Творческая разработка "Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ"
Выполнила: Якушева Мария Александровна Здвинск, 2016г МКДОУ Здвинский детский сад "Светлячок" комбинированного вида
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.
Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.
Задачи:
- рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий и их применения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- охарактеризовать направления здоровьесберегающей деятельности педагога в условиях ДОУ;
- раскрыть особенности деятельности родителей и педагогов ДОУ по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.
1.
I. Теоретические аспекты здоровьесберегающей деятельности
педагога ДОУ
1. 1. Понятие здоровьесберегающей деятельности ДОУ
Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья [4]. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.
Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:
- отсутствие болезней
- нормальное функционирование организма
- гармонизация организма и окружающей среды
- способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций
- полное физическое, психическое и социальное благополучие
- адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.
Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).
Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация поведения, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность (или напротив) самоконтроля и др.
Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей и образовательных учреждений. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ включает целую систему. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:
- Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.
- Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.
- Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.
- Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
- Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду.
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в целостной системе здоровьесберегающей деятельности детского сада.
Концептуальными положениями, обусловившими разработку системы здоровьесберегающей деятельности в детском саду, являются:
- Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка [5].
- Подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинации.
- Содержание, формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы оздоровительной работы с детьми.
- Рациональное сочетание разных видов занятий.
- Индивидуально-дифференцированный принцип организации двигательной активности [1].
Содержание данной работы включает в себя:
- мониторинг состояния развития;
- определение уровня здоровья;
- наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.
Лечебно-оздоровительная работа
Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.
Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.
Физкультурно-развивающая работа
Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.
Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.
Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В. Т. Кудрявцева.
Психолого-педагогическая деятельность
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.
Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.
Задачи:
- создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
- формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
- создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Здоровьесберегающие компоненты
Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:
- введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);
- личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);
- интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельностив детском саду
Предметно-пространственное обеспечение.
Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.
Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.
Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.
Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.
Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
- Физкультурно-развивающая работа.
- Психологическое сопровождение.
Кадровое обеспечение.
Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.
1. 2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая технология — это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и педагогов.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.
Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
1. 3. Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников
Новосибирская область является территорией с интенсивным антропогенным воздействием, опасным уровнем химического загрязнения водной, воздушной среды, разрушения почвы, что актуализирует проблему развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников и использования различных здоровьесберегающих подходов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Один из этих подходов – эколого-валеологическое образование дошкольников.
Для этого необходимо обеспечивать педагогические условия для успешности развития здоровьесберегающей компетентности дошкольников, а именно: значимыми для сохранения здоровья ценностными ориентациями и смысловыми установками педагогов, гуманизацией отношений субъектов образовательного процесса, созданием здоровьесберегающей среды развития ребенка, созданием детско-родительского сообщества.
Суть принципа сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи воспитательно-образовательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребёнка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания дошкольника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения информации и т.д.
Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации дошкольников на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
II. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ и семьи
2. 1.Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и обеспечение здоровья детей.
Такие задачи ставятся в ходе реализации «Закона об образовании в РФ» и ФГОС ДО, где указывается, что дошкольное образование должно стать полноценным звеном в системе непрерывного образования.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В дошкольных учреждениях Новосибирской области функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
Во многих дошкольных учреждениях есть «Тропа здоровья», которая в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия (В. С. Лосева): это коврики резиновые и шерстяные, лотки, наполненные каштанами, галькой, ребристые доски.
В оформлении групп и подборе игрового материала многие воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.
В дошкольных учреждениях используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой), гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна
- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: психогимнастика (Е. А. Алябьева), пальчиковая гимнастика, логоритмика.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»
- спортивные досуги и праздники
- музыкальные и физкультурные занятия.
Утренняя гимнастика. Важнейшим критерием эффективности зарядки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, желание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наиболее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу: наклоны вперед чередовать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упражнения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ускорения.
Физкультминутки. В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно проводить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.
Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по повышению двигательной активности.
Музыкально-подвижные игры. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала.
При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.
Гимнастика для глаз.
Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Особенно полезна гимнастика для глаз во время занятий, так как происходит формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка, привычки здорового образа жизни и закрепление навыков.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.
Пальчиковые игры целесообразно проводить, используя фланелеграф или магнитную доску, ограничиваясь пятью персонами. Можно применять фланелеграф, обучая детей счёту.
Одну и ту же пальчиковую игру необходимо повторять несколько раз с целью её полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку и игру и т.д. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.
Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций. Можно выделить в ознакомлении с праздником следующую последовательность:
- этап. Углубленное ознакомление с праздником. Праздник становится отдельной темой в рамках программы, большое внимания уделяется его сути и истории возникновения.
