Гармоничное единство противоположностей это
состояние, к которому в той или иной степени может
приблизиться любой человек. Но для этого сперва нужно
выявить свои наиболее ярко выраженные противоположности и
изучить различные возможные пути работы с ними. Проделав
такой анализ, мы затем сможем приступить к синтезу.
К числу общераспространенных противоположностей
внутреннего мира человека можно отнести любовь и волю,
практичность и идеализм, чувства и разум, Эрос и Логос,
чувственность и духовность, деловитость и игривость,
интуицию и логику, пессимизм и оптимизм, мужественность и
женственность, консерватизм и радикализм, интроверсию и экстраверсию.
Игра этих противоположностей дает нам возможность
обогатить свой опыт, свою деятельность и, в конечном счете,
свой синтез. У некоторых людей трудно обнаружить хоть
какое-нибудь противоположное качество. Создается
впечатление, что они всецело обусловлены какой-то одной
стороной своей личности: человек, например, может быть
только работником, и совершенно не уметь развлекаться; или
он может быть интеллектуалом, начисто выключенным из
эмоциональной жизни и так далее. Обычным результатом
такой односторонности является застой в развитии.
Впрочем, подобная односторонность и ограниченность
зачастую бывает поверхностной: люди, отождествленные с
одним полюсом своей личности, могут быть щедро наделены
противоположным качеством, но подавлять его.
Еще чаще встречаются случаи колебательного
проявления противоположных качеств, когда человек по
очереди отождествляется то с одним, то с другим.
Проблема возникает тогда, когда мы отождествляем себя
лишь с каким-то одним из своих противоположных качеств за
счет другого. Затем мы постепенно становимся пленниками
избранного нами качества и соглашаемся ограничить себя им.
Наше поведение обедняется, поскольку мы в своем ослеплении
не видим противоположной половины спектра существующих у
нас возможностей.
Очевидно, разрешение этой проблемы состоит в том, чтобы
сознавать оба полюса, не отождествляясь ни с одним из них:
необходимо достичь состояния творческого напряжения,
динамического равновесия между полюсами. Чтобы достичь
этого, можно воспользоваться методом самоотождествления, то
есть отождествления с самим собою, с "я", независимым от
обеих сторон. Свобода "я" позволяет нам оценить по
достоинству их дарования и богатство, регулировать их
взаимодействие и решать, какую из сторон уместно будет
проявить в той или иной ситуации.
По мере того, как мы все лучше и глубже знакомимся с
этими противоположностями, мы видим, что контраст между
ними слабеет. В конечном итоге они сходятся и сливаются в
синтезе.
Такой синтез состояние возможное и желательное. В
самом деле, можно быть волевым и в то же время любящим
человеком; свободным и внутренне упорядоченным; практичным
идеалистом; мечтательным организатором. И все же слова эти
не вполне передают то, что подразумевается под синтезом.
Ибо слияние противоположностей создает новую
психологическую реальность, несводимую к сумме составляющих
ее частей. Поскольку такого рода реальность возникала в
человеческом опыте крайне редко, человечество не выработало
слов для ее обозначения, для обозначения, скажем,
синтеза чувственности и духовности, игры и работы, ума и
чувства. Этот факт показывает, сколь обусловлен наш
обиходный язык нашими противоположностями, воспроизводя и
увековечивая такую внутреннюю расщепленность.
Когда происходит синтез, новая сущность представляет
собой нечто большее, нежели сумму исходных элементов.
Будучи смешаны, кислород и водород образуют просто смесь
элементов кислорода и водорода. Но если в этой смеси
проскакивает искра, происходит взрыв, синтезирующий из них
воду нечто более сложное, и в то же время включающее
в себя обоих. Синтез психологических элементов дает сходный
результат: высвобождение психической энергии; появление
нового качества, которое включает в себя исходные; и
сознание того, что ни одно из исходных качеств утрачено не
было, что мы при желании можем вернуться к любому из них,
даже если обычно и не испытываем в этом потребности.
Приведенное ниже упражнение разработано для такой пары
противоположностей, как игра и работа, но предложенная в
нем схема может быть использована и для любой другой пары
противоположностей. Цель упражнения представить
синтез или, по крайней мере, состояние динамического
равновесия значимых для вас в настоящее время
противоположностей. Если вы почувствуете, что переходите на
сторону одной из них и начинаете осуждать другую, мягко но
твердо откажитесь от этого и возвратитесь в нейтральную
позицию, например, журналиста или ученого,
заинтересованного во всестороннем изучении вопроса.
СИНТЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (1)
Представьте, что вы попали в Страну Работы. Здесь
каждый человек при деле и выглядит по-деловому, всем своим
видом выражает деловитость. Посмотрите на выражение лиц
этих людей, как они ходят, как говорят и т.д. Посмотрите на
машины, витрины магазинов, дома. Зайдите в пару из них.
Среди людей, живущих в этой стране, вы можете
встретить своих знакомых, и даже себя. Это люди, а не
карикатуры. Но они обладают в основном качествами,
связанными с работой. Так, вы можете обнаружить здесь очень
умелых людей (посмотрите на почтальона, пожарника и т.д.).
Они ориентированы на достижение результата и мыслят
категориями продуктивности. Делают они все очень быстро и
выполняют большой объем работы. Попытайтесь увидеть
положительные качества этих людей и их ограничения.
Теперь вы попадаете в Страну Игры. Здесь все и вся
представляет полнейшую противоположность тому, что вы
только что видели. Люди спокойно гуляют по улицам,
улыбаются и весело проводят время, нимало не заботясь
вопросами конечного результата и продуктивности своей
деятельности. Они слегка рассеяны, шутливы, с оттенком
ребячливости. Они не любят серьезной работы. Ходите вокруг
и изучайте их так же, как вы делали это в Стране Работы.
Видите ли вы их желательные и нежелательные стороны?
Теперь представьте третью страну. Она находится в
очень красивом месте с мягким климатом, здания здесь
гармонично вписаны в природу. Корнями своими эта страна
уходит в древнюю, забытую цивилизацию. В ходе веков ее
обитатели постепенно создали неведомую нам культуру,
гораздо более совершенную в плане знания психологии. Они
глубоко изучили внутренний мир человека и знают, как
улучшить его жизнь. Одна из разрешенных ими проблем
развитие целостного человека, синтезирующего различные
конфликтующие фрагменты своей личности в одно целое.
В частности, им удалось осуществить синтез таких
человеческих способностей, как способность играть и
способность работать. В результате обитатели этой страны
работают играючи, и в то же время со всею ответственностью.
Они не только умелы и продуктивны, но и восприимчивы к
прекрасному.
Как и в предыдущих случаях, познакомьтесь с
некоторыми из них, поговорите с ними, посмотрите, как они
одеты, как работают, каков у них образ мысли. Погуляйте по
городу, зайдите в дома, театры, церкви, музеи, фабрики,
учреждения, рестораны, зоны отдыха. Затем опишите полученный опыт.
Следующее упражнение может выполняться как дополнение к
предыдущему, либо самостоятельно.
СИНТЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (2)
Выберите пару противоположностей, с которыми вы хотели
бы поработать.
Возьмите лист бумаги и, воспользовавшись методом
свободного рисунка, изобразите на левой половине одну из
противоположностей, а на правой другую. Напомним,
что художественные достоинства свободного рисунка значения
не имеют и в расчет не принимаются.
Два полюса стоят друг против друга. Вы можете
почувствовать, что между ними происходит некое
взаимодействие. Теперь возьмите другой лист и опять
изобразите на нем два полюса, а также их
взаимодействие. Взаимодействие продолжается как диалог
между ними: он может принять форму стычки, первого
знакомства, сдержанного общения, взаимной неприязни и т.д.
Продолжайте рисовать, делая рисунок за рисунком, и пусть
это взаимодействие само собою принимает любые очертания. В
процессе взаимодействия элементы его могут коренным образом
измениться.
Синтез может быть спонтанным развитием: две части
постепенно сливаются в нечто единое.
Если возникнет новая целостность, не
останавливайтесь на этом и попытайтесь понять, какое ваше
внутреннее состояние она изображает. Затем опишите на
обороте рисунка все, что вы испытывали в ходе упражнения, и
как этот новый синтез мог бы проявиться в вашей жизни.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.