Сохраним здоровье детям…
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа всего педагогического коллектива по оздоровлению и укреплению здоровья детей может дать необходимый эффект. К тому же одной из первых задач, на который направлен ФГОС ДО является задача по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.
Как же рассматриваются в психолого-педагогической, методической, физкультурной и музыкальной литературе понятие –здоровье сберегающие технологии?
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
- Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-профилактические
- организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии
- развитие физических качеств
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика заболеваний
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Всю работу педагогического коллектива нашего детского сада мы строим по принципам:
- принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
- принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- принцип безопасности – не навреди
Таким образом, вся организация здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта
Система оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковые кинезиологические игры
- Музыкально – ритмические движения
- Ритмопластика
- Кинезиологические, валеологические распевки
- Коррекционные технологии
- Артикуляционная гимнастика
- Психогимнастика
- Арттерапия
- Вокалотерапия
- Применение сухого бассейна
- Песочная терапия
- Сказка терапия
- Су-Джок терапия
- Релаксация
- Динамические паузы
- Гимнастика для глаз
Одним из важнейших средств развития и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (коллажи из плёнки, игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.
Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности. Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается нами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.
В группах детского сада организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение»), уголки достижений ( «Цветок успехов», «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Коврик злости», «Коробочка гнева и раздражения», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.
Физкультурно-оздоровительная среда в группах детского сада включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажеры», «Массажные рукавички»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по нашему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.
Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики; в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе.
Вообще, в нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми:
- Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы
- Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы
- Создана предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели
- Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.
- Разработаны консультации для педагогов и родителей.
Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Выпуск в школу», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:
- Беседы на тему «Оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Организация обратной связи «Почтовый ящик»
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Консультации
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
- способствует формированию потребности в двигательной активности,
- способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
- Старший воспитатель – Халитова Альбина Фаритовна
- Музыкальные руководители – Локтева Наталья Юрьевна,
- Цепилова Ирина Александровна.
- Инструктор по физической культуре – Егорова Людмила Александровна.
- Педагог – психолог – Анохина Татьяна Александровна.
|