- этап. Введение разнообразного материала в соответствии с темой праздника, разучивание песенок, стихов, народных игр.
- этап. Празднование организуется в виде детского развлечения.
В дошкольном образовании уместным будет использование не только физкультурно-оздоровительных технологий, но и пассивных валеологических технологий. Они включают в себя:
- обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, среду, которая и ребёнку, и взрослому приносит здоровье и радость, а не болезни;
- объединяют весь педагогический коллектив для решения общих задач валеологической работы;
- приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
- осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
- формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в дошкольном образовании позволяет успешно организовать воспитательно-образовательный процесс без потерь в здоровье детей.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, которые проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).
Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях дошкольных образовательных учреждений, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Результатом эффективной работы педагогических коллективов является снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни.
2. 2. Использование здоровьесберегающих технологий в сотрудничестве ДОУ и семьи.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель — родитель», «воспитатель — психолог — родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями — общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла хорошие результаты[5, 9, 11, 14].
Заключение
Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основ здорового образа жизни. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста. Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ с привлечение специалистов и родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье, данный процесс идёт постепенно и зависит от физиологических и психологических факторов.
Учёные выделяют группы здоровьесберегающих технологий:
1группа – медико-профилактические:
- организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии:
- развитие физических качеств;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика заболеваний.
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Нами так же были рассмотрены условия здоровьесберегающей деятельности с детьми в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Литература
- Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. — 2000. — № 2.
- Валеология: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Я.Л. Мархоцкого. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 5-12 с.
- Евдакимова, Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ[Текст] / Е. С. Евдокимова // Управление ДОУ. — 2004. — № 1.
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст] / сост. Н.И. Крылова. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Зелинская, Д. Школа здоровья. [Текст] / Д. Зелинская. – М., 1995. — Т.2.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии[Текст] / В. И. Ковалько. — М.: ВАКО, 2004.
Приложение
Конспект занятия «Как правильно чистить зубки»
Программное содержание: формировать представление о необходимости ухода за зубами; закрепить знания о личной гигиене; развивать самостоятельность, приобщать к здоровому образу жизни.
Словарь: будем заниматься, привет, кукла Оля, паста, щётка, вода, стакан, полотенце, сундучок, подарок.
Оборудование: кукла Оля, таблички с именами детей, картинки и таблички
(паста, щётка, вода, стакан, полотенце), сундучок.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, посмотрите, сегодня в гости к нам пришла кукла Оля.
Дети: здороваются (привет).
Воспитатель: Оля не знает, как правильно чистить зубы.
А вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Оля посиди, да на нас погляди. Ребята, посмотрите, какие вы у меня опрятные, аккуратные, красивые.
Настроение у вас хорошее, бодрое потому, что: рано утром мы проснулись, потянулись, улыбнулись.
Дети: показывают движения (проснулись, улыбнулись, потянулись).
Воспитатель: кто дальше подскажет, что дальше вы делаете?
Дети: ответы детей (умываемся и др.)
Воспитатель: вспомните, какую потешку мы проговариваем, когда умываемся?
Воспитатель и дети: проговаривают потешку.
«Водичка, водичка
Умой моё личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок!»
Воспитатель: молодцы, посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён?
Дети: мышата, утята, кошка.
Воспитатель: все они чистят зубки. И мы будем правильно чистить зубы. Посмотрите на картинки (алгоритм чистки зубов).
Дети: смотрят.
Воспитатель: берите пасту и щётку. Наносите пасту (с горошину). Чистим так (показывает на картинку).
Дети: чистят.
Воспитатель: полощите рот. Вытирайтесь полотенцем. Молодцы, а кукла Оля посмотрела, как надо чистить зубы и научилась. Она говорит вам: спасибо. Она принесла вам подарок. Вот сундучок. Давайте скажем: спасибо и пока.
Дети: прощаются (пока).
Фитонцидотерапия в детском саду
В условиях дошкольного учреждения закаливание является эффективным лишь при условии, что оно органично вписывается в комплекс оздоровительных мероприятий и распорядок дня.
Для оздоровления и закаливания детей используются как традиционные (физкультурные занятия, прогулки и подвижные игры на улице, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные праздники и развлечения), так и нетрадиционные формы оздоровления детей, таки фитонцидотерапия).
Большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада. Микроклимат зданий характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания.
