Зорина Валентина Ивановна. Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»

Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»

Зорина В.И.

Тезисы к теме: «О тактичном поведении педагога в преодолении конфликтных ситуаций с детьми».

  1. В общем плане, тактичность в поведении по отношению к другим людям должен проявлять каждый человек, а не только педагог по отношению к воспитаннику. Тактичность является одним из важных признаков культурного человека. Общество требует соблюдать такт от каждого своего члена по отношению ко всем остальным в любых контактах с ними.
  2. Особенно острыми являются требования к педагогам быть тактичными в их общении с детьми. Здесь педагог должен учитывать:

а). Своё превосходство над несовершеннолетним учащимся в подготовленности к общению с людьми. Педагог – взрослый человек, имеющий опыт такого общения, получивший специальное образование и воспитание, подготовленный профессионально к любым возможным конфликтам.

 

б). Учащийся – это ещё ребёнок, у него ещё нет развитого общественного сознания. Он только начинает познавать правила поведения человека в отношениях с другими людьми. И именно педагог должен знакомить его с этими правилами, и не только словесными поучениями, но и своим личным примером. В том числе и примером тактичного поведения.

в). Педагог (воспитатель) должен помнить о том, что у ребёнка любого возраста есть права, отраженные в законодательстве РФ. Ребёнок об этих правах ещё ничего не знает и свой протест против бестактного с ним обращения проявляет лишь эмоциональным, причём часто неадекватным поведением: он кричит, плачет или отвечает грубостью и пр. И виноват в этом педагог.

3. Перечислить и описать все возможные случаи бестактного поведения педагога по отношению к ребёнку невозможно. Они бесчисленны, зависимы от разных обстоятельств и непредсказуемы. Поэтому раскрыть тему можно лишь указаниями, чего нельзя делать педагогу в отношениях с ребёнком, особенно в конфликтных ситуациях.

4. Одно общее требование к поведению педагога (воспитателя) в любых, в том числе и конфликтных обстоятельствах – всегда проявлять выдержку и терпение, вести себя спокойно, вежливо и уважительно ко всем участникам конфликта. Не допускать некультурных форм поведения – не кричать, не использовать оскорблений или угроз, не употреблять бранных слов, не плакать и др.

5. Ещё одно обязательное требование к педагогу – в любой конфликтной ситуации, даже если ребёнок действительно сильно провинился, а при разборе обстоятельств это отрицает, и при этом грубит, лжет или пытается свалить свою вину на других, ни в коем случае нельзя УНИЖАТЬ ребёнка. Нельзя обзывать его словами типа «Ты дурак!», «Неуч!», «Ты всё врёшь», «Ты предатель!» и т.п. При любой остроте конфликта педагог должен и может любую свою мысль выразить без брани и оскорблений.

В душе каждого ребёнка на генетическом уровне заложено врождённое и очень обострённое чувство собственного достоинства. Оно выработано природой в ходе эволюции человека как средство защиты жизни особи, её сохранения в тяжелых условиях первобытности, когда от статуса особи в племени зависело её право на получение своей доли пищи из общей добычи. Поэтому дети очень болезненно реагируют на унижения.

6. Нельзя унижать ребёнка не только бранью или угрозами, но и обидными намёками, а тем более прямыми упрёками в том, в чём он не виноват. Например, его бедностью, или тем, что у него «плохие родители» или «плохая наследственность» и т.п. Нельзя противопоставлять ребёнка другим детям и пытаться в качестве наказания сделать его изгоем в коллективе из-за того, что он неправильно себя вёл.

7. Следует избегать публичности разборок конфликтных ситуаций. Если конфликт произошел во время урока или какого-то коллективного занятия с детьми, и начались крики и скандал, педагог должен сказать очень спокойно и вежливо провинившемуся ребёнку, что он считает его поступок неправильным, но сейчас нет времени в этом разбираться, нужно закончить занятие. А позже – (и назвать подходящее время и место, участников или свидетелей происшествия, уточнить, пригласить ли родителей и руководство детской организации, но изначально стараться по возможности не расширять число участников разбирательства).

