудничать с этим процессом. Неприятие нынешней, действительной стадии своего развития, и обусловленные этим неприятием попытки тащить себя за волосы, чтобы ускорить свой рост, рано или поздно приводят к результатам прямо противоположным ожидаемым. Поиск гармонии, сонастроенности с естественным процессом синтеза – гораздо более продуктивный подход.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1789
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Ревность Импровизированная лекция стенографическаязаписьУ влюбленных ревность встречается
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Нудизм. Посвященческий смысл наготы I Импровизированная лекцияГода
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Пустота и полнота: Порос и Пения Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Роль женщины в новой культуре Импровизированная лекцияБиблия
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учитесь есть, чтобы научиться любить II Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учитесь есть, чтобы научиться любить I Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Духовный фильтр Импровизированная лекцияВы чувствуете, дорогие братья
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Два принципа: мужской и женский. Любовь к
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Читатель лучше поймет некоторые аспекты лекций УчителяОмраама
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ От Иезода к Кетеру: возвышение сексуальной силы
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Нудизм. Посвященческий смысл наготы II Импровизированная лекцияЕсли
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Мужской и женский принципы: проблема обменов I
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Мужской и женский принципы: проблема обменов II
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Родственная душа Импровизированная лекция записано на пишущеймашинкеЛюбой
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Всё 150 во взгляде Импровизированная лекцияВсе человеческие
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака II Импровизированная лекцияЯ
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака III Импровизированная лекцияСегодня
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Анализ и синтез Импровизированная лекцияЧтение мысли дня:
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Любовь, как солнце, организует жизнь I Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Любовь, как солнце, организует жизнь II Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Материнская любовь Импровизированная лекцияПредположим, что молодая девушка,
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Двенадцать дверей мужчины и женщины Импровизированная лекцияЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь