|
П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬГлава 14 ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ Это может показаться странным, но когда личности открываются надличные сферы, она нередко начинает изыскивать способы их нейтрализации. На личностном уровне свои законы, цели и пути деятельности. Между тем нисхождение сверхсознательных энергий предполагает необходимость полной перестройки личности, переориентации ее на цели и законы надличного Я. Разумеется, эти перемены являются закономерным этапом развития личности как таковой. Рано или поздно приходит время гусенице становиться бабочкой; но гусеница может не испытывать особого желания меняться. Рост связан не только с приятными ощущениями: мы покидаем удобную обжитую среду и устремляемся в неизвестное. А неизвестное пугает. Однако сопротивление переменам не единственная причина, по которой на личностном уровне выстраиваются защиты против сверхсознательного. Вторая причина опасение остаться беззащитным и быть "наказанным" за это вновь. У каждого человека были такие моменты, когда он открывался жизни, отставив всякие защиты, а потом испытывал на себе ее болезненные удары. И он не хочет, чтобы нечто подобное произошло опять. По этим двум основным причинам личность склонна ограждать себя от надличного вторжения и отстаивать свои собственные законы и цели. Для этого она обращается к ряду искусных и почти всегда неосознаваемых стратегий защиты, простейшей и наиболее распространенной из которых служит подавление сверхсознательного материала. Можно упомянуть также проекцию ("отбрасывание"), когда надличные качества приписываются другому лицу гуру, психотерапевту, общественному деятелю, другу по принципу "куда мне до него"; компенсацию, "восполнив" надличного качества качеством противоположного свойства, например, любви агрессивностью; десакрализацию или развенчание циничное высмеивание всего хоть отдаленно связанного со сверхсознательными реалиями; защитный пессимизм, когда люди намеренно умаляют свои возможности ("я слишком глуп для этого") или ссылаются на обстоятельства ("я слишком занят по работе"); заорганизованность, создание организационных структур, которые формально призваны поддерживать и воспроизводить какие-то содержания сверхсознательного, но по сути своей самоцельны и воспроизводят лишь самое себя; догматизм, превращение сверхсознательного опыта в догму, в обязанность быть, скажем, радостным, любящим, просветленным и т.д. Все эти способы нейтрализации Я приводят к различным психологическим осложнениям. Однако осложнения могут возникнуть и в том случае, если человек действительно открыт потоку новых энергий. Правда, осложнения эти большей частью носят случайный и преходящий характер, а те немногие, которые на самом деле неизбежны, вполне преодолимы. Полезно все же знать о них заранее, чтобы в случае чего не быть застигнутым врасплох и быстрее с ними справиться. Наиболее распространенное осложнение, связанное с расширением сознания и все более тесным соприкосновением со сверхсознательным, это возрастающая чувствительность к человеческой боли и страданию, к грубости, агрессивности, ненависти и т.п. Кроме того, чувствительность возрастает не только в горизонтальном измерении, то есть в измерении сопереживания происходящему вокруг, но и в вертикальном. Чем выше пиковые состояния сознания, тем глубже пропасти отчаяния, ощущения бессмысленности и безнадежности. Фактически, человек, пробудившийся для сверхсознательных процессов, начинает обостренно сознавать цикличность психической активности циклы прозрений и спонтанного творчества, которые сменяются циклами замешательства и простоя. Следующее общераспространенное осложнение, возникающее нередко на начальных этапах знакомства со сверхсознательным, это ощущение своей несостоятельности. Великолепие, которое внезапно открывается нашему взору, может вызвать у нас обостренное осознание собственных ограничений. Поскольку же сравнение одна из главных умственных привычек личности, мы начинаем непроизвольно сравнивать свой образ жизни с красотой сверхсознательного. В результате такого сравнения вполне может возникнуть чувство вины и уныния. Возможна и противоположная реакция: забвение нынешних наших ограничений, ложная уверенность в том, что проблески сверхсознательного есть состоявшаяся действительность нашей личности. Подобный оптимизм является результатом смешения личного и надличного уровней. В результате у человека на какое-то время может возникнуть впечатление, что все его проблемы решены, что он достиг просветления и т.д. Да, постигнутое им надличное Я свободно, оно пребывает вне пространственно-временного многообразия этого мира с его противоречиями, не имеет проблем. Но полагать, что это распространяется и на нашу обычную личность, погруженную в повседневную жизнь, опасное заблуждение. Нередко оно является результатом перевозбуждения эмоциональной сферы потоком сверхсознательного материала. Когда в сознание врывается несметное количество образов, идей, логических связей и ассоциаций, может произойти также перевозбуждение интеллектуальной сферы. У человека возникает впечатление абсолютной ясности, прозрачности происходящего, всеведения; ему кажется, что он обладает решением всех проблем. Такое интеллектуальное перевозбуждение может вызвать бессонницу и другие психосоматические расстройства. У мистически настроенных лиц могут возникнуть сложности с возвращением в прозу повседневной жизни, особенно после глубокой медитации. Они находят, что испытанные ими поразительные откровения и ощущение неземного блаженства несовместимы с миром, в который им приходится возвращаться. Нередко у них возникает склонность осуждать этот "плотский" мир, чувство враждебности и отвращения к нему, ощущение заброшенности в ссылку на какую-то чужую планету и тоска по "божественной родине" в сочетании с полнейшей неспособностью функционировать на практическом уровне. Сходная ситуация описана в древнегреческом мифе об Икаре, воспарившем так высоко, что солнце растопило воск, которым были склеены его крылья, в результате чего он упал в море. Этот миф служит удачной иллюстрацией отношения к делу и печальных последствий такого отношения лиц, которые стремятся исследовать высшие этажи сознания, не заложив предварительно надежного личностного фундамента. Мы можем определить подобное отношение как "Икаров комплекс", тенденцию забывать в своем духовном стремлении о личностных ограничениях. Как и в случае любого другого важного начинания, на пути сознательной эволюции человек встречается с препятствиями, затруднениями, опасностями и т.п. К счастью, мы располагаем средствами, которые могут помочь нам справиться с проблемами, упомянутыми в настоящей главе. Как обычно говорил Ассаджоли, если вы хотите взойти на высокую гору, вам нужно сперва заняться тренировкой и подготовить себя к восхождению физически. Вам нужно также запастись необходимым снаряжением и изучить свои возможности. Сказанное относится в равной мере и к восхождению на высоты сверхсознательного. Для этого нужно тренироваться и иметь хорошее снаряжение. Необходимую основу восхождения составляет так называемый личностный психосинтез, нацеленный на формирование дееспособной личности, достаточно свободной от эмоциональных блоков. Такая личность знает, как удовлетворять свои потребности, способна конструктивно использовать свою агрессивную энергию и умеет учиться на ошибках. Она умеет управлять в определенной степени всеми своими психологическими функциями и ясно сознает, где у нее центр. Сформировав такую личность, мы можем безопасно и плодотворно взаимодействовать с высшими сферами своего существа; для нас начинается надличный или духовный психосинтез. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|