При публичных разборках происшествия есть риск усугубления конфликта. Могут начаться крики, споры, взаимные бездоказательные упрёки, и тут как раз будет простор для всех форм бестактного, а часто и несправедливого обращения с участниками и виновниками событий. Среди родителей тоже бывают люди невысокой культуры и морали, эгоистично настроенные на безусловное оправдание своего ребёнка и обвинения в адрес других детей, или даже воспитателя или учителя. Они способны устроить публичный скандал и могут в присутствии ребёнка, или даже многих детей, бестактно оскорбить или унизить учителя или воспитателя, нанеся такой ущерб нравственности детей, который очень трудно будет исправить.

8. В трудных и конфликтных ситуациях, при разборке конкретных случаев, которые могут быть самыми разнообразными, педагог и воспитатель никогда не должен забывать, в чём состоит его главная задача. Задач тут возникает несколько:

– Тщательно, внимательно и терпеливо разобраться в случившемся, установить истинную картину происшедших событий;

– Твёрдо и достоверно установить, кто из детей был виноват в произошедшем конфликте;

– Выяснить причину неправильного поведения виновника. Только ли это был его внутренний импульс, или было и внешнее воздействие, чьё-то влияние на поведение, или была прямая его провокация?

– Выявить все оправдывающие ребёнка обстоятельства. Может быть, тяжелые жизненные условия вывели его из равновесия, возможны его заброшенность и одиночество, может быть, его кто-то запугивал, довёл до озлобления? Вообще возможно, что плохое поведение ребёнка есть его защитная реакция на несправедливость окружения.

– Педагог и воспитатель ни в коем случае не должен поддаваться чувствам досады, раздражения, предубеждения и антипатии по отношению к ребёнку. Нужно найти в себе силы максимально деликатно, доброжелательно, доверительно поговорить с ребёнком. Обычно в таких условиях ребёнок раскрывается и искренне рассказывает обо всём. Его рассказ может быть и бестолковым, путаным, нелогичным, он ещё не умеет себя защищать, но нужно его внимательно и терпеливо ВЫСЛУШАТЬ.

– Конечно, педагог должен оценить степень вины воспитанника и меру наказания, которого он заслуживает. Но свои выводы он обязательно должен согласовать с другими членами педагогического коллектива, с родителями и с другими детьми, если их возраст это допускает. Главное, чтобы всем было очевидно, что наказание заслуженное и не превышает меры справедливости.

– Все эти задачи очень важны. Но всё завершается для педагога решением главной сверхзадачи. Таковой является:

– Деликатно, убедительно, понятно и ТАКТИЧНО ОБЪЯСНИТЬ (!) ребёнку, какую ошибку он сделал, в чём он был неправ. Какие правила поведения он нарушил? Какие и кому нанёс обиды? К кому был несправедлив?

Высшее достижение педагога – добиться, чтобы ребёнок понял свою вину и искренне в ней раскаялся. Но чтобы при этом он вышел из конфликта не униженным, жестоко наказанным и отторгнутым от коллектива, а, наоборот, с облегчённой душой и добрыми намерениями на будущее.

Просмотров: 391
Категория: По направлениям » Для детского сада » Эссе педагогов




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Редактор. Как должен быть одет Дед Мороз?
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Бочарова Галина Ивановна. Педагогический проект «Правила, которые должен знать каждый »
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Кошкарова Ирина. Поведение родителей по отношению к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад
  • Дмитриева Ольга Николаевна. Интегрированное развлечение по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе 'Это должен каждый знать обязательно на 5'
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Кошеленко Оксана Владимировна. Эссе моя педагогическая философия «Педагог – чемпион, победитель Жизненной Олимпиады»
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна. Среда как третий педагог



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь