Воспитатель: Сунцова Наталья Валентиновна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»
Цель: Активизация интереса и уважительного отношения детей и родителей к традициям и культуре народа Пермской земли.
Ход мероприятия:
Хозяйка горницы встречает гостей (дети в народных костюмах):
-Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим! Хлеб да соль вам! Давно уж вас поджидаем, веселье без вас не начинаем! А позвали мы вас на посиделки, где можно себя показать, на других посмотреть, да и мастерством похвастать! Всем ли места хватило? Никому не тесно? Всем ли видно? Всем ли слышно? Тогда начнем благословясь.
Дети:
Тихо в горнице- светлице, за окном белым- бело. Только прялице не спица, нить кружит веретено! Мастерицы дружно песню запоют и по утру, Кот у печки наблюдает, как клубок бежит к углу.
Прялка в доме – это ценность, одевала всю семью! Пряжа — нитки, нитки – полотно, полотно – рубаха, Об этом знает каждая пряха, Поэтому ее берегли, росписью Обвинской украсить могли!
Танец «Прялица» (Девочки)
Хозяйка: На то они и посиделки, что б не играть в гляделки, а посидеть рядком да поговорить ладком!
«Небылицы в лицах» (Дети и родители)
-Федул, что губы надул? --Кафтан прожег. — Можно зашить. — Да иглы нет. — А велика ли дыра? — Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идешь? — Да медведя поймал! — Так веди сюда! — Да он не идет! — Так сам иди! — Да он меня не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку! — Брюхо болит! — Сынок, иди кашу есть! — Что ж, раз мать велит- надо идти!
Хозяйка: В старину, у каждой девочки, начиная с пяти лет, была своя прялка. Делал прялку и дарил ей дедушка, прясть учила бабушка. Для невесты прялку делал жених. Муж- для жены, а отец- для дочери.
В горнице нашей тепло в шубе не замерзнем, пойдем плясать по соломушке, раздайся народ по сторонушке!
Плясовой хоровод «Ой, ниточка тоненькая!»
Хозяйка: Посиделки любили и стар и млад. Те, кто считался мальцом, сидели на палатях- наблюдали. А кто постарше – на печи- поучали!
Словесная игра «Листики- листочки»
Лист березы- березовый, Лист осины- осиновый, Лист рябины — ………, Лист дуба -……………,
Лист сосны -……………, Лист смородины -………
Народная игра «Я по саду ходила и платочек обранила»
(Дети идут по кругу, водящая в кругу)
-Я по саду ходила и платок свой обранила, весь садочек обошла и платочек не нашла.
- Мы в садочке гуляли и платок твой отыскали, под малиновым кустом, под березовым листом!
(Кто поднимет платок, тот становится водящим)
Дети:
Уж ты, Прялица, — кормилица моя, да возьму ка я на улицу тебя. Стану я прясть, да попрядывать, да на милого дружочка поглядывать. Без милочка нет весельица, моя маменька не сердится! Кружит прялочка -сама прядет, а милочек меня в пляс зовет!
Частушки (родители)
Дайте лен, дайте лен, Сорок девять веретен. Стану прясть-попрядывать, На дружка поглядывать.
Сидит Ваня у ворот, Широко разинув рот И никто не разберет, Где Ванюша, а где рот!
У дверей на сундуке Сидит Дуня в колпаке, Как напялила колпак, Похожа стала на зевак!
У меня на сарафане Петушки да петушки, Мой Петруша очень любит Жаренные пирожки
Моя прялка не прядет, Колесо не вертится, Что то милый не идет, Видно долго сердится!
Хозяйка: На Урале, друзья протекает Обва река. И живут на ней мастера, они прялки из дерева и по ныне делают. А лопасти прялки украшают обереговой росписью.
Дети:
Обвинская роспись- волшебный цветок! Защитную силу имеет восьмой его лепесток! Для предков цветок -звездой может был, Иль солнцем волшебным когда то служил. Теперь украшает прялку и дом. И сила защитная все еще в нем.
Хозяйка: Хороши посиделки разговорами, шутками, прибаутками, да пришло время и мастерство показать! Да как же здорово подарить мамам, бабушкам, сестренкам частичку своего труда, своей души! Обвинская роспись имеет яркие локальные (крестьянские) цвета, они хорошо просматривабтся на контрасте (синий- красный, оранжевый) Для оживки и приписочек можно использовать белый цвет.
Прялок лопасти распишем ярусами (показ): Центричный узор (в центре) – для маленькой сестренки;
Двухярусный узор (два ряда) — для мамы;
Трухярусный (три ряда) — для бабушки.
В мастерской все готово, проходите выбирайте прялку и работу начинайте!
Дети работают под русскую народную песню «Пряха»
Хозяйка: Подсыхают наши прялочки, а для гостей музыкальный сюрприз!
Песня «Дуня –тонкопряха»
Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто. Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! Потолще полена, потоньше оглобли. Ах, Дуня, Дуня, потоньше оглобли.
Стала наша Дуня на городе ткати. Ах, Дуня, Дуня, на городе ткати. На городе ткати, колом прибивати. Ах, Дуня, Дуня, колом прибивати.
Стала наша Дуня свой холстик белити. Ах, Дуня, Дуня, свой холстик белити. В речку опускала, речку осушала. Ах, Дуня, Дуня, речку осушала.
Из речки тащила, берег своротила. Ах, Дуня, Дуня, берег своротила. Стала наша Дуня рубашечку кроить. Ах, Дуня, Дуня, рубашечку кроить.
Топором наставит, молотком ударит. Ах, Дуня, Дуня, молотком ударит. Стала наша Дуня рубашечку шита. Ах, Дуня, Дуня, рубашечку шита.
Буравом натянет, канатом продёрнет. Ах, Дуня, Дуня, канатом продёрнет. Стала наша Дуня надевать рубашку. Ах, Дуня, Дуня, надевать рубашку.
Семеро держали, трое надевали. Ах, Дуня, Дуня, трое надевали. Три года носила, смены не просила. Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!
Хозяйка: Вот и подошли к концу наши посиделки. Кто душой отдохнул, кто новое для себя открыл, а кто главное понял, что тот славится, кто мастерством хвалится!
|