О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Молодежь перед проблемой любви III: Почему надо владеть собой

Импровизированная лекция

Чтение мысли дня:

"Всё, что нам мешает, мы рассматриваем как врага. Ну что же, надо изучать этого врага. Для древнего человека огонь был врагом; молния, вода, ветер, земля, животные... всё было врагом, и человек сражался и погибал в этой борьбе. Потом со временем, человек начал приручать эти силы и открыл, насколько они могут быть полезными.

То, что человек понял о стихиях, можно применить и к другим проявлениям жизни, к психической области. Вместо того чтобы избегать тех вещей, что вас смущают: чувственности, гнева, тщеславия, ревности и т.д., исследуйте эти области, стремитесь познать их и увидеть, что же они содержат. Именно эта смелость, эта отвага приведут вас к пониманию и открытию того, что зло, которое вы принимаете за врага, в действительности ваш друг, несущий вам подарки. Грядёт эпоха, когда у человечества сложится иное отношение ко злу, когда оно будет вооружено педагогическими методами, освобождающими его от всех внутренних ограничений".

Я уже много говорил на эту тему: как человеку удалось изменить своё отношение к силам природы, воде, воздуху, электричеству и использовать их для необыкновенных достижений. Внешне, несомненно, люди одержали большую победу над стихиями. Но для них по-прежнему важна внешняя сторона, там они нашли прогрессивные методы и способы, чтобы идти вперед, это хорошо. Но те же опасности, те же катастрофы угрожают им в их внутренней жизни, которой они не занимаются.

Мне доводилось разговаривать с молодыми юношами и девушками, которые расспрашивали меня о любви, и им никак не удавалось понять, что физические отношения, существующие между ними, могут нанести им ущерб. Наоборот, для них это было только счастьем, радостью, которая делала их богаче и здоровее. Но я попытался им объяснить: "Поскольку любое физиологическое проявление есть горение, то, даже думая, или говоря, вы сжигаете свои запасы... Это также верно для эмоций: когда вы неожиданно испытываете огромную радость или печаль, вы сжигаете материалы, от которых остается пепел, и затем надо спать, чтобы дать организму возможность восстановиться. Любое проявление, любые эмоции, чувства это расход материалов и энергий. Тогда как только люди могут думать, что в любовном возбуждении они ничего не расходуют и не теряют?" Именно тогда и происходят самые большие затраты, которые труднее всего восстановить. Потому что это квинтэссенции иной природы, иного качества, и на протяжении своей жизни человек теряет свой ум, красоту, чувствительность.

Это вовсе не означает, что нужно всё подавлять и жить без любви и нежности, нет. Вопрос в том, чтобы прожить осмысленную, разумную, красивую и гармоничную жизнь. Когда мы видим, как люди предаются физическим удовольствиям, не пытаясь наполнить их иным, более духовным элементом, есть чему удивляться и даже поражаться, потому что это большая потеря, большая утрата во всех областях. Но люди никогда не задумываются об этих потерях и говорят себе: "Но эти органы не изнашиваются". Конечно, эти органы не изнашиваются, но здесь, в мозгу, есть кое-что, что изнашивается. И надо это знать. Любовь может как стимулировать, вдохновлять, давать творческий толчок, так и наоборот. Большинство людей занимаются любовью так же, как едят: они полагают, что должны съесть несколько блюд, автоматически, даже если ничего не чувствуют.

Сегодня я повторю вам то же, что сказал одной молодой девушке, которая хотела знать, что хорошего или плохого в сексуальности: предпочтительнее жить в целомудрии или наоборот иметь сексуальные отношения... Я сказал ей: "На самом деле вы плохо ставите вопрос, как впрочем, и все. Одни высказываются за, другие – против. Но такие вещи надо представлять не таким образом... Правы ли те, которые хотят жить в целомудрии и воздержании? Всё зависит от того, какова цель. Это может дать как плохие, так и хорошие результаты. Воздержание одних может сделать истеричными, нервными, больными, а других сильными, уравновешенными и здоровыми. Возможно, правы те, которые дают выход всем своим инстинктам? Конечно, в этом есть некоторый резон. Разве это может принести благо? Конечно, это может принести как добро, так и зло. Не стоит классифицировать вещи таким образом, говоря: "Вот это хорошо... а это плохо". Добро и зло зависят от иного фактора: как использовать эти силы, как ими управлять. Нет ни добра, ни зла, всё становится либо добром, либо злом.