Огромное значение на состояние здоровья детей оказывает воздушный комфорт. Он определяется наличием кислорода, наличием отрицательных частичек-ионов — так называемых витаминов воздуха. Способствуют этому комнатные растения. Поэтому следует рассматривать комнатные растения в дизайне помещений не только с точки зрения эстетики, наблюдения и труда детей, но и учитывать их воздействие на организм ребёнка подбирать по экологическим свойствам.
С целью увлажнения воздуха целесообразно помещать в комнату, где находятся дети:
Оказывают губительные действия на бактерии:
- лимон,
- туя,
- алоэ,
- герань,
- роза,
- бегония,
- плющ,
- аспарагус,
- традесканция,
- фикус.
Отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества:
- хлорофитум,
- аспидистра,
- фикус.
Выходя с детьми на дневную прогулку целесообразно организовать дыхательную гимнастику вокруг кустиков можжевельника или деревьев: каштана, липы, клена, ели (для снятия усталости).
Можжевельник выделяет в воздух большое количество фитонцидов, поэтому целесообразно использовать его в оздоровительной среде для детей. Имеются данные, что один гектар можжевельника выделяет в сутки 30 кг фитонцидов, которые способны очистить от болезнетворных микроорганизмов воздушное пространство среднего города.
Комплекс дыхательных упражнений для часто болеющих детей
Вариант № 1.
- Дыхание через одну ноздрю. Продолжительность 10-15 секунд. Ребенок закрывает указательным пальцем поочередно правую и левую ноздрю. Необходимо следить за правильным положением головы.
- Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:
- гудит паровоз «ту-ту-ту» (тихо, громко, тихо)
- бьют часы «бом-бом-бом» (тихо, громко, тихо)
- шипят гуси «ш-ш-ш».
По мере усиления выдоха увеличивается количество произносимых звуков. Количество упражнений от 1 до 3 раз.
3. Ходьба по комнате. Руки согнуты в локтях. Поочередное разгибание рук вперед с произношением звука «чух-чух». Продолжительность от 10-15 секунд до 1 минуты.
4. Сидя. Надувание мягких резиновых игрушек или мячей. Надувать игрушку следует постепенно, начиная с 3-5 выдохов. По мере тренированности количество выдохов увеличивается до полного наполнения игрушек воздухом. Вдох через нос.
Вариант № 2.
- Дыхание через одну ноздрю.
- Звуковые упражнения:
- кричит ворона «кар-кар-кар» (тихо, громко, тихо)
- жужжит жук «ж-ж-ж» (тихо, громко, тихо)
- мычит корова «му-му-му» (тихо, громко, тихо).
3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны в стороны с произношением «кач-кач» (водокачка). Слова произносятся громко. Количество упражнений – 2 раза.
4. Имитация движения косца. На выдохе произносится звук «жух». Упражнение выполняется в правую и левую сторону (количество 8 раз).
5. Надувание резиновых игрушек.
Примечание: упражнения 1, 2, 5 выполняются так же как и в 1 варианте.
Точечный массаж по Уманской
А, это стихотворная форма к массажу:
Болит горло у котят, Глазки видеть не хотят. Носики совсем не дышат, Даже ушки плохо слышат.
Надо доктора позвать И малышек показать. К больным доктор приходил И массажем их лечил.
Всех массировать учиться- С грудки мы начнем лечиться. Есть больные очень точки Как тревожные звоночки
Пальцем надо их прижать, А потом вращать начать. Девочки и мальчики! Приготовьте пальчики!
Все нашли больной звоночек, Прижимай его дружочек Повращай один разочек, 2 и 3, 4, 5,
А теперь вращаем вспять 1, 2, 3, 4, 5 Есть на шейке ямочка, Помассируй мамочка
1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять 1, 2, 3, 4, 5 А чуть выше бугорок,
По нему скатились в бок Здесь живет ещё звоночек Он как часики стучит, Поработать нам велит
1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять 1, 2, 3, 4, 5 Чтоб котятки не ленились
И массажу научились. Говорила кошка «Лушка» «Помассируйте за ушком, Шейку, лобик почешите,
Нос погладить поспешите. Рядом с носиком звоночки, Отыщите их сыночки, И прижмите, повращайте:
1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять 1, 2, 3, 4, 5 Массаж на щечках продолжайте
1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять 1, 2, 3, 4, 5 А в конце потрем ладошки,
Мои маленькие крошки. Лучше, лучше три ладошки, И здоровой будешь кошкой. Хорошо мы полечились
И массажу научились, Чтоб красивым быть, здоровым! В детский сад ходить и в школу, Чтоб без болезней жить,
С массажем мы должны дружить!
|