Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»
Выполнила: воспитатель Просекова Елена Михайловна Новокузнецк, 2016
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
*.. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
СкачатьРабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации» (проект)
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Цель программы: создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, социальных структур в обогащении духовного мира детей и взрослых.
- Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержания работы и форм организации.
- Обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей.
- Разработать формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьёй.
- Использовать опыт других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Изменить позиции родителей по отношению к деятельности дошкольной образовательной организации.
- Привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольной образовательной организации.
Принципы к формированию Программы:
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
- Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
- Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Законодательно-нормативное обеспечение Программы:
- Закон РФ «Об образовании»,
- Концепция дошкольного образования,
- Семейный кодекс,
- Типовое положение о дошкольном учреждении и другие нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня;
- Устав дошкольной образовательной организации,
- Договор с родителями,
- Положения о родительском комитете, попечительском совете, консультационной работе в дошкольной образовательной организации.
Условия, способствующие развитию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи:
- равенство позиций партнеров
- доброжелательность, открытость, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон, с учетом индивидуальных способностей и возможностей
- доверительные отношения не навязываются, а проявляются как естественное желание обоих сторон.
Сведения о родителях:
В группе 30 семей, из них
- 27 полных семей
- 3 неполные семьи
- 31 родитель с высшим образованием
- 26 родителей со средним — специальным образованием.
Этапы реализации Программы:
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный» (1 месяц)
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- подбор и изучение методической литературы по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- определяются места проведения мероприятий;
- продумывается техническое оснащение мероприятий;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно — просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной» (9 месяцев)
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический» (1 месяца)
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Ожидаемые результаты:
Для родителей:
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Для педагогов:
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
С целью реализации целей и задач Программы была разработана модель организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:
- создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
- увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов
- изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
- повышение уровня компетентности педагогов
- востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.
Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков, представленных на рисунке 1.
|