Лемкина Надежда Сергеевна. Формирование национальной культуры дошкольников

Формирование национальной культуры дошкольнико

Лемкина Надежда Сергеевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» Городской округ Саранск

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении, развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующим поколениями.

Сегодня мы в полной мере осознаем, что человек должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру. В нашей дошкольной образовательной организации ведется большая работа по внедрению лучших традиций мордовского народа, приобщению к культуре своего народа и других народов. [1, с. 5].

 

Чтобы обогатить и закрепить представления детей о жизни мордовского народа, организованы игры-путешествия: «В гости к бабушке в деревню», «В столицу Мордовии», «Путешествие по родному краю». Обучающиеся в таких играх отражают запомнившиеся им картины из жизни мордовского народа. Родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса, они способствовали оформлению в группе Центра национальной культуры: это создание мини-музея «Моя Мордовия», где представлены: предметы быта, посуда, обувь, одежда, вышитые изделия и др. Возвращение традиций национальных культур – одна из главных задач работы педагога. Мы можем отметить, что многие праздники мы возродили и они стали традиционными. Мы пытаемся показать эти праздники в таком виде, в каком проводились раньше, это – «Колядань-чи» ( «День коляды»), где дети старших групп ходят колядовать с веселыми песнями в параллельные группы, та группа, куда пришли колядовать, им раздает конфеты, «Весенние Жаворонушки» — это день встречи весны. Цель праздника продолжать знакомить и учить понимать смысл произведений устного фольклора (заклички, прибаутки, песенки, поговорки, освоить интонационно-попевочный словарь мордовского народа. В апреле в дошкольной образовательной организации проходит праздник «Ярило и его игры».

Праздник борьбы весны и зимы. Персонаж данного праздника Ярило-красно солнышко, юноша в колпаке, украшенный бубенцами, лентами, который руководит играми на празднике. Мероприятия посвящены празднику «Троица», который сопровождается чтением стихов, произведений устного народного творчества, посвященных этому дереву, в том числе и русские праздники: «Пасха», «Масленница» и др. Наш детский сад тесно сотрудничает с «Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи», с детской библиотекой имени К.И. Чуковского. До пандемии дети старшего дошкольного возраста посещали музей, библиотеку и сотрудники музея и библиотеки проводили мастер-класс внутри дошкольной образовательной организации, предлагали обучающимся поучаствовать в мастер-классе «Создание мордовского национального украшения», «Роспись национальной игрушки», в настоящее время встречи происходят онлайн.

Мы даем детям не только новые знания, но и организовываем непосредственное их участие в исполнении обрядов, народных песен, инсценировок. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные) органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. Для старших детей основное место занимают бессюжетные игры «Раю-раю», «Самии», «Круговой», «В котел», дидактические игры: «Мордовский орнамент», «Волшебный куб: достопримечательности Саранска (знаменитые люди) Мордовии». Они содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели. В основе мордовских подвижных игр лежат эпизоды из жизни мордовского народа «В базар», «В редьку», «Тканье полотна», «В ключи», «В курочек», подражание повадкам животных и птиц «В волков», «В журавлей» [3, с. 7]. Кроме всего выше перечисленного, национальная культура отражается и в основной образовательной деятельности, на занятиях аппликацией дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети создают композиции узоров не только на различных геометрических формах (полосе, квадрате, круге, но и на бумажных силуэтах предметов быта, по теме: «Мебель», украшают столешницу, «Одежда» — свитер, варежку. Знакомя с частями национальной одежды мордовского народа, учим детей произносить предметы на мордовском языке [3, с. 32]. В процессе ознакомления с национальной одеждой используются репродукции, фотографии, подлинные изделия с мордовской вышивкой.

На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора [2, с. 45].

Литература:

  1. Мудрова, М. М. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000. – 288 с.
  2. Мордасова, С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы республиканской научно-практической Конференции (Саранск, 10-11 апреля 2003) / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003. – С. 31-34
  3. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир: Сованта, 2005. – 77 с.
Просмотров: 279
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Гайнетдинова Олеся Камилевна. Научно-исследовательский проект на тему: «Кумыс, как отражение традиций и культуры башкирского народа»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Юсупова Елена Михайловна. Конспект НОД на тему: «Игры башкирского народа»
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Степанова Сардана Васильевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Игры моего родного народа»
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Курышева Надежда Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: Поэтика народных традиций. «К нам гости пришли, дорогие пришли»
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Бедарева Наталья Викторовна. Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, «Весенняя птичка»
  • Просекова Елена Михайловна. Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»
  • Курамшина Рузия Ренатовна. Эссе: «Я частичка своего народа»
  • Жукова Елена Алексеевна. Обобщённый педагогический опыт воспитателя «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа»
  • Фазлыева Гульсум Марселевна. Сценарий праздника «Быт и обычаи татарского народа».
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Юрьевна Бесчетникова. Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Лилия Кушалиева. Конспект-сценарий природно-обрядового праздника башкирского народа 'За талою водой'
  • Равкова Марина Викторовна. Культура самовыражения педагога дошкольной образовательной организации
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СЕМЬИ ТАТАРСКОГО НАРОДА. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА. КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ.
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Фефелова Ольга Игоревна. Презентация на тему «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь