ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2051 Дошкольное отделение №2 «Почемучка»
Подготовили и провели воспитатели:
- Тимохина Ю.В.
- Савальвер Л.Н.
- Виданова Т.А.
Тема проекта: «Путешествие по сказкам. Сказка наоборот».
Тип проекта: краткосрочный, групповой дети 5-6 лет, коллективный.
Вид проекта: информационно – творческий, познавательный, игровой.
Проблема: «Для чего нужна сказка детям. Какие бывают сказки».
Виды сказок: бытовые, о животных, волшебные.
Актуальность:
«Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
/В. А. Сухомлинский/
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребенка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается первое знакомство ребенка с окружающим миром. На примерах сказок ребенок учится понимать, что добро всегда побеждает зло. Сказки ребенка учат дружбе, общению, честности, доброте, человеколюбию. Помогают развивать речь, воображение, творческие способности, учат передавать эмоции.
Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее, что самое ценное зарабатывается трудом.
Однако, как показали наблюдения у детей стал пропадать интерес к сказкам и чтению книг.
Причины:
- отсутствие времени у родителей и желание чтобы почитать детям
- не понимание родителей важной роли сказки в развитии детей
- замена близких и понятных сказочных героев новыми персонажами литературе на экранах телевидения (фиксики, смешарики, киборги и т.д.)
- компьютеризация
- не информированность родителей о том, какие книги нужно читать детям в разные возрастные моменты.
Поэтому проблема о сохранении интереса у детей к сказкам остаётся на сегодня актуальной.
Михалков Сергей
Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Потянул за книжкой руку, А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник, И тебя могли оставить Все герои детских книг.
Цель: прививать детям интерес к сказкам, развивать творческие способности, фантазию.
Воспитывать любовь к книгам, чтению и рассказыванию сказок; учить сопереживать близким, друзьям, одногруппникам.
Задачи для воспитателя:
- Составить картотеку с речевым материалом – пословицы, поговорки, загадки о сказках и сказочных героях.
- Разработка конспекта по развитию речи на тему: «Сказка наоборот».
- Изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями по теме: «Сказка наоборот».
- Подготовить консультации – рекомендации для родителей.
- Сборник докучных сказок.
- Оформление проекта.
Задачи для детей:
- Формировать представление детей о роли сказки в их жизни.
- познакомить с видами сказок: бытовые, волшебные, о животных.
- Расширять кругозор детей, учить слушать сказку.
- Обогащать словарный запас детей, провести словарную – объяснить устаревшие слова, которые уже давно не используются в нашей речи (давеча, чую, русский дух и т.д.)
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
- Прививать навыки выразительного чтения используя голосовую интонацию.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми в различных ситуациях.
- Познакомить с детскими художниками – иллюстраторами.
Задачи для родителей:
- Заинтересовать родителей принять активное участи в жизни ребенка в ДОУ.
- Привлечь родителей к работе над проектом.
Используемый материал:
Художественная литература – книги и сборники сказок; иллюстрации к сказкам; портреты детских художников иллюстраторов; методическая литература; загадки, крылатые выражения «Сказка ложь — да в ней намек» и т.д.; дидактические игры; разные виды театра; альбомы, цветные карандаши, фломастеры; прослушивание аудио сказок.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Художественно-творческая деятельность.
Тип проекта: групповой, информационно-творческий.
Срок исполнения: краткосрочный, 1 неделя.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
- Дети знают какие бывают сказки и чему они нас учат.
- После прослушивания сказки могут ответить к какой группе сказок она относится.
- Ребята с интересом слушают и пересказывают текст сказки с использованием голосовой интонации.
- Улучшение связной речи у детей, умение правильно и полно давать ответы на вопросы.
- Умеют рассказывать докучные сказки, придумывать загадки.
- Развитие творческих способностей детей: коммуникабельность, сопереживание, оказание помощи друг другу.
- Развитие совместного сотрудничества ребенок — родитель.
Этапы проекта:
l-й этап. Подготовительный
- Подбор литературы: сказки, стихи, пословицы, загадки, консультации для родителей.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Знакомство детей и родителей с проектом.
- Разработка конспектов, составление плана работы.
ll-й этап. Основной.
Совместная деятельность детей и воспитателей.
- Чтение сказок.
- Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Назови сказку», «Отгадай героя сказки».
- Пересказ сказок, сюжетно – ролевые игры, театрализованные дидактические игры.
- Проведение НОД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание книг и иллюстраций к сказкам.
- Рисование иллюстраций к сказкам.
- Коллктивная работа. Рисование героев к сказкам «Колобок», «Репка».
Совместная деятельность с родителями.
- Знакомство с темой проекта.
- Акция «Подари книгу». Помощь родителей и детей в пополнении книжного уголка сказками.
- Придумывание сказок с детьми и их оформление. Сказка наоборот «Сказка про добрую и хитрую лису».
- Консультации для родителей «Для чего нужна сказка детям», «Какие бывают сказки», «Докучные сказки».
- Чтение сказок с детьми. Беседа о прочитанном.
lll- этап. Заключительный.
- НОД по развитию речи. Конспект занятия «Путешествие по сказкам. Сказка наоборот».
- НОД по развитию речи. Творческие работы детей совместно с родителями. Презентация детьми своих работ по теме «Придумай сказку про хитрую и добрую лису».
- Подведение итогов проекта.
Перспективный план реализации проекта.
Понедельник.
- Беседа: «Знакомство с видами сказок».
- Чтение разных сказок. Словесное рисование детьми после прочтения сказки характеров героев, обстановки.
- Игровая импровизация. Покажи при помощи мимики и жестов настроение героев из сказки «Про Машу и медведей».
Вторник.
- Беседа «Сказка ложь – да в ней намек».
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.
- Пересказ прочитанных сказок и их инсценировка.
Среда.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам детских художников – иллюстраторов.
- Самостоятельное составление сказок детьми.
- Загадки о сказках и сказочных героях.
Четверг
- Рисование сказочных героев. Коллективная работа по подгруппам. Первая подгруппа – сказка «Колобок», вторая подгруппа – сказка «Репка».
- НОД развитие речи. Конспект занятия по теме: «Сказка наоборот».
- Викторина по сказкам.
Пятница
- НОД по развитию речи. Творческое занятие, проведенное детьми по теме: «Сказка про добрую и хитрую лису».
- Рассматривание детьми книг, которые были подарены родителями для пополнения «Уголка чтения» в группе.
- Чтение детских стихотворений про сказки.
Анализ проекта
Дети с увлечением научились слушать сказки. Запоминают их содержание. Устойчивы навыки к пересказу содержания сказок. Понимают мораль сказки и поучительные моменты в ней. Знают, что в сказках всегда добро торжествует над злом. С увлечением и положительными эмоциями играют роли сказок и отдельные эпизоды из них. Умеют от имени героев сказки, вести диалог при использовании настольного театра. С удовольствие обыгрывают, такие сказки как — «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь». Научились рассуждать и делать выводы по прочитанному произведению. Дети любят рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. Желание нарисовать героев сказки. Придумывать сказки наоборот, где положительного героя они сначала превращают в отрицательного, а в конце сказки делают его снова положительным. Викторина по сказкам показала, что дети хорошо знают сказки и умеют отвечать на вопросы по их содержанию.
Родителям было предложено, больше читать детям дома сказок и обсуждать их содержание, задавая вопросы детям: о чём эта сказка? Кто главные герои? Какова мораль сказки? И т.д.
|