Этот закон, логически формулированный
Гегелем, был применен, с другой точки зрения, к биологии
Гербертом Спенсером. Последовательного же и полного
применения его к истории человечества, насколько мне
известно, сделано не было.
См. доказательства этого мнения в
"Очерках арийской мифологии" В.Миллера, первая глава (См.:
Миллер В.Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей
культурой. М., 1876. Т. 1).
Этим выражается только практическая
сторона религии; о теоретической и творческой ее сторонах
будет сказано в своем месте.
Социалисты-мистики и
социалисты-философы являются отдельными исключениями; вся
же масса социалистов ищет теоретической опоры только в
положительной науке.
"Творческое чувство" может казаться
противоречием, но дело в том, что человек, как конечное
существо, не может быть абсолютным творцом, то есть творить
из себя самого, следовательно, его творчество необходимо
предполагает восприятие высших творческих сил в чувстве.
Следует строго различать мистику от
мистицизма: первая есть прямое, непосредственное отношение
нашего духа к трансцендентному миру, второй же есть
рефлексия нашего ума на то отношение и образует особое
направление в философии, котором будет говорено
впоследствии. Мистика и мистицизм так же
относятся друг к другу, как, например, эмпирия и
эмпиризм.
Не нужно думать, что теократия была
только там, где было владычество жрецов как касты: и
гражданское правительство было теократией, так как
основывалось на религии; respublica имела характер
священный (sacer populus romanus); она была вместе и
церковью и государством, то есть, собственно говоря, не
была ни тем, ни другим в их теперешнем смысле, а
представляла их безразличие. Правители и военноначальники
приносили жертвы богам и имели, таким образом, религиозный
характер, с другой стороны, верховный жрец был вместе с тем
и тех, и первоначально не по одному только названию (rex
sacrorum (священный народ римский (лат.); священный царь
(лат.) со времени свержения царей в Риме
верховный жрец Ред.), а и на самом деле.
Разумеется, этим не исчерпывается
значение протестантства, которое было не только церковной,
но и общерелигиозной реформой.
Нормальное же отношение есть то, при
котором ни государство не служит народу, ни народ
государству, а оба одинаково служат одному высшему началу.
Старый же социализм (первой половины
текущего столетия) в некоторых своих школах старался слить
духовное общество с экономическим, то есть, собственно,
придать этому последнему значение первого, сделать из
рабочего союза церковь, нелепая попытка, которая
привела только к комическим результатам.
Диалектическая необходимость
перехода от господства авторитета к господству разума
указана мною в сочинении "Кризис западной философии" в
начале введения.
Так, например, в сочинениях аббата
Гратри, в истории средневековой философии Штекля и др.
(См., напр.: Gratry A. Cours de philosophie. Paris, 1864;
см. прим. 10 к с. 9. Ред.)
Уже по той причине, что
действительное блаженство предполагает для себя вечность:
Знай, для любви и для счастья мне нужно бессмертье,
Вечности счастье просит, вечности требует жизнь...
Эта тяжелая мысль над душой тяготеет,
Сердце грызет, как змея, отравляет блаженство.
(Чьи стихи, установить не удалось. Ред.).
Ибо для этого нужно было бы ответить
на вопрос, что должно быть; эмпирическая же наука
знает только, что бывает, но первое, очевидно, не следует
из второго, идеал не следует из действительности, цель не
вытекает из факта.
Употребляю здесь слово "сила" для
обозначения общего принципа, определяющего известный момент
в историческом развитии человечества, оставляя в стороне
вопрос, в чем состоит эта сила сама по себе.
Сочти все радости, что на житейском
пире
Из чаши счастия пришлось тебе испить,
И согласись, что, чем бы ни был ты в сем мире,
Есть нечто лучшее не быть.
(Чьи стихи, установить не удалось. Ред.)
Наружный образ раба, доселе лежащий
на нашем народе, жалкое положение России в экономическом и
других отношениях не только не могут служить возражением
против ее призвания, но скорее подтверждают его, ибо та
высшая сила, которую русский народ должен провести в
человечество, есть сила не от мира сего и внешнее богатство
и порядок относительно нее не могут иметь никакого значения.
Замечу мимоходом, что если всякая
государственная, или политическая, деятельность, основанная
на праве и законе, имеет специфически мужеский характер, то
деятельность экономическая, или хозяйственная, бесспорно,
принадлежит женщинам; как в частном союзе семье
хозяйками всегда были женщины, так они же должны
быть хозяйками и всемирного общества. Отсюда естественное
сродство социализма с так называемым женским вопросом и
необходимое в будущем превращение социальной демократии в
гинекократию.
Логическая необходимость, приводящая
к нулю последовательный идеализм, была указана многими,
например (чтобы упомянуть о последнем) Гартманом в его
"Grundlesung des transcendentales Realismus" (Hartmann E.
von Kritische Grundlesung des transcendentalen Realismus.
Berlin, 1875. Ред.). Отрицать эту
необходимость могут только умственно умершие догматики
гегельянства.
Скептицизм есть простое отрицание
всякой определенной философии (поскольку и сомнение
есть отрицание, именно отрицание уверенности и
определения), а потому неосновательно признавать его (как
это делают многие) за особенный тип или направление
философии.
Употребляю пока этот термин только
отрицательно, положительное же его содержание может быть
открыто только впоследствии.
Свободная теософия представляет,
таким образом, положительную противоположность скептицизма:
как этот последний есть отрицание всякой определенной
философии, так она есть всецелое единство их всех.
В особенности это должно сказать о
философии Гегеля, которая в своей сфере формального чисто
логического мышления является совершенно полной и
замкнутой. Поэтому общие формулы гегелизма останутся как
вечные формулы философии.
Определенный смысл этих терминов
будет объяснен в своем месте.
