подготовил воспитатель МДОУ центра развития ребенка – детского сада 45 «Колосок»: Юсупова Елена Михайловна
Цель: Познакомить детей с народом и культурой Башкирии
Задачи:
- Познакомить детей с природой, культурой башкирского народа;
- Воспитывать доброе, уважительное, отношение к каждой культуре народов России.
- Развивать внимание, речь, память;
- Создать эмоционально – положительный климат для занятия художественно- речевой деятельностью;
- Создавать дружескую атмосферу в группе;
- Воспитывать у детей основы духовно – нравственной культуры народов России.
Используемые методы и приемы:
- Словесные (Беседа воспитателя, вопросы, пояснения).
- Практические (Дидактические и подвижные игры).
- Наглядные (слайды, иллюстрации).
Материалы: Готовые шаблоны: мусульманские узоры, орнамент, клей, полоска бумаги на каждого ребенка, клеёнка, салфетки.
Скачать конспект
Предварительная работа:
Сбор информации по теме. Подготовка материала и оборудования. Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка).
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны) Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мо дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны).
И я вас всех люблю (обнять себя руками).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём? (В России)
Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия, а в ней есть такая замечательная республика, которая называется Башкортостан. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями и культурой народа Башкирии.
Воспитатель: Этот удивительный край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть и горы, и долины, и реки, и озера, и леса. В Башкирии очень дружно живут русские, башкиры, татары, марийцы и люди многих других национальностей. (дети смотрят слайды).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (кукла, девочка).
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашей гостьей. Её зовут Ляйсан. Посмотрите, какой красивый наряд она одела. У Ляйсана красивое платье зеленого цвета, с красной оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилеточка с цветочным орнаментом называется камзул. На ногах красные сапожки. Голову украшает налобная повязка с круглыми медальонами. Ляйсан по национальности башкирка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, добрая она или злая? (ответы детей).
Воспитатель: Наша гостья другой национальности, но она очень добрая, красивая и дружная. И не только наша гостья такая, Башкирский народ весь очень дружный, отзывчивый. (дети рассматривают взрослых в башкирских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? (да). Ляйсан хочет с нами немного поиграть и принесла нам свою башкирскую народную игру «Курай». Давайте поиграем в эту игру? (Дети соглашаются).
Подвижная игра «Курай»
Проводится игра: в центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети взявшись за руки, идут по кругу. Услыхали нашкурай и собрались все сюда. Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда: Хай, хай, хай, хай на зеленом на лугу, мы попляшем под курай. (дети разбегаются по группе) Ты курай задорный, веселей играй, тех кто пляшет лучше выбирай. (ребенок кураист выбирает лучшего исполнителя движений).
Подвижная башкирскаяигра «Курай»
Подвижная башкирская игра «Курай»
Воспитатель: Дети, рассаживаемся на свои стульчики.
Вот как весело мы поиграли. А еще Ляйсан принесла свои национальные блюда и хочет вам их показать (показ картинок, слайдов).
Воспитатель: Еще ребята, Башкортостан славится своим медом.
А давайте узнаем, чем полезен мёд? (ответы детей)
Правильно, ребята, он лечебный и целебный, укрепляет иммунитет.
Вот посмотрите, у меня есть вот такой бочонок, который принесла Ляйсан нам из Башкирии. (Детям показываю бочонок.)
Воспитатель: А еще, ребята, наша гостья принесла нам красивые узоры из Башкирии.
Но чтобы мы их не потеряли, давайте наклеим эти узоры на белый лист бумаги и сохраним себе на память. (творческая деятельность детей: аппликация)
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, с каким народом мы с вами сегодня познакомились? (Ответы детей: башкиры) А в какую игру мы играли, кто помнит? (Ответы детей: Курай)
Давайте скажем Ляйсан спасибо, что пришла сегодня в гости к нам и познакомила нас со своей культурой и традициями.
До свидания, ребята! (Дети прощаются)
Список литературы:
- Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! – Уфа, БИРО, 2005. -144с.
- Галяутдинов И.Г. и др. Детский фольклор. – Уфа: Издательство «Китап», 1994. – 160с.
|