Цель: расширить знания дошкольников о традициях русской народной культуры и прелести её обычаев.
Задачи:
- Знакомство с русскими хороводными играми, песнями, обычаями и традициями русского народа. Расширить представление дошкольников о русском фольклоре.
- Формирование интереса и уважения к традициям на Руси через разные жанры русского фольклора.
- Воспитание нравственных качеств личности.
Дети вместе с ведущим подходят к залу. Двери зала закрыты.
Ведущий: Что же делать? Давайте постучим. Стучит. Выходит хозяйка.
Скачать конспект
Xозяйка. Добрый день, гости желанные! Милости просим в нашу горницу на посиделки!
Вед.: Отдых — это не безделки, время игр и новостей
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
Дети (хором): Для друзей и для гостей!
Хозяйка. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль», — с поклоном приглашает нас хозяйка. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли».
Хозяйка и ведущая с подносом в руках обходят весь зал, каждый ребенок и взрослый отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает. В это время звучит русская народная музыка в аудиозаписи.
Хозяйка. Без хлеба не бывает праздника. Хлеб — всему голова.
- Исполняется песня «К нам гости пришли» (слова М. Ивенсен, музыка Ал. Александрова).
Слышится плач младенца
Хозяйка: Белогорочку разбудили.
Все дети подходят к люльке, хозяйка берет запеленованного «младенца» на руки.
Хозяйка: Разбудили мы Белогорочку, громко пели. Что же надо сделать, чтобы её успокоить?
Дети: Покачать и спеть колыбельную.
Вед.: И мы с детками знаем такие колыбельные, которые создал наш Белгородский народ ещё в далёкие времена. Но колыбельные тех лет до сих пор поют мамы своим деткам.
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели на люли.
Они стали ворковать,
Нечем Белогорочку годувать.
И нет бубличка с медком,
И нет кашки с молочком.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток.
А баенки, баенки,
Прибегали заиньки.
Всю капусту пощипали,
В чисто поле убежали.
А мы зайчиков найдём,
Уши серые намнем.
Хозяйка уложила спать младенца и предлагает дальше в горнице петь да играть.
Хозяйка: Наши посиделки продолжаются!
Будем петь, играть, хороводы водить!
Вед.: Всем знаком любимый хоровод, который водят на день рождения «Каравай»?... Дети: Да!
Вед.: А знаете ли вы, мои дорогие, что эту хороводную песню сочинил наш Белгородский народ? А теперь её поют во многих городах и областях нашей Родины. Давайте и мы с вами поводим хоровод, кто у нас тут именинник?..
Хозяйка: А я предлагаю вам, мои детушки, поиграть в мою любимую игру
- Игра: «Пошел козел по лесу»
Вед.: Хозяюшка, а я слышала про такую игру, которая называется «Плетень». А что такое плетень?? Расскажешь?
Хозяйка рассказывает про плетень, показывает иллюстрации.
Хозяйка: Ребятки, а вы знаете какую либо русскую народную игру, которая вам очень нравится?
Дети отвечают.
Вед: Ох, и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли на празднике нашем.
Нигде не видали мы праздника краше!
Так будьте здоровы, Живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты!
Чтоб к вам приезжали желанные гости
Чтоб люди на вас не имели бы злости
Чтоб дружной работою нашей бригады
Все были довольны, довольны и рады.
|