Употребляю здесь слово "метафизика"
в том смысле, в каком оно обыкновенно принимается
популярным скептицизмом, а именно в значении всякого
познания о существе вещей, всякого трансцендентного
познания.
Очевидно, бытие (действительное) =
явлению. Всякое действительное бытие есть явление, и, кроме
явления, нет действительного бытия. Но из этого не следует,
чтобы явление было все. Это следовало бы лишь в том случае,
если бы бытие было все. Но кроме бытия есть сущее, без
которого невозможно и само бытие, как явление невозможно
без являющегося. Сущее есть являющееся, а бытие есть
явление.
Немецкий натуралист Геккель
сравнивает ученых, занимающихся одним накоплением
эмпирического материала, с теми любителями, которые
собирают коллекции почтовых марок.
Это положительное ничто, или эн-соф
каббалистов, есть прямая противоположность Гегелеву
отрицательному ничто = чистому бытию, происходящему через
простое отвлечение или лишение всех положительных определений.
Так как первое начало заключает в
себе потенциально второе и вечно выводит или порождает его
из себя как свое вечное проявление, то оно может называться
его вечным Отцом, по отношению к которому второе начало,
или Логос, есть вечный Сын.
Эн-соф есть абсолютное само по себе
до проявления, Дух Святой есть абсолютное само в себе по
проявлении (разумеется, до и по существенно, а не во
времени), Логос же есть абсолютное не само по себе, а в
проявлении; поэтому, когда я говорю "абсолютное само по
себе", то разумею только первое и третье начало. Отсюда же
легко видеть, что только Логос имеет прямое отношение к
четвертому началу или первой материи и определяет ее как
идею, о чем более в своем месте.
Под бытием можно разуметь не модус,
а самый акт существования, но сей последний как нечто
совершенно непосредственное не поддается никакому
логическому определению. Здесь последнее сходится с первым,
и я могу только напомнить сказанное в начале этой главы по
поводу собственной действительности абсолютного. В своей
"Phänomenologie des Geistes" ("Феноменология
духа" одно из важнейших сочинений Г.В.Ф.Гегеля (см.:
Собр. соч. М., 1959. Т. 4) Ред.) Гегель
превосходно доказывает невозможность логически определить
непосредственную действительность или чувственную
достоверность, Sinnliche Gewissheit (см. "Phän. des
Geistes", 2. Auflage, 71 82) (Собр. соч. М.,
1959. Т. 4. С. 51 71. Ред.). Но когда
на этом основании Гегель прямо отрицает непосредственную
действительность, то легко видеть, что такое отрицание
вытекает лишь из его исключительной точки зрения, для
которой логический элемент есть все и алогичное совсем не
существует. Для всякой же другой точки зрения алогичный
характер непосредственной действительности нисколько не
мешает ее существованию, и из двух крайностей гётевское
Gefühl ist Alles все-таки лучше гегелевского
Gefüht ist Nichts (чувство есть все (нем.);
чувство есть ничто (нем.) Ред.).
В этом смысле бытие есть
самоопределение Логоса, тогда как сущее есть определенный
Логосом эн-соф, а сущность определенная Логосом
первая материя.
Точнее, Логос через сущность
определяет и т.п.
Если наше мышление по отношению к
внешней реальности есть нечто субъективное, то по отношению
к нашей воле оно представляет элемент объективный.
Очевидно, эти определения совершенно относительны.
Разумею здесь возможность в самом
общем, отвлеченном значении.
Тогда как при множественности
предикатов бытие одного освобождает субъект от
исключительной власти другого и тем утверждает его
самостоятельность.
Это различие, указанное здесь
мимоходом, получит весьма важное значение в этике.
Поэтому философия Гегеля, для
которой наше рациональное мышление есть мышление
абсолютное, знает идею только в форме понятия.
Ибо при односторонности определения,
то есть при одном определяющем, определяемое покрывалось бы
вполне этим одним определяющим, следовательно, не
различалось бы от него, то есть в таком случае
определяемого совсем не было бы, а когда нет определяемого,
то нет и определения, нет и определяющего. Таким образом,
одностороннее определение, то есть определение одним
определяющим, уничтожает самого себя, и, следовательно, оно
логически невозможно.
Под бытием, с которого Гегель
начинает свою логику, он разумеет не способ или модус
самоположения сверхсущего (в каковом смысле бытие есть одно
из основных и положительных определений), а только общее
понятие бытия, отвлеченное от всяких признаков и никакому
субъекту не принадлежащее; в этом смысле бытие имеет,
очевидно, характер чисто относительный и совершенно
отрицательный, вследствие чего и равняется понятию ничто.
Сохраняю выражение "вещь о себе" как
буквальный перевод Ding an sich не потому, чтобы я считал
этот термин Канта вполне точным и адекватным, а потому, что
он вошел во всеобщее употребление в философии и было бы
практически неудобно заменить его другим.
Форма без материи имеет общую
определенность, но не имеет собственного существования.
Материя без формы имеет существование как потенция или
сила, но не имеет никакой определенности. Соединение же их
обладает и тем и другим и есть, таким образом, определенное
существование или реальность.
Слова "actualité,
actuality", которые могли бы соответствовать
действительности, Wirklichkeit, вообще
неупотребительны, а когда и употребляются, то в другом смысле.
Кроме приведенного примера есть
много других, доказывающих этот недостаток; два из них
будут сейчас указаны.
Так, Кондильяк был только
карикатурой Локка, Сен-Мартен в наиболее зрелых своих
произведениях является только последователем Якова Бема,
Мэн де Биран передает своими словами Фихте, а другие, так
называемые спиритуалисты, или повторяют Декарта, или же
пародируют Шеллинга и Гегеля.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.