Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников
М. В. Полукарова (педагог ГБОУ СОШ № 978 ЮАО г. Москвы)
Традиция является стержнем всей культуры, в основе которой лежит нравственность.
В русской традиции заключена народная мудрость, память предков, весь бесценный нравственный опыт народа, по нравственному воспитанию, передававшийся из поколения в поколение и дошедший до нашего времени.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры — были направлены в первую очередь на воспитание детей.
Причем как система воспитания традиция развивалась в соответствии с условиями жизни общества, так сравнивая и разбирая сказки видно, что многие из них менялись в зависимости от исторических условий. По мере изменений жизни общества, появлялись и новые сказочные сюжеты, которые отражали знания и представления об окружающем мире и отражали нравственные стороны развития народа.
Сказки, пословицы и поговорки формировали у детей основы нравственности, в них раскрывались нравственные нормы и базовые понятия морали, такие как: справедливость, совесть, сострадание, миролюбие, долг, честь и др.
В сказке добро всегда побеждало зло, герои жертвовали собой во имя людей и Родины. Многие сказочные сюжеты были посвящены и связаны с темами: труда, семьи (уважение и помощь родителям и младшим братьям и сестрам), друзьям, миру, Отчизне и т.д.
Кроме того, в живой образной и поэтической форме, у ребенка шло развитие речи, воображения.
Народные загадки — развивали наблюдательность, память и мышление. Уметь найти разгадку, подумать и дать правильный ответ, не так просто как кажется на первый взгляд. При этом шло и развитие творчества, ведь умение образно мыслить, наблюдения за явлениями природы и миром развивают сознание и способности. Ребенок, нашедший ответ, например, «между капустой и ста одежками» может составлять уже и собственные загадки.
Загадки создаются и сейчас, отражают элементы современной жизни и используются в процессе развития и воспитания дошкольников, например:
«По какому животному ходят люди и проезжают машины?». Ответ: Зебра.
«Из горячего колодца через нос водица льется» Ответ:
Чайник.
Одним из важных моментов воспитания и обучения в русских традициях, является раннее вовлечение детей в разные виды деятельности (игровую, творческую, трудовую).
Игры — как средство воспитания, являются наиболее эф-фективным моментом развития дошкольников.
С глубокой древности игры приучали детей к вступлению во взрослую жизнь. Любая игра — есть развитие человека. В основе игры лежит ситуация, в которой сталкиваются различные интересы (происходит борьба). Главное правило выражается крылатым выражением: «в споре выясняется истина». В игре заложен интерес, основанный на соревновании, в стремлении быть лучшим.
У детей есть характерная особенность отождествлять себя с героями сказок и любимыми литературными героями.
Это все связано с природными особенностями «живых» видов — «обезьянничать», т.е. подражать, копировать поведение своих родителей. В природе от этого напрямую зависит развитие и выживание видов. Отсюда, если детям с раннего возраста прививать правильные взгляды, образы, нравственные идеалы, развивая эти данные от природы особенности организма, эффект нравственного развития и воспитания будет впечатляющим.
Примеры игр: Разбор проступков отрицателънъос ска-зочных героев: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного, обманщика купца, жадного попа (из сказки А.С. Пушкина) и т.д. В основе лежит метод примера, который является как методом, так и средством воспитания. Этот метод очень действенен, и может применяться в форме создания разных игровых ситуаций.
Игра: «Цветик-семицветик» (по методике курса: Азбука нравственности»). Данная игра может проводиться (с адаптацией учета возраста) как в дошкольных учреждениях, так и начальной школе. Детям напоминается (читается пли рассказывается) сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Выставляется нарисованный на листе «Цветик-семицветик» (также, можно дать подобный «Цветик-семицветик из бумаги каждому ребенку) и ищу слагается «встать на место девочки Жени», проговорить н сказать свои нравственные желания (воспитатель их записывает на лепестках бумажного цветка). Задание воспитатель может конкретизировать: сказать желание для себя, для своих близких и родных, для друзей, для всех людей. После этого цветики-семицветики» собираются воспитателем.
Игра: «Золотая рыбка» (по методике курса: «Азбука }цшвственности»). «Представь себе: приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?»
Для создания особого настроения, и введения ребенка в роль или сказочную ситуацию, можно ввести такие элементы как: волшебная палочка, разыграть сценку с появлением золотой рыбки или просто вырезать рыбку и цветной бумаги или картона. Пусть рыбка «подплывает» к каждому и спрашивает, какие хорошие и добрые слова ребенок знает (эти слова воспитатель или его взрослый помощник фиксирует), низкое желание он хочет исполнить и для чего.
- Заметим, что своеобразие методики в том, что дети выступа ют как бы в роли заказчика, а не исполнителя желаний — не
от них самих, а от рыбки зависит, исполнится или нет назван-ное желание или просьба.
Игра: «Сказка в нашем мире». Суть игры: в нашем мире появляется сказочный персонаж или существо, которое не знает о нем ничего, задает наивные простые вопросы по принципу: А что это такое?; А почему так? и т.п. Дети (игроки) отвечают на его вопросы. Выигрывает тот, кто наиболее просто и правильно ответил на предлагаемые вопросы. «Персонажем сказки» может быть сам воспитатель. Вопросы могут быть разными (в зависимости от поставленных задач, раскрытие внутреннего мира, расширение кругозора и т.п.). Примерные вопросы (в зависимости от возраста): А почему мальчик подобрал на дороге бумажку и бросил ее в корзину?; А почему люди садятся в железную штуку с рогами (троллейбус)?; А, что нужно делать перед едой? и т.п.
«В здоровом теле — здоровый дух» — гласит народная мудрость, так наши предки донесли до нас определение нравственного здоровья человека.
Нравственность — опора семьи и государства. Основой для этого является нравственное воспитание и развитие наших детей.
|