Конспект занятия на тему: «Зеленая аптека»
Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015
Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.
Программные задачи:
- расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
- уточнить части растений, используемых для лечения
- закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
- обобщить знания детей о деревьях
- развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения».
Материал:
- картинки с изображением листьев деревьев
- слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
- картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
- карточки с частями лекарственных растений.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:
-Вот конверт большой и желтый Как же нас, конверт, нашел ты? Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?
-Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»
В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?
В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку».
В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.
В каком лесу мы оказались?
-Дети: Смешанном.
В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно).
Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.
Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал – Не споткнулся, не упал.
В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик).
В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?
Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.
В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?
В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.
В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении».
Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.
Загадки.
* «Глазок золотой на солнце глядит Как солнце нахмурится, Глазок прижмурится»
(Одуванчик)
Помогает повысить аппетит, снять жар.
- «Каждый лист мой любит тропки У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Помогает от ран и порезов, от простуды.
* «В руки нам ты не даешься Как горчица сильно жжешься, В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак Много пользы ты приносишь И в беде ты нас не бросишь»
(Крапива)
Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.
* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка В середине золотая, кто она такая?»
(Ромашка)
Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине. - «Если что-то заболит, даже зверь не устоит С какой же травкой пить настой? С чудо травкой… (Зверобой)»
Останавливает кровотечение, уничтожает глистов, заживляет раны. - «У неё целебный лист Чай с ней вкусен и душист»
(Мята)
Лечит головную боль, простуду, ангину.
В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.
З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.
В.: Ребята, а вы знаете?
(Отвары, настойки, лечебные чаи)
В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?
Дидактическая игра «Вершки-Корешки»
З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.
В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.
Назовите их.
-Нельзя собирать траву вблизи дороги.
-Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.
-Нужно собирать в сухую погоду.
-Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.
З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека — это Природа.
В.: Да, зайчик, ты прав. Лес, как сказочное царство Тут кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье», им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.
|