Вопрос в том, чтобы узнать каков ваш идеал, кем вы хотите стать. Если вы хотите стать душой, духом, исключительным существом, если хотите совершать открытия в духовном мире, соединяться с Небом, то, очевидно, вы будете вынуждены уменьшить число некоторых удовольствий или даже полностью отказаться от них, чтобы научиться возвышать свою сексуальную силу. Но если у вас нет этого высокого идеала, то в этот момент было бы глупо сдерживать себя, быть целомудренными, вы можете даже заболеть. Потому что ваши усилия ни с чем не созвучны". Очевидно, эта молодая девушка была ошеломлена моим ответом, потому что никто никогда не ставил проблему таким образом. Это может быть хорошо и может быть плохо. Но разумно ли в этой области давать одни и те же советы и правила всем подряд? Попросите любителя наслаждений стать целомудренным... Он посмотрит на вас изумленными глазами и скажет: "Да он с ума сошел! Это ещё что за философ такой? Откуда он свалился?" Поэтому я не даю одни и те же советы всем подряд.

Придет, например, кто-нибудь ко мне и скажет: "О, Учитель, я думаю, что мне не стоит жениться и иметь детей, меня привлекает духовность". И когда я посмотрю на его конституцию, строение, я отвечу: "Нет, нет, вам лучше жениться, иначе это будет ужасно, вы будете несчастны и не дадите никому покоя". А кому-то другому, желающему жениться я бывает, говорю: "Женитесь, если хотите, но вы должны знать, что не созданы для брака и будете очень несчастны". Многие юноши и девушки не знают себя и не знают, что надо делать. Каждый приходит со своей миссией, с заданной программой. И не ему решать, какие у него устремления и инстинкты. Я уже говорил вам это: "Дайте кошке лучший совет: стать вегетарианкой и не есть больше мышей... Она согласится с вами, скажет "мяу", т.е. согласна. Но как только вы будете готовы прочесть ей проповедь, она царапнет вас где-нибудь и оставит без всяких угрызений совести, чтобы пойти ловить мышей. Мышь её интересует больше, чем ваши разговоры. Так как же объяснить людям, которые и есть кошки, что они не должны есть мышей?

Если бы существовали весы, на которые можно было бы с одной стороны положить то, что выигрываешь от ощущений, порывов, удовольствий, а с другой – то, что теряешь, отказываясь от них, то вы отметили бы, что теряешь почти всё, и не выигрываешь почти ничего, так стоит ли всем жертвовать ради этого. Но поскольку никто и никогда не задумывается над тем, что ощущения стираются и забываются (ведь то, что вы ели вчера не имеет значения сегодня), они готовят себе нищенское существование. Если же вы сделаете усилие, чтобы отказаться, вы будете страдать какое-то время, но подготовите себе прекрасное будущее. Те, кто не думают, говорят: "Я доволен, я очень счастлив!", и они правы, но у них больше нет будущего. Возьмем, к примеру, пьяницу, который резюмирует целую философию: он ищет удовольствие в вине, он пьет и он доволен. Да, но потом, если это продолжается, как будет реагировать его начальник, семья, друзья?... И он готовит себе нищету. Итак, ощущения – это приятно, но непродолжительно; будущее – это нищета.

Вы знаете притчу из Библии, где Исаак уступает свое право старшего своему брату Иакову за чечевичную похлебку... Ради ощущения, удовольствия, он жертвует своим правом старшего, а Иаков им воспользовался. Вот притча, на которой не так часто останавливаются, чтобы пояснить её. Большинство людей асы в лишении себя самого ценного в обмен на удовольствия; да, это-то они умеют делать здорово. Но ученик должен уметь лишать себя некоторых удовольствий, чтобы получить другие приобретения. Конечно, я не говорю, что он должен лишать себя всего, сразу, одним махом. Он сам должен знать, как постепенно ему освободиться от всего, что тормозит его развитие на пути истинной эволюции.

Вы что же, думаете, что те, что стали великими Учителями, жили в удовольствии и наслаждениях? Ну нет, они прожили в лишениях, самоотречении, унижениях. Но их будущее превосходит будущее самых славных принцев: потому что они пошли путем отказа, отречения. Большинство людей ужасаются этому: они не хотят ни отказаться, ни лишить себя чего-то, а удовлетворить все свои желания и потребности. Да, но их будущее представляется потом очень плохим...

Бонфен, 31 июля 1975 года



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 954
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь